Получи документы

Консультация для воспитателей, родителей «Когда наступает время учить читать»

Ольга Шестакова Тарасова
Консультация для воспитателей, родителей «Когда наступает время учить читать»

Читать для ребенка дошкольного возраста – дело не такое простое, это

не игра, а довольно серьезный и сложный процесс, для формирования которого необходимы определенные представления: представление о языке, понятия о слове и предложении, слоге и ударении, звуке и букве.

Что такое слово, ребенок к 5-6 годам обычно уже знает. Слово - это то, с помощью чего названы все предметы, люди, действия, их свойства. Точно так же с самого начала нужно объяснить ребенку, что такое предложение. Предложение - это завершенное высказывание, мысль. Так по картинке можно описать сюжет несколькими словами: кто, что делает.

Публикация «Консультация для воспитателей, родителей „Когда наступает время учить читать“» размещена в разделах

Навык деления на слоги формировать лучше с простых примеров: ма-ма, па-па. Отмечаем каждый слог хлопками и практикуем в этом как можно чаще. Старайтесь при делении на слоги сразу делить слово, оставляя закрытые слоги: маль-чик, де-воч-ка.

Присутствие гласной – обязательное условие образования слога, поэтому лучше если ребенок будет сразу знать, различать и читать гласные буквы (см. дидактическую игру «Теремок»).

Объяснить ударный слог тоже несложно, он особенно акцентирован в слове. Объяснить, что такое ударение и для чего оно очень просто на примере изменения смысла слов в зависимости от ударения (замок-замок, кружки-кружки).

При знакомстве со звуками и буквами постарайтесь четко сформировать представления о понятии «буква», «звук». Буква - это то, что мы видим и пишем. Звук – это то, что мы слышим и произносим.

Начиная обучение чтению, не называйте «буквы» полными именами: «бэ», «пэ» и т. д. Это путает ребенка и затрудняет процесс чтения («мама» ребенок прочитывает как «мэамэа»).

Желательно сразу учить ребенка различать гласные и согласные звуки. Гласные произносятся с голосом, их можно тянуть, петь, а выдыхаемый воздух при этом не встречает во рту никаких препятствий.

Приложив руку к горлу при произнесении гласных, мы чувствуем, что оно дрожит. Это происходит и при произнесении звонких согласных. НО при этом воздух на выдохе встречает во рту препятствия (зубы, губы, язык). При произнесении глухих согласных, горло не дрожит.

Знакомство с каждым звуком (с каждой буквой) начинаем с вопросов: спросите у ребенка, как ему кажется, гласный это звук или согласный, если согласный – то звонкий он или глухой. Научите ребенка несложному приему с наложением ладони на горло.

Учим узнавать на слух звук в начале, конце, середине слова. Учим находить знакомую букву в начале, конце, середине слова. Медленно и четко произнося слова, старайтесь, чтобы ребенок действительно научился слышать и узнавать звук.

Учим называть первый, последний звук в слове. Очень полезная игра на узнавание данного звука в ряде слов (если в слове есть этот звук, то хлопаем в ладоши). При этом следите, чтобы в предлагаемых словах звук был в сильной позиции, произносился четко.

Следует сразу закреплять знакомые буквы на письме: обводим буквы на бумаге, на крупе, пишем в воздухе и т. д.

Создавайте и заполняйте разрезную азбуку по мере изучения букв. Это бесценно, если в этом участвует сам ребенок. После составляйте слова из разрезной азбуки.

Твердость и мягкость согласных звуков давайте в игре «Кулак - ладонь» сначала на слогах: ма – мя, ду-дю; после на простых словах: мал – мял, угол-уголь. Обратите внимание ребенка на то, какая буква стоит после согласной: а, о, у, ы,э, или я, ё, е, ю, и, ь. Очень полезны в этот момент «Кубики Зайцева».

Говоря о «Кубиках Зайцева», отмечу, что это отличный помощник при подготовке к обучении грамоте детей в целом, формировании представлений о парности согласных по глухости – звонкости, твердости – мягкости. Строим с ребенком 2-этажные домики.

Здесь же ребенок наглядно выделяют исключения: ВСЕ непарные согласные, что дает в дальнейшем школьном обучении объяснение многих правописаний русского языка (жи-ши, ча-ща и т. д.). Это непарные согласные по звонкости (р, л, м, н, глухости (ц, ж, ц, всегда твердые (ж, ш, ц, всегда мягкие (й, ч, щ) .

Обращайте внимание на сознательность чтения, опирайтесь на картинки, беседуйте о содержании.

Помните о том, как важно не столько научить ребенка читать, сколько сформировать у него интерес к детскому чтению, слушанию. Полюбить чтение крайне важно с самого начала, с самого детства! Читайте детям как можно больше хороших сказок, учите стихи. У нас богатая детская художественная литература!

Публикации по теме:

Как и когда начинать учить ребенка обращаться с финансами 4-6 лет. Откуда берутся деньги Отношение к деньгам закладывается у ребенка примерно в 5 лет - у кого-то раньше, у кого-то чуть позже. Так.

Консультация для родителей «Игры с детьми с летнее время» Консультация для родителей "Игры с детьми с летнее время". Уважаемые родители! Данный материал, поможет Вам интересно организовать летний.

Консультация для родителей «Как и для чего читать детям?» Консультация для родителей на тему: «Как и для чего читать детям сказки?» В нашем детском саду было поведено анкетирование среди родителей,.

Консультация для родителей старших дошкольников «Как научить ребенка читать» Безусловно полезным для запоминания букв является выкладывание из палочек, кубиков, мозаики, пуговиц, горошин, камешков, моделирование букв.

Консультация для родителей «Учимся читать» Консультация для родителей "Учимся читать". Подготовила: воспитатель МАДОУ "Детский сад "Теремок" Пилигримова Полина Николаевна Не все.

Консультация для родителей «Учите детей читать» Хорошо известно, насколько сложна и объемна программа начальных классов и как порой трудно не умеющему читать ребенку осваивать ее курс.

Консультация для родителей «Время воспитывать щедрость» Когда ребенку исполняется от трех до пяти лет, наступает период воспитывать в нем щедрость. В этом возрасте дети начинают играть вместе.

Консультация для родителей «Зачем читать книги детям?» «Зачем читать книги?» В семьях, где родители любят читать детям, существует гармония, добро, взаимопонимание, тёплая и комфортная атмосфера.

Консультация для воспитателей «Руководство воспитателя во время проведения дидактических игр» Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, в игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность,.

Консультация для родителей «Лето — время общения!» Наступила самая замечательная пора, лето! Это время отдыха, ярких впечатлений, но я предлагаю наполнить лето еще и общением со своим ребенком.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей, родителей «Когда наступает время учить читать»
Опубликовано: 19 ноября 2016 в 03:27
+51Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 45.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД