Лучший педагог года

Консультация для воспитателей «Формирование социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР»

Ирина Коршунова
Консультация для воспитателей «Формирование социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР»

Консультация для воспитателей

На тему:

«Формирование социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР»

Подготовила воспитатель : Коршунова И. И.

Цель мероприятия

Познакомить педагогов с программой занятий "Школы общения", направленной на углубление и расширение знаний о способах общения. Формирование социально-коммуникативных навыков и умений детей в общении со взрослыми и сверстниками.

Основные задачи мероприятия

Публикация «Консультация для воспитателей „Формирование социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР“» размещена в разделах

1. Напомнить о трудностях, которые препятствуют детям с ЗПР общаться между собой, с окружающими людьми.

2. Напомнить о том, что к детям неодходимо относиться как к субъекту взаимодействия.

3. Выделить основные направления коррекционной работы по формированию социально-коммуникативных навыков и умений дошкольников с ЗПР.

Оборудование мероприятия

Анкеты для родителей, педагогов.

Содержание мероприятия

Вводная часть

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития, обеспечивает условия их продуктивного взаимодействия с окружающими, является существенным фактором социализации этих детей и компенсации нарушений в их развитии. Учёными доказано, что без целенаправленного обучения коммуникативная деятельность у детей с ЗПР развивается со значительным отставанием от коммуникативных умений и навыков нормально развивающихся сверстников.

Изложение лекционного материала

Трудности в общении старших дошкольников с ЗПР с окружающими людьми связаны:

1. с несформированностью возрастных форм общения этих детей;

2. с неразвитостью структурных компонентов общения;

3. с замедлением темпов и качественным своеобразием эмоционально-личностного развития.

Дошкольники с ЗПР не используют в своей речи оценочных суждений, не стремятся согласовать со взрослым отношение к обсуждаемому, их речевые высказывания практически во всех случаях носят ситуативный характер. По функции это чаще всего обращения за помощью, вопросы, связанные с деятельностью ребёнка; по содержанию высказывания - простые, не связанные между собой. Недостаточность владения внеситуативными формами общения выражается в несформированности устойчивых мотивов общения со взрослыми, в снижении потребности в общении, несформированности речевого общения и в особенностях поведения (незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм). Недостаточный уровень речевого развития препятствует полноценному взаимодействию детей с окружающими людьми.

Педагоги часто относятся к ребёнку как к объекту педагогического воздействия, но не как к субъекту взаимодействия. В коррекционных группах для детей ЗПР преобладает "учебно - дисциплинарная модель общения". Основной целью такого взаимодействия является сообщение воспитанникам знаний, формирование у них определённых умений и навыков, в то время, как личностному развитию, внутреннему миру ребёнка внимания уделяется мало. Такой характер общения педагогов с детьми создаёт неблагоприятные условия для формирования общения и в некоторых случаях усугубляет недостаточность социально-коммуникативных умений и навыков у детей.

Таким образом, можно выделить основные направления коррекционной работы по формированию социально-коммуникативных навыков и умений дошкольников с ЗПР :

1. Коррекционно-развивающие занятия по формированию представлений о различных средствах коммуникации и овладению соответствующими практическими умениями;

2. Коррекционнно-педагогическая работа с использованием театрализованных игр и специальных упражнений;

3. Работа с родителями.

Решение задач по выделенным направлениям работы необходимо осуществлять комплексно и последовательно, а так же систематически.

Локтева Е. В. составила коррекционно-развивающую программу "Школа общения" на основе программы "Азбука общения" (Л. М. Шипицына). Содержание программы "Школа общения" составляют четыре раздела: "Как мы общаемся" (знакомство с различными способами общения, понимание эмоций собеседника по его жестам и мимике); "Будем вежливы" (использование в речи вежливых слов, соблюдение правил поведения во время разговора); "Давайте друцжить" (развитие умений понимать друг друга, взаимодействовать со сверстником); "Наши добрые дела и поступки" (преодоление нежелательных черт поведения и привычек, формирование навыков адекватного поведения). В работе можно использовать этюды: "Запомни и покажи моё настроение", "Зеркало", "Дождь", "Иностранец" - Цель которых : ознакомить детей с невербальными средствами общения; тренировать умение самостоятельно отображать различные эмоции, настроение с помощью мимики, жестов, движений тела. Рекомендуется проводить занятия на темы: "Волшебные слова", "Уроки этикета","Умеем ли мы быть вежливыми", "Разговор по телефону", "Путешествие в страну вежливых слов", а так же дидактические игры и упражнения "Добрые волшебники", "Волшебные очки", "Комплименты", "Доскажи словечко", "Испорченный телефон". Эти игры и занятия знакомят детей с различными формами вежливого обращения друг с другом, правилами поведения принятыми в обществе. Способствуют умению вести доброжелательную беседу. Закрепление правил поведения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками способствует чтение и обсуждение художественной литературы: О. Дриз "Добрые слова", И. Пивоваров "Вежливый ослик", В. Осеева "Волшебное слово". Для того, чтобы сформировать у детей представление о смысле слов "друг", "дружба", рекомендуется воспитывать положительное отношение к скромности и правдивости как к норме поведения, а так же формировать умение понимать и оценивать поступки других. Большое значение придаётся обучению детей выражать дружеские чувства, симпатию, сочувствие к окружающим. Детям можно прочитать художественные произведения нравственно-етического содержания: Л. Толстой "Два товарища", А. Барто "Вовка добрая душа", В. Осеева "До первого дождя", "Просто старушка", С. Маршак "Мастер-ломастер", "Рассказ о неизвестном герое" и др. Большое значение имеют занятия на темы: "Поговорим о скромности и правдивости", "Что такое дружба?", "День рождения", "Папа, мама, я - дружная семья", "Там, где дружат, - живут не тужат"; этюды: "Кто виноват?", "Встреча друга", "Поссорились и помирились". Обучая детей оценивать не только не только свои поступки, но и поступки товарищей, правильно строить своё поведение в различных ситуациях. При работе с детьми используются следующие методы и приё мы:

1. Беседы: "За что меня можно хвалить, ругать?", "О хороших и плохих поступках", "Какие бывают привычки".

2. Этюды: "Капризуля", "Заяц-хваста", "Задавака", "Упрямые карлики", "Конкурс лентяев".

3. Игры-драматизации: "Что такое хорошо и что такое плохо", "Два жадных медвежонка", "Узнай себя",

4. Совместное чтение и обсуждение художественных произведений: В. Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо", К. Чуковский "Мойдодыр", "Федорино горе", С. Михалков "Бараны", А. Барто "Девочка чумазая", Н. Калинина "Первый день в детском саду".

5. Решение проблемных ситуаций: "Как бы ты поступил?", "Хорошо или плохо".

6. Подвижные игры: "Смелые мышки", "Зайка", "Танцоры и музыканты".

Так дети постепенно не только знакомятся с различными средствами общения, но и сами упражняются в общении со сверстниками, оценивают своё поведение и поведение своих товарищей, доказывают, обосновывают свой ответ.

Приобщая детей к театрализованной деятельности при выполнении игровых упражнений у детей совершенствуются навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми, развивается умение поддерживать беседу на определённую тему.

Для родителей можно использовать различные формы работы : теоретические и практические семинары, анкетирование, консультации, "круглые столы", родительские собрания. Важно не только обучать родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком, но и привлекать их к участию в совместных праздниках ("Мама, папа, я - спортивная семья", "День 8 Марта", в процессе которых у родителей и детей возникают чувства семейной сплочённости, желание общаться с близкими.

Вопросы, активизирующие позицию педагогов по проблеме обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта, ЗПР

Считаете ли Вы способность к общению необходимым качеством каждого человека? Каким тоном Вы разговариваете с детьми? Какой стиль общения предпочитаете в общении с детьми? Всегда ли Вы выслушиваете своих детей, вникаете в детские проблемы?

Заключение (итоги) мероприятия

Формирование социально-коммуникативных навыков развивается у детей с ЗПР только благодаря целенаправленному, систематическому обучению и взаимодействию педагогов - детей - родителей. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети видели во взрослых не только строгого педагога, требовательного родителя, но и старшего товарища, который может помочь в затруднительной ситуации, который всегда готов выслушать, понять чувства ребёнка.

Используемая литература

1. Локтева Е. В. Содержание работы по формированию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007.- №3. - 27 с.

2. Бойков Д. И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности: Учебно-методическое пособие. - СПб. : КАРО, 2005. -288с.

3. Локтева Е. В. Театрализованно-игровая деятельность в обучении детей с ЗПР // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. - 2006. - №4. -22 с.

4. Шипицына Л. М., Защиринская О. В. Азбука общения. Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. - СПб. : Детство-Пресс, 2001. - 380 с.

5. Панфилова М. А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. М. : ГНОМ, 2000. - 156 с.

Прикреплённые файлы:

proekt-2_e7as6.pptx | 18342 Кб
 
Публикации по теме:

Проект «Развитие социально-коммуникативных навыков у дошкольников посредством различных видов детской деятельности» Тема Проект преобразования профессиональной деятельности педагога в соответствии с Федеральным государственным стандартом Название проекта.

Развитие коммуникативных навыков у детей 4–5 лет. Развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста при взаимодействии родителей и воспитателей. В работе описаны особенности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Формирование социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР»
Опубликовано: 25 июня 2014 в 11:25
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД