МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Игра как самостоятельная деятельность детей»

Василькина Татьяна Владимировна
Консультация для воспитателей «Игра как самостоятельная деятельность детей»
▼ Скачать + Заказать документы

В дошкольном возрасте игра является самостоятельной деятельностью детей и имеет большое значение для его психического и физического развития. С сюжетно-ролевой игрой связаны важнейшие моменты развития ребенка. Игра связывается с развитием всех сторон личности ребенка. Специфика сюжетно-ролевой игры по сравнению с другими видами деятельности/учебной, трудовой/ заключается, прежде всего, в том, что она является относительно самостоятельной деятельностью детей. В игре обнаруживается определенная независимость ребенка. Самостоятельность в игре связана с возможностями детей выбирать тему, развертывать сюжет, подбирать роли. В сюжетно-ролевой игре дети имеют возможность в различных вариантах действенно применять свой опыт, знания, умения и т. д., т. к. здесь нет строгих требований взрослых, связанных с получением определенного результата.

Публикация «Консультация для воспитателей „Игра как самостоятельная деятельность детей“» размещена в разделах

Основные задачи игровой деятельности детей.

1. Формирование игры, как деятельности/развитие умственных способностей/.

2. Использование игры, как средства нравственного воспитания, в первую очередь для формирования детских взаимоотношений/усвоение детских взаимоотношений, общепринятых норм поведения/.

Для воспитателей младших групп основной, будет задача

– формирование у детей элементарных игровых умений, в старших группах, воспитателям при организации игры необходимо особо выделить задачу по воспитанию правильных взаимоотношений между людьми, сделав их предметом особого педагогического внимания.

Руководя игрой старших детей, воспитатель формирует у них умение играть, придумывать сюжет, развивать его, организовывать обстановку для игры, подбирать разнообразные игрушки/и вместе с тем управляет детскими взаимоотношениями/.

Деятельность воспитателя по руководству игрой разноплановая и в ней он использует различные методы и приемы. К 5-ти годам дети уже обычно умеют самостоятельно играть в сюжетно-ролевые игры/намечать сюжет игры, развертывать его и реализовывать с помощью игровых действий, организовать обстановку для игры.

В старших группах нужно самостоятельно строить сюжеты на разнообразные тем /на основе литературных произведений, наблюдении окружающей жизни, просмотренных диафильмов, телевизора и пр. /комбинируя в них знания. Полученные из разных источников для того, чтобы сюжетно-ролевые игры были разнообразные по тематике и содержанию, детям необходимы знания об окружающей действительности. Эти знания дети получают во время занятий. На практике нередко случается, когда ознакомление с окружающей жизнью имеет место /строительство нового дома, работа, библиотеки, почта и т. д. игра при этом вовсе не возникает, либо начавшись. быстро прекращается из-за неумения детей развернуть сюжет.

Известно, что дети получают информацию из разных источников, но сюжетно-ролевые игры в разных д/с. однообразны по тематике. Это в основном игры: «Семья», «Больница», «Пароход».

В старшем возрасте воспитателю необходимо учить детей играть :

1. Строить план

2. Выполнять этот план сюжета. для того, чтобы дети не затруднялись в выборе темы игры /проводятся беседы, экскурсии, чтение рассказов и стихов/.

После того, как дети получат определенные впечатления об окружающей жизни, воспитатель внимание на то, как и во что можно играть, помогает правильно подобрать игрушки, чем их можно заменить, из чего сделать самим. Воспитатель должен внимательно наблюдать за играми детей и отмечать это для себя. Если он видит, что дети начали интересную игру, а знаний для развертывания сюжета не хватает, воспитатель планирует, какие знания нужно сообщить детям /прочитать книгу, рассмотреть иллюстрации, провести беседу/влиять на игру воспитатель должен в процессе самой игры. В играх старших он входит, как соучастник, а не руководитель, а в играх младших, он выступает как руководитель, организатор. Принимая непосредственное участие в играх старших детей, воспитатель должен в процессе игры дать образец игрового поведения, построение плана сюжета, Выполнение плана поведения, создания игровой ситуации. Воспитатель может включаться в игру, созданную самими детьми, а также видя однообразие тематики детских игр, быть зачинателем новой сюжетно-ролевой игры. При этом воспитатель учитывает, какими навыками, игровыми умениями дети владеют, и, в такой зависимости от этого, планирует свое участие в игре. Руководство воспитателем играми детей должно носить систематический и плановый, а не линейный характер. Дети подготовительной группы развернули ряд интересных игр: «Семья», «Космонавты», «Магазин», «Больница», «Театр», «Столовая». Связующим звеном в этих играх была игра «Космонавты». Два мальчика в ракете полетели на Марс и обратно. Там они покупали подарки своим друзьям, вернувшись, на Землю, дарили свои подарки и шли в столовую обедать, затем их обследовали в «Больнице», а потом они шли в «Театр» смотреть «Дюймовочку». Дети играли дружно, интересно.

Воспитатель следила во время игры что «Космонавты» в полете неправильно управляли ракетой, крутили воображаемый руль, давали команды: «лево руля», «право руля». Воспитатель сделала замечание и объяснила, что в ракете есть кнопки, на которые космонавты нажимают и находятся в состоянии невесомости. В данной игре особо важно было то, что дети самостоятельно придумали сюжет, использовали имеющиеся данные знания, интересно его развернули, объеденив вокруг себя другие играющие группы детей, ценно было и то, что дети играли дружно, а об управлении кораблем можно было сообщить в другой обстановке.

Требует внимания вопрос оснащения сюжетно-ролевых игр игрушками и материалами. Поэтому игрушки старших детей разнообразнее по тематике. Желательно, чтобы было побольше предметов, из которых они сами могли бы сделать необходимые атрибуты для игры. Это: всевозможные ящики, рейки, доски, коробки, шишки, чурбаки. Особое внимание воспитатель должен обратить на взаимоотношения, которые складываются между играющими детьми. Часто за благополучными отношениями по сюжету могут скрываться нежелательные.

Усова отмечала, что: «Реальные отношения детей должны быть учетны, как важнейший объект воспитания : что главное, что создается в игре»

Эффективность нравственного воспитания детей в игре обусловлена тем,что ребенок в игре не учится жить, а уже живет своей жизнью. И в этой жизни дети быстрее и глубже, на своем опыте в деятельности постигают то, что такое плохо, как надо вести себя в обществе сверстников. Признание самостоятельного характера игры не снимает с воспитателя обязанности по руководству жизнью детского коллектива. Воспитатель должен быть в центре этой жизни, направлять их, понимать происходящее, входить в интересы играющих. Иногда бывает достаточно брошенной реплики воспитателя к происходящему, беглого замечания, иногда нужно с детьми обсудить ситуацию, которая имела место в игре. При этом, нужно остановиться на детских взаимоотношениях. Давя оценку детского поведения, воспитатель должен стараться соблюдать такие правила: правильно выбранный тон, доброжелательность, радушие. Особое внимание следует обращать и на начальный момент игры, момент «сговора», когда происходит выбор темы, определение сюжета, распределение ролей. На этом этапе активно проявляются детские взаимоотношения. Часто здесь возникают конфликты /особенно из-за распределения ролей / и обнаруживается, что дети могут разрешить их. В этом случае воспитатель рассказывает способы распределения ролей: по очереди выполняют главную роль, применять считалочку, распределяет роли с учетом личного опыта ребенка. / Пусть Коля будет капитаном, он недавно с мамой путешествовал. / Конфликты бывают по поводу обладания игрушкой, выбора темы. Задача воспитателя заключается в том, чтобы научить детей разрешать между ними конфликты и споры на основе человеческих отношений. Своеобразно решается сюжет о планирование с. р. Игры, т. к. она является самостоятельной деятельностью ребенка. Планирование работы по организации с. Р. Игры младших и старших детей различно. Воспитателям детей младших групп необходимо предусматривать в плане способы формирования умения играть : в совместной игре обучение действиям с игрушками, соединять эти условия в простейший сюжет, показывать простые инсценировки с игрушками, которые есть в группе и которыми дети пользуются, Нужно создавать условия для самостоятельных игр детей. Например: вначале воспитатель указывает в плане – показать детям игрушку – инсценировку: «Мой Мишка», дать поиграть игрушкой, используемой в инсценировке. В следующий раз воспитатель планирует : подготовить обстановку для игры с детьми с Мишкой/ дать необходимые игрушки. Соответственно расположить /. Такое планирование помогает воспитателю последовательно формировать игру на самых начальных этапах. Позже, когда дети овладевают элементами действия по сюжету, предложенным воспитателем, можно планировать перевод детей к деятельности по собственному замыслу. Очень важно, работая с детьми младшего возраста, включать в план приемы, связанные с воспитанием у детей умения играть не только рядом, но и вместе. Первоначально воспитатель планирует свое участие в детских играх в качестве организатора, или в главной роли намечает, кого из детей лучше объеденить, учитывая их индивидуальные особенности. Желательно с. р. игры планировать ежедневно во второй половине дня и на прогулке/с небольшими подгруппами детей/. Важно, чтобы в плане была система по формированию с. р. игр. В старших группах иное планирование. Так, в этом возрасте, игра становится самостоятельной деятельностью детей, некоторые приемы воспитателя по организации с. р. Игр должны быть заранее предусмотрены. Участие воспитателя в играх той или иной подгрупп, оно намечается исходя из детских отношений, или анализа умений играть. Воспитатель дает образец того, как интересно развернуть сюжет. В плане нужно указать: с какой целью воспитатель будет участвовать в игре. В некоторых случаях воспитатель предлагает перечень игр на выбор. Предлагает подумать, кто и во что будет играть. В календарном плане подготовительной группы запись выглядит так: «Перед выходом на прогулку предложить детям на выбор следующие темы игр: «Зоопарк», «Театр» и т. д. Нужно планировать беседу с детьми о том, как дети играли сегодня, вчера, какие игры были интересны. В плане нужно предусматривать совместную работу воспитателя и детей по подготовке атрибутов к играм. Во вторую половину можно планировать игры-драматизации. В плане отметить: с какой целью и интересно ли было детям. Воспитатель намечает свое участие в строительных играх Цель этого участия помочь использовать постройку в с. р. игре. Строительные игры планируются подгруппами и индивидуально. Игра для детей имеет важное значение : игра для них - для взрослого работа. Каков ребенок в игре, таков он во многом будет в работе, когда вырастет.

Публикации по теме:

«Оборудование для сюжетно-ролевых игр». Методические рекомендации для воспитателей.«Оборудование для сюжетно-ролевых игр». Методические рекомендации для воспитателей. Представляю вам оборудование для развития сюжетно-ролевых игр, созданных в моей группе. Оборудование для развития сюжетно- ролевых игр.

Развитие мелкой моторики рук Развитие мелкой моторики рук позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Игра как самостоятельная деятельность детей»
Опубликовано: 12 апреля 2014 в 10:12
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Игра как самостоятельная деятельность детей»» (включая файлы) размещена пользователем Василькина Татьяна Владимировна (УИ 152703) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД