Виктория Чеховская
Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей через элементарное музицирование»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей :
«Развитие творческих способностей детей
через элементарное музицирование»
Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие творческих способностей детей через элементарное музицирование“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Приобщение растущей и развивающейся личности к творчеству – одна из важных задач, которая всегда стояла перед обществом и остается актуальной сегодня. Над ее решением работают ученые и практики, учителя, психологи и родители. Одно из главных условий развития детского творчества – приоритетное внимание к игровой, учебной, художественно – речевой, театрализованной, музыкальной и другим видам деятельности. Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность – одна из центральных составляющих эстетического воспитания – играет особую роль во всестороннем развитии ребенка, которая определяется спецификой музыки как вида искусства, с одной стороны, и спецификой детского возраста – с другой.
Музыка эмоциональна по своей сущности, по своему непосредственному содержанию.
Б. М. Теплов писал: «Благодаря своим замечательным особенностям, она становится эмоциональным познанием и создает ни с чем несравнимые возможности для развития эмоциональной сферы человека, особенно в детстве. Механизмы развития творческих способностей через эмоциональное содержание, через проявление человеком своей индивидуальности универсальны: они работают во всех возрастах. В дошкольном возрасте интересы ребенка лежат в предметном мире.
Детское творчество – еще не есть собственно художественная деятельность, это в первую очередь самоопределение ребенка в сложной системе общественных отношений.
В творчестве он осваивает себя, свой опыт, опыт своих отношений с окружающим миром, с миром детей и взрослых.
Звукоритмические и словесные импровизации, сопровождаемые мимикой, жестом, танцем, всегда были свойственны детям. Но нужны были сотни лет, чтобы взрослые признали право детей быть детьми. Детство считалось периодом быстро проходящим и малоценным. Как явление культуры детство – наше недавнее приобретение. И его признание талантливости ребенка имеет не только педагогическое, но и философское, и нравственное значение.
Н. С. Лейтес : В своих занятиях ребенок не просто повторяет что – то усвоенное или заданное кем – то, он субъект творчества. Сам тонус умственной активности детей с ранним расцветом способностей побуждает их к расширению и углублению поисков, к «скачкам в неизвестное». Именно творческие усилия наиболее соответствуют их потребности в умственном росте.
Существует мнение, что в массовом музыкальном воспитании творчество не может быть применено. Это объясняется тем, что к проявлению творчества способны лишь одаренные дети. Ребенок, который практически занимался музыкой, думает, чувствует и развивается иначе, чем тот, кто лишь ее слушал. Поэтому во многих странах всерьез проводят реформу музыкального воспитания.
В Германии воспитательный комплекс включает музыкальные занятия уже в яслях. Там разработана программа обучения музыке для всех возрастных ступеней. В Чехии, Словакии, Румынии дети начинают музыкальное обучение с очень раннего возраста. В Японии музыкальное воспитание считается таким же важным, как физическое, обучение графике, основам изобразительного искусства. Американцы решили уравнять музыку в правах, со всеми остальными школьными предметами и сделать ее хорошее преподавание важной государственной задачей. Игрой на доступных детям музыкальных инструментах – дудочках, флейтах, ксилофонах – начинают музыкальное воспитание и по системе всемирно известной школы Карла Орфа в Австрии. В его основном учебном труде «Шульверк» музыкальный материал предназначен главным образом для детей с шести лет. Целью этого музицирования является развитие творческих способностей в действии. Именно поэтому оно по форме и содержанию наиболее естественно соответствует природе детей дошкольного возраста и принципам игровых методик, существующих в мировой практике.
Музыкальный, поэтический, игровой материал, отобранный К. Орфом, выразителен и доступен детям: различные народные попевки, «дразнилки», считалки, разнообразные ритмические игры и упражнения.
Все приемы методики К. Орфа создают для ребенка атмосферу «поиска» неожиданных ситуаций и событий.
Элементарное музицирование является той формой, которая позволяет многопланово играть на инструментах и с элементами музыки (ритмом, динамикой, фактурой). Дети учатся в музыкальной деятельности выдвигать свои идеи.
Главная задача элементарного музицирования –импровизационная – творческая игра в музыку в самых разнообразных формах. Элементарное музицирование дает возможность шанс каждому ребенку выразить себя: придумать интонацию, «изобрести» свой способ игры. Показать свое отношение к музыке в различных движениях. Основу методики элементарного музицирования с детьми дошкольного возраста составляет формирование метроритмического чувства во всем его многообразии.
Методика элементарного музицирования К. Орфа и его последователей включает в обучение детей также свободное пение в виде интонационно – речевого скольжения; это чтение «нараспев», пение на одном звуке и свободное скольжение голосом, речитативное пение, пение – говор – пение и интонационно – речевая «живопись» или свободная «инструментализация» голоса. Всем известно, что ребенок, как растущий и подвижный организм, не должен и не может сидеть в течение всего занятия. Инструментальное музицирование- это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ребенку музыкальных инструментах. Ребят привлекает не только звучание и вид инструментов, но и тот факт, что они могут сами извлекать столь красивые звуки. Занимаясь развитием музыкальных способностей у детей, педагог должен быть внимательным к любым проявлениям самостоятельности ребенка, т. к мышление, творчество и эрудиция неотделимы друг от друга и являются составной частью процесса обучения.
Поэтому творчество рассматривается не как специальный раздел педагогической концепции, а как совершенно естественная способность ребенка играть, видоизменять и создавать, на которую накладываются все слагаемые учебно- развивающей деятельности.
Творческое развитие- это психолого- педагогический процесс, организованный с учетом всех индивидуальных свойств личности, цель которого- направить ребенка на поиск самостоятельных звуковых решений, наблюдений, открытий. Применение метода элементарного музицирования в начальный период обучения способствует развитию музыкального мышления ребенка, даже если эти творческие попытки скромны. Дети становятся творцами легко и естественно, но они с радостью используют возможность придумывать самостоятельно. Пропадают комплексы «я не умею», «меня не учили». Атмосфера непринужденного, доброжелательного общения позволяет воплотить его суть – активную творческую деятельность детей. Результатом такой игровой деятельности становятся различные виды элементарных импровизаций как наиболее естественного для детей вида творчества. Двигательные, инструментальные, интонационно – речевые, вокальные импровизации и различные комбинации из них решают практически сложнейший вопрос музыкальной педагогики – воспитания и обучения через творчество. Спонтанность, незапрограммированные для ребенка ситуации, игра, общение составляют основу деятельности детей.
Значение музыки в жизни ребенка далеко выходит за пределы искусства. Музыка решительно вторгается во все области воспитания и образования, являясь могучим и ничем не заменимым средством формирования духовного мира.
Д. Б. Кабалевский говорил: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека».