Серых Наталья Юрьевна
Консультация для воспитателей «Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников»
На сегодня проблема эмоционального развития является актуальной, потому что эмоциональный мир играет важную роль в жизни каждого человека. Благодаря эмоциональному развитию, ребенок сможет регулировать свое поведение избегая тех поступков, которые он мог бы совершить под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний. В наше время взрослые направляют все свои усилия в первую очередь, на развитие интеллектуальной сферы ребёнка, забывая об эмоциональной сфере и не задумываясь, о том, что обеднённая эмоциональная сфера замедляет развитие интеллектуальной сферы.
Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
Однако, как справедливо указывал Л. С. Выготский, только согласование, функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Поэтому необходимо не только изучать, но и развивать эмоциональный интеллект дошкольников, так как эмоции помогают рассказать окружающему взрослому о состоянии и внутреннем мире ребенка.
Учет психического состояния ребенка является одной из актуальнейших проблем современной образовательной практики, которая призвана обеспечить физическое и психическое здоровье подрастающего поколения, особенно в связи с тем, что школьниками становятся дети шести лет. Требуется не только профессиональная оценка психического состояния ребенка, но и создание соответствующих условий охраны и гигиены его нервной системы как во время пребывания в дошкольном учреждении, так и во время учебного процесса в начальной школе.
Развитие эмоциональной сферы детей – важнейшая задача педагога - психолога и очень важно профессионалу создавать условия для самовыражения детей, поэтому игры и упражнения на обучение понимания собственного эмоционального состояния, состояния других людей, а также снятия эмоционального напряжения необходимы в детском учреждении.
В дошкольных учреждениях традиционно принято уделять большое внимание развитию речи, активизации процессов мышления, улучшению моторики пальцев рук, недостаточное внимание уделяется развитию социальных эмоций. Наблюдения за детьми дошкольного возраста, позволяют предположить, что чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность.
Что же такое эмоциональный интеллект?
Эмоциональный интеллект - это способность понимать свои чувства, умение понимать и распознавать эмоции свои и других людей для эффективного взаимодействия с окружающим миром. На протяжении всей жизни мы ежедневно испытываем гамму эмоций : мы радуемся и грустим, злимся и удивляемся, испытываем страх и гордость. И очень важно, чтобы ребенок знал и понимал, что не бывает плохих и хороших эмоций, каждая из низ ключ к познанию окружающего мира. Для ребенка развитый эмоциональный интеллект - это основа успешного, а главное счастливого будущего. Смысл развития эмоционального интеллекта – умение выстраивать отношения в любых условиях.
Поэтому наша задача, как педагогов, работать над развитием эмоционального интеллекта начиная с раннего возраста. Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования (ФОП ДО) ориентирует педагогов на создание условий, обеспечивающих охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Исходя из этого, эмоциональное развитие, является одной из актуальных задач осовремененного дошкольного образования.
Установлено, что следствием недостаточного развития эмоционально - волевой сферы детей в дошкольном возрасте могут стать затруднения в распознавании и описывании собственных эмоций и эмоций окружающих их людей, трудности выражения эмоциональных состояний социально приемлемым способом. Все эти факторы могут вызывать конфликтные ситуации внутри детской группы, внутриличностные проблемы, которые выражаются в тревожности, гиперрактивности, застенчивости, агрессивности, замкнутости и т. д., что в целом затрудняет социализацию как в дошкольном возрасте, так и на более поздних этапах развития личности. Эмоциональная незрелость может стать причиной неготовности ребенка к школе. Придя в школу, ребенок сталкивается с рядом трудностей - адаптация к новому коллективу, новому режиму, новым требованиям и правилам. Поэтому ребенку необходимо уметь владеть собой, своими действиями и поступками, переживаниями, чувствами, эмоциями. На фоне школьных нагрузок, при недостаточной эмоциональной готовности к школьному обучению, у ребенка могут появиться негативные эмоциональные состояния : пассивность, агрессивность, повышенная тревожность, что может привести к трудностям обучения в школе.
И наоборот, дети с развитой эмоционально-волевой сферой лучше взаимодействуют с окружающими и добиваются больших успехов в жизни. Они лучше учатся в школе, хорошо взаимодействуют со сверстниками и взрослыми. В более взрослом возрасте умение понимать свои эмоции и эмоции других людей, управлять своими эмоциями и строить конструктивные взаимоотношения с окружающими помогает человеку устанавливать качественные отношения во всех жизненных сферах.
Итак, эмоции играют важную роль в жизни человека. Они сопровождают нас всю жизнь. Через эмоции мы можем выразить свои чувства, свои отношения к другим людям и к тому, что происходит с нами. Эмоции играют большую роль в нормализации отношений между людьми и различным образом влияют на нашу деятельность.
Что же такое эмоции?
Эмоции - это субъективные реакции организма на воздействия внешних или внутренних раздражителей, которые проявляются в виде радости, страха, гнева и т. д. С помощью эмоций человек выражает личностное отношение либо к реальным, либо к возможным ситуациям, к окружающему миру и к самому себе. Эмоции выражаются в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения актуальных на данный момент потребностей и как правило, выступают одним из главных регуляторов человеческой деятельности. Согласно новейшим исследованиям, успешность человека зависит от коэффициента умственного развития на 20 процентов, а от коэффициента эмоционального развития - почти на 80 процентов. Человек, не умеющий регулировать свои эмоции, неспособный понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакции окружающих, не может в жизни быть успешным человеком.