Лучший педагог года

Консультация «Использование малых форм фольклора по формированию навыков самообслуживания у детей раннего возраста»

Татьяна Черникова
Консультация «Использование малых форм фольклора по формированию навыков самообслуживания у детей раннего возраста»

Ребёнок раннего возраста - это существо, постоянно рвущееся к самостоятельности, но практически во всем зависящее от взрослого. Без посторонней помощи ребёнок ещё не способен справляться со многими бытовыми проблемами. Возможности низки, навыки недостаточно сформированы. Поэтому так важна в этот период работа по формированию навыков самообслуживания культурно - гигиенических навыков.

Публикация «Консультация „Использование малых форм фольклора по формированию навыков самообслуживания у детей раннего возраста“» размещена в разделах

Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых - родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи.

Главными методами обучения дошкольников являются наглядные, словесные, игровые и практические методы.

В раннем возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых. Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. Особенно эффективно для формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста используется детский фольклор - сказки и малые фольклорные жанры : песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, заклички, пестушки.

С помощью фольклора взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В. А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимыми средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. Ласковый голосок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности; веры в ребенка. Произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребенок улавливает повторяющиеся звуки, вызывают у него реакцию на художественное произведение.

Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития навыков и умений, позволяет побуждать к действиям. Потешка должна соответствовать уровню развития детей. Нельзя забывать, что словарный запас детей раннего возраста невелик, реальный мир воспринимается своеобразно. Интонация, с которой произносятся потешки взрослыми, должна быть понятна детям. Простые, короткие, они побуждают малышей к действию. Удачно подобранная потешка помогает во время кормления, умывания, одевания и т. д.

Так, например, обучая детей мыть руки, заворачивать рукава, намыливать руки, смывать мыло, вытирать насухо руки полотенцем, побуждая малышей повторить действия. Чтобы вызвать радостное настроение, сопровождая процесс умывания словами: «Чистая водичка моет Кате личико, Ванечке – ладошки, а пальчики Антошке». Все это помогает малышам запоминать и последовательность процедуры, и веселую потешку.

Для того чтобы дети могли наглядно представить себе жесты, мимику, позу того или иного персонажа потешки, прибаутки, песенки, почувствовать свое отношение к нему, можно использовать «живые картинки». Например, при чтении потешки «Расти, коса…» можно показать детям, как мама бережно, осторожно причесывает. Как ласково при этом приговаривает. Подобные «живые картинки» позволяют правильно понять и эмоционально передать содержание потешек «Водичка, водичка…», «Глубоко – не мелко, кораблик в тарелке…», «У котенка в чашке было много кашки…», «Я обед съедаю сам…» и т. д. Малыши осуществляют самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек в игру и в повседневную деятельность.

Таким образом, целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста помогает им овладеть первоначальными навыками самообслуживания и гигиены.

Список литературы

1. В. П. Аникин «Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор».- Москва, 2007 г.

2. Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова «Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги».-Москва, 2017

3. Моржина Е. В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома. - М. : Теревинф, 2006.

4. Г. П. Федорова «На златом крыльце сидели.» Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. -СПБ «Детство-Пресс, 2000 г.

5. Г. Шинкарь, И. Новикова «Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста».-«Д\В» – 1990 № 10

Публикации по теме:

Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с ОВЗ (нарушение зрения) младшего дошкольного возраста «Перелей».

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся умываться»Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся умываться» Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся умываться». В. А. Сухомлинский: «Дайте детям радость.

Использование русского фольклора в адаптации детей раннего возраста Использование русского фольклора в адаптации детей раннего возраста. Сценарий развлечения «Веснянка» в первой младшей группе МКДОУ д/с.

Консультация для педагогов «Формирование навыков общения у детей раннего возраста» «Общение детей раннего возраста в игре» Слайд 1 Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность.

Консультация для педагогов «Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста на основе песенного фольклора» Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня и не может быть решена без глубокого.

Консультация для педагогов «Использование фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмики» Использование русского народного фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмикиВсе окружающее нас живет по законам ритма. Смена.

Консультация для родителей «Воспитание навыков самообслуживания у детей 4 года жизни» Основы навыков самообслуживания закладываются именно в возрасте 3 - 4 лет. Что такое вообще, эти навыки самообслуживания? Самообслуживание.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Методическая разработка проекта по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возрастаМетодическая разработка проекта по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста Актуальность. Личная гигиена — это совокупность навыков и привычек, которые приобретаются уже в дошкольном возрасте и применяются в течение.

Использование фольклора в период адаптации детей раннего возраста к ДОУИспользование фольклора в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Д/С №10 "КРОХА" Статья на тему: «Использование фольклора в период адаптации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Использование малых форм фольклора по формированию навыков самообслуживания у детей раннего возраста»
Опубликовано: 22 октября 2020 в 10:07
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД