МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Развитие познавательной активности дошкольников средствами поисковой деятельности»

Каркозова Наталья Александровна
Консультация для воспитателей «Развитие познавательной активности дошкольников средствами поисковой деятельности»

Дошкольное образование по ФГОС ДО призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н. Н. Поддьяков, А. Н. Поддьяков, О. В. Дыбина, О. Л. Князева). Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.

Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие познавательной активности дошкольников средствами поисковой деятельности“» размещена в разделах

Какова же цель развития познавательной активности детей дошкольного возраста?

1 Учить детей видеть, самостоятельно выделять и формулировать проблему.

2 Учить формулировать вопросы

3 Развивать способность описывать явления, процессы (те. Умение четко формулировать свои мысли)

4 Учить формулировать свои выводы

Вашему вниманию представляю ряд игр и упражнений по формированию познавательно – исследовательской деятельности старших дошкольников :

БЛОК 1 «В чем проблема? Определи и сформулируй». В основе этих занятий лежит метод наблюдения за объектами природы (живыми и неживыми, за поведением животных, людей. Метод наблюдения лишь внешне выглядит простым и доступным, на практике он совсем не так прост, как кажется. Наблюдению необходимо учить, и это совсем не простая задача. Цель данных упражнений: формирование умения видеть проблемы и формулировать их с помощью речевых выражений.

Задание «Посмотри на мир чужими глазами!». Педагог читает детям неоконченный рассказ: «Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…». Потом дает задание: Продолжите рассказ от лица другого. Например, представьте себя гуляющим во дворе с друзьями; водителем грузовика, едущего по дороге; летчиком, отправляющимся в полет; вороной, сидящей на дереве; зайчиком (лисицей, медведем) в лесу».

Задание «Назовите как можно больше признаков предмета». Педагог называет любой предмет, а задача детей – назвать как можно больше возможных признаков этого предмета. Например: лес – зимний (летний, осенний, весенний, зеленый, красивый, волшебный и т. д. ; заяц – белый (серый, быстрый, прыгающий, трусливый; лиса – рыжая, пушистая, хитрая, проворная, и т. д.

Задание «Давайте подумаем вместе и определим проблему». Педагог задает вопросы, а дети пытаются на них ответить и потом сформулировать проблему. Вопросы: «Почему зимой у зайца шубка белая, а летом - серая?», «Почему медведь зимой спит?», «Почему цветы вянут?», «Что надо сделать, чтобы весной цветы снова выросли?» и т. п.

Задание «Тема одна – сюжетов много». Педагог просит детей придумать и нарисовать как можно больше сюжетов на одну и ту же тему. (Например, тема «Лес» можно нарисовать лес осенью, зимой, летом, весной, птиц, работы на полях, школьников, идущих в школу и т. д.).

Задание «Составь рассказ от имени другого персонажа». Педагог говорит детям: «Представьте, что вы на какое-то время стали золотой рыбкой в аквариуме. Опишите один день этой вашей воображаемой жизни». ( Варианты: детям предлагается представить себя котом, который смотрит на золотую рыбку в аквариуме; цветком на подоконнике, который стоит рядом с аквариумом с золотой рыбкой и т. д.).

БЛОК 2 «Учимся задавать вопросы»

Задание «Найди загаданное слово». Дети задают друг другу разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что», «как», «почему», «зачем». Более сложный вариант. Один из участников загадывает слово, но сообщает всем только первую букву (звук). Участники задают ему вопросы. Например: “Это то, что находится в доме?”; “Этот предмет оранжевого цвета?”; “Используется ли этот предмет в перевозке грузов?”; “Это не животное?”. Ребенок, загадавший слово, отвечает “да”, “нет”.

Упражнение «Исправление ошибок» Педагог читает названия предметов, а дети должны заметить ошибку и сказать правильное слово:

Строганок – то, чем строгают.

Копатка – то, чем копают.

Колоток – то, чем колотят.

Цепля – то, чем цепляют.

Вертуция – то, что вертится.

Лизык – то, что лижет.

Мазелин – то, чем мажут.

Кусарики – то, что кусает.

Игра «Угадай, о чем спросили». Педагог вызывает одного ребенка и только ему задает вопрос так, чтобы остальные дети его не слышали. Ребенок отвечает на этот вопрос. Остальные дети должны догадаться, каким был вопрос. Например, педагог спрашивает «Ты любишь кататься на коньках?». Ребенок отвечает: «Я люблю кататься на коньках». Или другой пример: задан вопрос: «Какие ты любишь мультфильмы?». Ребенок отвечает: «Я люблю все мультфильмы, но больше всех те, что про Дядю Федора, Матроскина и Шарика».

БЛОК 3 «Наши наблюдения – опиши, расскажи, объясни»

Задание «Опиши и нарисуй предмет». Перед детьми ставится яркая, интересная игрушка (например, кукла или игрушечный автомобиль, предмет мебели, книга и др. Лучше, если этот предмет ярко окрашен и имеет много деталей, такой предмет и его детали воспринимаются и запоминаются легче. Дети рассматривают этот предмет внимательно и спокойно. Затем предлагается закрыть глаза. Убираем предмет и просим детей вспомнить и назвать все его детали. Затем вновь показываем детям этот же предмет и коллективно беседуем о том, что они назвали, а что не заметили и не назвали.

Следующий этап упражнения – рисование этого предмета по памяти (по желанию дети могут объединиться в пары). Последующее обсуждение – все ли детали предмета изображены на рисунках детей.

Задание «Найди различия». Используются парные картинки, на которых есть по3-5 различий. Ребенок должен рассказать, что он видит на картинках, а потом обнаружить эти различия.

БЛОК 4 «Маленькие исследователи». Эксперимент – важнейший из методов исследования. Это самый главный метод познания в большинстве наук. С его помощью в строго контролируемых и управляемых условиях исследуются самые разные явления. Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий с целью проверки и сравнения. Перед проведением каждого эксперимента педагог просит детей сформулировать проблему так, как они ее понимают, например: «Как доказать, что вода прозрачная (не имеет запаха, вкуса?», «Все ли предметы и вещества растворяются в воде?», «Правда ли, что вода не имеет формы?», «Из чего состоит песок?», «Из мокрой глины можно лепить фигурки, а из сухой – нет?» и т. д. После проведения каждого эксперимента с водой, песком или глиной педагог проводит беседу с детьми. Дети, отвечая на вопросы педагога, рассказывают, что нужно сделать для проведения каждого опыта, какие материалы и оборудование им понадобятся, что они будут наблюдать во время эксперимента. Итог: по каждому эксперименту делается вывод – дети самостоятельно высказывают свои умозаключения, педагог помогает им с помощью наводящих вопросов.

Таким образом, данный комплекс игр и упражнений способствует формированию познавательно-исследовательских умений дошкольников, одновременно у каждого ребенка развивается связная речь – монологическая и диалогическая, познавательный интерес и активность.

Подготовила Каркозова Н. А.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Активизация самостоятельной познавательной деятельности дошкольников средствами экспериментирования В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, инициативы,.

Игры на развитие познавательной активности ребенка Игра «Плохо-хорошо» Играть лучше вдвоем. Предлагается любой предмет. Может быть игрушка, бытовой предмет и др. Нужно рассмотреть с разных.

Консультация для педагогов «Развитие познавательной активности с помощью театрализованной игры»Консультация для педагогов «Развитие познавательной активности с помощью театрализованной игры» Театрализованные игры очень помогают не только в развитии творческих способностей ребенка. но и способствуют познавательному развитию:.

Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность»Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Предлагаю Вашему вниманию консультацию ""Развитие познавательной активности.

Консультация для воспитателей «Эмоциональное развитие дошкольника средствами театрализованной деятельности»Консультация для воспитателей «Эмоциональное развитие дошкольника средствами театрализованной деятельности» ЕМА «Эмоциональное развитие дошкольника средствами театрализованной деятельности». «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому.

Консультация музыкального руководителя «Развитие музыкальности средствами театрализованной деятельности»Консультация музыкального руководителя «Развитие музыкальности средствами театрализованной деятельности» .

Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности»Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности» Цель: представление опыта работы по развитию познавательной активности детей в процессе поисково – исследовательской деятельности. Задачи:.

Моя педагогическая концепция «Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности» Известна народная мудрость: каков у человека характер, такова и его речь. Очень хочется воспитать гармонично развитого человека во всех.

Выступление на педсовете «Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ» Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ""Детская природа требует наглядности". К. Д. Ушинский Математическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Развитие познавательной активности дошкольников средствами поисковой деятельности»
Опубликовано: 12 марта 2021 в 13:22
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД