МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Организация деятельности с дошкольниками по ранней профориентации на прогулках»

Светлана Морозова
Консультация для воспитателей «Организация деятельности с дошкольниками по ранней профориентации на прогулках»
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время наблюдается глубочайшее противоречие между возрастанием значимости профессий по принципу «престижности» и потребностью в высококвалифицированных специалистах. Очевидна потребность в совершенствовании и обновлении практики «взращивания» с дошкольного возраста личности, способной стать в будущем профессионалом своего дела на основе формирования представлений о том, что труд - это почетная обязанность каждого человека, живущего в нашем обществе.

Публикация «Консультация для воспитателей „Организация деятельности с дошкольниками по ранней профориентации на прогулках“» размещена в разделах

Целью ранней профориентации является формирование у дошкольников эмоционального отношения к профессиональному миру, предоставление ему спектра профессий, востребованных в своем городе.

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями и трудом взрослых. В соответствии с ФГОС ДО содержание направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение таких задач, как развитие трудовой деятельности; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека».

Терминология исследования

Профессия - это род трудовой деятельности, занятий, требующий определенной подготовки и являющийся источником средств к существованию

Профориентация - (профессиональная ориентация, выбор профессии, ориентация на профессию, профессиональное самоопределение) – это процесс выявления у человека склонностей к определённому роду профессиональной деятельности

Трудовое воспитание - это процесс организации и стимулирования трудовой деятельности учащихся, формирования у них трудовых умений и навыков, воспитания добросовестного отношения к своей работе, стимулирования творчества, инициативы и стремления к достижению более высоких результатов

Экскурсия- коллективная поездка или прогулка куда-нибудь с научно-образовательной или увеселительной целью

Макаренко А. С. в своей работе отмечал, что правильное воспитание это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни. Труд дошкольника имеет свою специфику. Подготовить ребенка к труду - это значит сформировать у него психологическую готовность трудиться. Психологическая готовность к труду означает уровень развития личности, который является достаточным для успешного освоения любым видом производительного труда.

Дети всегда проявляют интерес к социальной действительности. Первым значимым средством является сама социальная действительность, воздействующая на ребенка, питающая его ум и душу. Главное – показать детям социальный мир "изнутри" и помочь ребенку накопить социальный опыт, понять свое место в этом мире. Труд – тоже социальное явление. Центральным звеном знаний о социальной действительности являются знания о трудовой деятельности людей. Это содержание знаний имеет непреходящее значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества, места каждого человека в решении этих задач, понимание значения труда в жизни общества и каждого человека. Это обусловливает развитие социальной перцепции, интереса к трудовой деятельности людей, отношения к труду, результатам труда уже в дошкольном возрасте.

Н. Н. Захаров выделяет задачи профориентации детей дошкольного возраста : ознакомить детей с профессиями, в соответствии с возрастными особенностями привить любовь к трудовым усилиям, сформировать интерес к труду и элементарные трудовые умения в некоторых областях трудовой деятельности. Цель ранней профориентации — сформировать у ребенка эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему должна быть предоставлена возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

Как же добиться воспитательной эффективности при ознакомлении детей с трудом взрослых?

Трудовая деятельность взрослых, которую дети могут непосредственно наблюдать, обычно оказывает более действенное влияние. Живые и достаточно привлекательные примеры скорее вызывают подражание. Поэтому действенным методом для воздействия на эмоциональную сферу детей являются целевые экскурсии.

Экскурсии имеют большое воспитательно-образовательное значение. Воспитатель имеет возможность формировать у детей конкретные представления о труде человека. Это способствует воспитанию любознательности, наблюдательности, пытливости.

Экскурсии - самый эффективный вид профориентационной работы, который даёт свои положительные результаты. Во время экскурсий дошкольники знакомятся с различными видами профессий не только на словах, но наглядно, в практической деятельности, что, конечно, помогает детям лучше узнать всё о той или иной профессии.

Мы используем этот вид работы с самого раннего возраста : экскурсии по своей группе, в прачечную, в медицинский кабинет, пищеблок.

Экскурсию провести значительно труднее, чем занятие в группе, поэтому успех ее зависит от тщательной подготовки воспитателя и детей. Подготовка воспитателя заключается, прежде всего, в определении цели экскурсии и отборе программного содержания. Намечает воспитатель экскурсию, исходя из требований программы и особенностей окружающей местности. Определяя место экскурсии, воспитатель выбирает наилучший путь к нему – не утомительный, не отвлекающий детей от намеченной цели. При определении расстояния до места экскурсии следует исходить из физических возможностей детей. Как бы не было знакомо воспитателю место экскурсии, необходимо за день, за два до нее осмотреть его. Побывав на месте будущей экскурсии, воспитатель уточняет маршрут, находит нужные объекты, намечает содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений, последовательность проведения отдельных частей экскурсии, устанавливает места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей. Предварительное ознакомление с местом будущей экскурсии дает возможность не только уточнить и конкретизировать план, но и продумать приемы ее ведения. Для того, чтобы экскурсия была интересной, воспитателю надо подготовить стихи, загадки, пословицы, игровые приемы.

Подготовка детей начинается с сообщения воспитателем цели экскурсии. Ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать. Конкретное руководство ходом экскурсии связано с теми методами, которые используются в процессе ее проведения. Особого внимания требует организация детей. Каждый раз, проводя экскурсию, воспитатель размещает детей таким образом, чтобы всем был хорошо виден объект наблюдения.

Экскурсии старших дошкольников носят самый разнообразный характер: это могут быть учреждения соцкультбыта: дворец культуры, кинотеатр, театр, аптека, магазин, библиотека, школа, парикмахерская и т. д.

Также проводим экскурсии на почту, в пожарную часть, на железную дорогу, на хлебозавод и др. Для знакомства с рабочими профессиями используем виртуальные экскурсии.

Алгоритм ознакомления с профессией.

1. Название профессии.

2. Как и где можно получить данную профессию (учебное заведение).

3. Место работы представителя профессии.

4. Личностные качества представителя профессии.

5. Оборудование для осуществления трудовой деятельности.

6. Трудовые действия представителя профессии (чем занимается).

7. Форменная одежда представителя профессии.

8. Результат труда представителя профессии (продукты деятельности).

9. Польза труда для общества представителя профессии.

Рассмотрим алгоритм на примере профессий Почтальон и Фармацевт

«Почтальон».

Цель: знакомить детей с городской почтой, ее назначением, расширять знания о профессиях работников социальной сферы, воспитывать культурные навыки поведения на улице и в общественных местах.

Форма проведения: экскурсия на городскую почту.

Основные понятия: почтовое отделение, почтальон, письмо, посылка, индекс.

Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Почта»

«Фармацевт».

Цель: обогащать знания и представления детей о профессии фармацевт. Познакомить с их обязанностями и трудовыми действиями. Сформировать понимание значимости данной профессии для общества. Форма проведения: беседа, экскурсия в аптеку.

Сюжетно-ролевая игра: «Аптека»

Основные понятия: фармацевт, лекарства, антибиотики.

Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Аптека»

На экскурсиях воспитателем организуется наблюдение за работой представителей тех или иных профессий. Наблюдение – это специально организованное, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов окружающей действительности и явлений природы. Целью наблюдения детей в ходе профориентационной работы является усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов.

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. Поэтому знания о труде взрослых должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада. После беседы с детьми «Знаете ли вы профессию своих родителей, выявили проблему: большинство детей имеют недостаточно знаний и представлений о профессиях взрослых, низкий словарный запас по этой теме. Мы познакомили детей со многими профессиями, но поближе решили познакомить детей с профессией пожарного. Была проведена большая работа по этой теме: провели беседы о трудной работе пожарных, много говорили о том, что спички для детей не игрушки, что при пожаре нужно звонить 01, читали художественную литературу на заданную тему, рассматривали картинки «спецодежда пожарных», «работа пожарных». Пригласили на занятие одного из родителей – представителя данной профессии. Он рассказал детям о работе пожарного, о том, что когда случается беда – настоящий пожар, то на помощь приходят пожарные, только они могут быстро и правильно потушить пожар.

У них есть специальная одежда, которая защищает их во время пожара, на голове у них стальная каска, на ногах – прочные удобные сапоги. В пожарной части есть специальные машины, они снабжены цистерной с водой, баком со специальной пеной, Длинными шлангами – рукавами, складной лестницей. У пожарной машины есть сирена. Когда они мчатся по улице, то все другие машины уступают им дорогу. После беседы дети задавали очень много вопросов. Затем детям предложили посетить пожарную часть. Эту экскурсию дети ждали с нетерпением. Они с удовольствием рассматривали большие пожарные машины, которые тушат пожар. Увидели, как правильно пользоваться противогазом при сильном задымлении. Детям разрешили примерить каски, перчатки. Затем мы побывали в комнате отдыха, в диспетчерской, куда приходят вызовы о пожаре, разрешили включить сирену. Детям очень понравилось эта экскурсия, было очень много радости и восторга, когда вечером они рассказывали своим родителям.

Таким образом, ранняя профориентация дошкольников имеет большое значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми. Профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию. У ребенка формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности. Мы считаем, что данное направление одна из важных ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.

Публикации по теме:

«Организация проектной деятельности дошкольников». Консультация для воспитателей Уважаемые коллеги, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, разработаны современные подходы к организации проектной деятельности дошкольников.

Фотоотчёт о городском семинаре «Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации»Фотоотчёт о городском семинаре «Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации» Фотоотчёт о Городском семинаре «Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации». 12 января наш детский сад встречал гостей. Представители.

Игровая среда группы по ранней профориентации дошкольниковИгровая среда группы по ранней профориентации дошкольников Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми.

Конспект НОД по ранней профориентации «Когда я вырасту, я стану…»Конспект НОД по ранней профориентации «Когда я вырасту, я стану…» Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, продуктивная, игровая, коммуникативная, чтение художественных произведений.

Конспект НОД по ранней профориентации «Знакомство с профессией Повар» .

Консультация для воспитателей «Организация музыкального уголка для развития самостоятельной музыкальной деятельности» Основными формами организации музыкальной деятельности дошкольников в детском саду, в рамках художественно-эстетического развития, являются:.

Мастер-класс для педагогов «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации» Мастер-класс для педагогов: «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации» Подготовила: Шахова Наталья Геннадьевна. Цель.

Фотоотчет о работе с детьми по ранней профориентацииФотоотчет о работе с детьми по ранней профориентации Наши экскурсии. Наша работа с детьми по ранней профориентации. Наши дети совершили увлекательную экскурсию в Сбербанк. Здесь их познакомили.

Отчёт по организации ранней профориентации в средней группеОтчёт по организации ранней профориентации в средней группе Отчёт по организации ранней профориентации (ознакомление с миром профессий) в средней группе «Карамельки», за 2017-2018 учебный год..

Развивающие фетровые книжки по ранней профориентации в работе с детьмиРазвивающие фетровые книжки по ранней профориентации в работе с детьми Сегодня государством поставлена задача – подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное, творческое. В связи с внедрением.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Организация деятельности с дошкольниками по ранней профориентации на прогулках»
Опубликовано: 28 августа 2022 в 21:38
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Организация деятельности с дошкольниками по ранней профориентации на прогулках»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Морозова (УИ 2500398) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД