Спиридонова Елена
Консультация для воспитателей «Социально-коммуникативное развитие детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные задачи:
-учить обращаться друг к другу по имени, запоминать имена своих товарищей;
-учить четкому произношению различных звукосочетаний; познакомить детей с понятием «семья»,
-формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье;
- побуждать называть имена членов своей семьи; расширять опыт ориентировки в частях собственного тела;
- формировать умение отвечать на вопросы, здороваться, различать органы чувств и знать их назначение (глаза – смотреть, уши – слышать, нос – определять запах, язык – определять вкус, пальцы – определять форму, структуру поверхности);
Публикация «Консультация для воспитателей „Социально-коммуникативное развитие детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
-формировать навык аккуратной работы;
-продолжать вызывать интерес к работе с краской; добиваться насыщения ворса кисти краской и свободного равномерного наложения мазков;
-формировать опыт практической, познавательной, творческой и др. деятельности.
-развивать познавательную сферу (мышление, воображение, память, внимание, речь); все компоненты устной речи детей, уметь отвечать на вопросы, поддерживать желание включаться в разговор и уметь взаимодействовать не только с взрослым, но и сверстниками;
-развивать мелкую моторику руки; художественное восприятие; развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием и в игры–действия под звучащее слово; способствовать формированию навыка перевоплощения в различные образы.
Воспитательные задачи :
-воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательное отношение друг к другу; воспитывать внимательное отношение и любовь к родителям и близким людям;
- воспитывать желание слушать и понимать содержание коротких стихотворений;
-вырабатывать навыки социального поведения и совместных действий;
-способствовать профилактике социальной адаптации;
-создать положительный эмоциональный климат в группе.
Интеграция образовательных областей: «речевое развитие», «социально– коммуникативное развитие», «физическое развитие», «художественно–эстетическое развитие»(рисование, «познавательное развитие»(формирование целостной картины мира).
Словарная работа:
Методические приемы: сюрпризный момент, беседа–диалог, метод вопросов, игровая ситуация, наблюдение, использование наглядного материала, опытно–экспериментальная деятельность, рассказывание стихов, мимические упражнения, выполнение поручений, оздоровительная минутка, поощрение.
1. Предварительная работа: проведение пальчиковых игр, игры «Кто что услышит?», «Чудесный мешочек», «Кто у нас хороший?»; чтение русской народной сказки «Колобок»; рассматривание семейных фотографий; беседа о родителях, о дружбе; просьба к родителям принести несколько семейных фотографий; рисование на тему «Подарки для друга»;проведение игровой ситуации «Угощение для игрушек»; чтение художественной литературы о семье, чтение рассказа В. М. Федяевской «Помощники»; разучивание стихотворений; сюжетно–ролевая игра «Семья».
Материалы: кукла, колокольчик,кубы–модули, магнитная доска, фотографии родителей, перчатка с изображениями членов семьи, картинки с изображением членов семьи, очки, клубок ниток, молоток, гвозди, клещи, ведро, тряпку, щетку, «Чудесная коробочка» (с дырочками, чтобы уловить запах, в которой находится лимон, коробочка с бубном,«чудесный мешочек» с яблоком, сок в прозрачном кувшине, чашки (по количеству детей, магнитофон.
Раздаточный материал: вырезанные из бумаги стаканы (по количеству детей, краски (гуашь) – красная, синяя, желтая, зеленая; клеенки, кисточки, стаканы для кисточек, стаканы–непроливайки, мягкие игрушки (по количеству детей).
2. Описание организованной деятельности:
Дети заходят в группу, воспитатель встречает детей.
Воспитатель. Здравствуйте, ребятки, давайте с вами поздороваемся (проговаривание стихотворных строк и показ движений для детей).
Здравствуйте, ладошки,
Хлоп–хлоп–хлоп!
Здравствуйте, ножки,
Топ–топ–топ!
Здравствуйте, щечки,
Плюх–плюх–плюх!
Здравствуйте, губки,
Чмок–чмок–чмок!
Здравствуй, мой носик,
Би–би–би!
Здравствуйте, гости! (разводят руки, здороваются с гостями).
Воспитатель. Сегодня к вам пришла гостья – кукла. Давайте с ней познакомимся. Когда знакомятся, всегда спрашивают: «Как тебя зовут?» Вот давайте и познакомимся с куклой и спросим, как ее зовут.
Дети. Кукла, как тебя зовут?
Кукла называет свое имя – Аленка.
Воспитатель. А теперь давайте, и мы назовем кукле наши имена.
Дети рассаживаются на кубики.
Упражнение «Приветствие»
Воспитатель. Для этого я возьму колокольчик, подойду к кому–то из вас и позвоню около ушка, пропою его имя и приветствие: «Саша, доброе утро!» Саша отвечает: «Доброе утро». Теперь уже Саша берет колокольчик и подходит к тому, чье имя он хочет пропеть, и т. д.
Воспитатель подходит к ребенку, приветствует его, звеня колокольчиком. Ребенок берет колокольчик и подходит к следующему ребенку с приветствием. Так дети всей группы поприветствовали друг друга. Если ребенок забыл имя кого–то из детей, воспитатель помогает ему.
Воспитатель. Аленка грустная сидит,
На ребяток глядит:
«Ох–ох–ох!»
Как Аленка грустит?
Воспитатель дает образец показа мимики лица с одновременным проговариванием звукосочетаний.
Дети:«Ох–ох–ох!»
Воспитатель. Ребятки пощекочем Алену, развеселим ее (побуждает детей к действиям).
А теперь она хохочет,
Веселиться хочет:
«Ха–ха–ха!»
Воспитатель дает образец показа мимики лица с одновременным проговариванием звукосочетаний.
Дети:«Ха–ха–ха!»
Воспитатель. Пойдемте, погуляем с Аленой.
Игра «Кто Я?»
Воспитатель предлагает детям «превратиться» в различные образы: самолет, машину, поезд, птицу, зайца, муху и т. п.
Воспитатель. «Кто я?» – спрашивает взрослый у ребенка. Дети изображают (жестами, мимикой, звуками и т. п.) : поезд, машину, самолет, зайца, птицу, муху и т. п.
Дети и воспитатель с куклой Аленкой двигаются по комнате, изображая выбранный образ. (Звучит композиция).
Рассматривание фотографий на тему «Моя семья»
Воспитатель останавливается возле магнитной доски, где расположены семейные фотографии детей группы.
Воспитатель. Посмотрите, на фотографии. Это фотографии ваших семей. Кто хочет их рассмотреть вместе со мной? (Ответы детей.) (Воспитатель предлагает ребенку показать семейную фотографию и рассказать, кто сфотографирован.) Как зовут твою маму? (Ответ ребенка.) А папу? (Ответ ребенка.)Ребята, а кто для вас мама и папа? (Они наши родители.)А вместе с вами – семья. В семье могут быть также бабушки, дедушки, тети, дяди, братики, сестренки. Семья – это близкие люди, родственники, которые заботятся друг о друге, любят друг друга. Им хорошо вместе.
Чтение стихотворений:
Моя мама.
Маму крепко поцелую,
Обниму мою родную.
Очень я ее люблю
Маму милую мою.
Воспитатель. Скажите самые хорошие слова о маме, какая она? (Мамочка добрая, заботливая, ласковая, красивая, любимая и т. д.)
Папа.
У меня есть папа!
Самый сильный папа,
Лучший в мире папа,
Потому что мой он!
Воспитатель. А папа какой? (Хороший, смелый, умный, добрый, сильный, храбрый, красивый, любимый и т. д.)
Бабулечка.
Я бабулечку родную
Крепко–крепко поцелую.
Ведь бабулечка моя
Очень–очень добрая!
Дедуля.
Мой дедуля дорогой,
Мы гордимся все тобой!
И скажу я по секрету:
Лучше нет на свете деда!
Пальчиковая гимнастика «Семья»
Воспитатель показывает пальчиковых персонажей (семья).
Воспитатель. Ребята, посмотрите, кто к нам пришел? (Воспитатель показывает пальчиковую игру, побуждая детей договаривать слова.)
Этот пальчик дедушка – показывает большой палец с пальчиковой игрушкой – дедушкой.
Этот пальчик бабушка – показывает указательный палец – бабушка.
Этот пальчик мамочка – показывает средний палец – мамочка.
Этот пальчик папочка – показывает безымянный палец – папочка.
Этот пальчик Я – показывает мизинец с куклой ребенка.
Вот и вся моя семья – показывает ладошку с раскрытыми пальцами.
Воспитатель предлагает детям встать рядом друг с другом, посмотреть на соседа, улыбнуться.
Воспитатель. Вот какие дружные ребята. Мы в детском саду тоже любим, заботимся, помогаем. Воспитатель предлагает обняться детям, показать насколько все дружные.
3. Планируемые результаты:
- знает части тела;
- самостоятельно или по напоминанию говорит «здравствуйте»;
- проявляет интерес к рассматриванию фотографий;
- имеет первичные представления о маме, папе, бабушке, дедушке, брате, сестре;
- имеет первичные представления о себе и ровесниках: знает свое имя и имена друзей;
- проявляет интерес к работе с краской;
- различает четыре цвета;
- узнает предметы с помощью разных органов чувств;
- умеет угадывать чувства и настроения другого человека;
- общается в диалоге с взрослым;
- слушает доступные по содержанию стихотворения, проявляет активность при выполнении простейших движений по показу взрослого;
- четко произносит различные звукосочетания;
- умеет оказывать окружающим посильную помощь;
- умеет выполнять ходьбу и бег, не наталкиваясь на других детей;
- эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражает его действиям, принимает игровую задачу, выполняет игровые действия с предметами, осуществляет перенос действий с объекта на объект;
- умеет выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши.