Лучший педагог года

Консультация «Использование потенциала досуговой деятельности дошкольников в ДОО в рамках реализации ФГОС»

Ольга Седова
Консультация «Использование потенциала досуговой деятельности дошкольников в ДОО в рамках реализации ФГОС»

В данной статье рассматривается понятие досуговой деятельности, ее значение для детей дошкольного возраста; характеризуется цель и принципы организации досуга дошкольников; описываются направления досуговой деятельности; рассматриваются задачи досуговой деятельности; характеризуются виды досугов и развлечений в ДОУ.

Публикация «Консультация „Использование потенциала досуговой деятельности дошкольников в ДОО в рамках реализации ФГОС“» размещена в разделах

Ключевые слова: досуговая деятельность, цель и принципы организации досуга дошкольников; направления досуговой деятельности; задачи досуговой деятельности; виды досугов и развлечений в ДОУ

В практике современных дошкольных образовательных организаций свободное время детей используется для развлечений, праздников, детских утренников и других увеселительных мероприятий. На наш взгляд, такой подход несколько сужает значимость вопроса в целом. Детей не учат занимать свободное время в социально значимых целях интересной для него деятельностью, которая позволит им восстановить свои физические и сформировать духовные силы. Поэтому возникает множество проблем в школьном возрасте, когда дети стремятся направить свои силы на озорство или хулиганство, так как семья в новых социальных условиях не всегда имеет возможность научить ребенка использовать свободное время с пользой.

По мнению Н. Ю. Майданкиной на этапе дошкольного детства досуговая деятельность представляет сложный комплекс видов детской деятельности и включает разнообразное содержание и формы взаимодействия с дошкольниками. Досуг в ДОО сочетает в себе различные варианты музыкальной, художественной, познавательной, изобразительной, игровой, театрализованной, двигательной деятельности

На основе анализа педагогической литературы можно выделить следующие основные характеристики досуга детей :

-досуг имеет ярко выраженные физиологический, психологический и социальный аспекты;

-досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности; досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;

-досуг формирует и развивает личность; способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия; формирует потребность детей в свободе и независимости;

-досуг способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков; стимулирует творческую инициативу детей; способствует формированию ценностных ориентаций;

-досуг детерминирован внутренне и внешне; выступает как своеобразная «зона ограниченного вмешательства взрослых»;

-досуг способствует объективной самооценке детей;

-формирует позитивную «Я - концепцию»; способствует самовоспитанию личности;

-формирует социально значимые потребности личности и нормы поведения в обществе;

-досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие.

Таким образом, можно констатировать, что сущностью детского досуга является творческое поведение (взаимодействие с окружающей средой) детей в свободной для выбора рода занятий и степени активности пространственно-временной среде, детерминированный внутренне (потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и внешне (факторами, порождающими поведение).

Чаще в детском саду используется активный отдых, который включает в себя занятия физкультурой, работы на садовом участке, подвижные игры и другие виды.

Культурно-досуговая деятельность предполагает :

1. Отдых.

2. Развлечения.

3. Праздники.

4. Самостоятельную художественную и познавательную деятельность.

5. Творчество

Для развития социально-коммуникативных качеств и навыков детей средней группы был разработан перспективный план работы с детьми, родителями по организации досуговой деятельности на основании программы «От рождения до школы» и программы «Войди в мир развлечений и забав» Н. Ю. Майданкиной.

Система работы была разделена на 6 блоков:

Блок «Вечер тихого чтения» - обеспечивает первоначальное приобщение детей к семейным ценностям в процессе знакомства с художественными произведениями, произведениями устного народного творчества. Дети дошкольного возраста знакомятся с литературными произведениями о семье, близком окружении, рассматривают иллюстрации фотографий, альбомы на социальную проблематику, участвуют в различных играх, беседах, занимательных игровых упражнениях.

Блок «Озорной карандашик» - предполагает приобщение детей к ближайшему миру посредством изобразительного искусства. В художественной досуговой деятельности (рисовании, лепке, аппликации, конструировании) дети знакомятся с приемами отображения окружающего мира.

Блок «Музыкальная шкатулка» - приобщение детей дошкольного возраста к музыкальной культуре посредством организации музыкальной досуговой деятельности. Детей знакомят с музыкальными произведениями, их авторами, подчеркивая эмоциональность музыки, связь музыкального материала с настроением человека, состоянием природы. В процессе досуговой деятельности дети овладевают игрой на простых музыкальных инструментах.

Блок «Театральные подмостки» является организация в процессе досуговой деятельности театральных постановок на бытовую тематику, участие детей в играх драматизациях. С целью достижения наибольшего эффекта досуговой деятельности в данном направлении предусматривается использование различных видов театра: драматический, настольный театр (картонный театр, театр реальных игрушек, фланелевый театр, театр на ширме (театр пяти пальцев, театр кукол одного исполнителя, театр масок, теневой театр, в которых дети являются и участниками, и зрителями.

Блок «Здоровячок». Содержание этого блока ориентировано на включение разнообразной деятельности в досуг детей с использованием разнообразного спортивного оборудования. В процессе досуговой деятельности обращают внимание детей на необходимость проявлять сочувствие к участникам игр, радоваться успехам товарищей, стремиться действовать сообща, оказывать помощь сверстникам, добиваться общего результата.

Блок «Природа родного края» обеспечивает формирование представлений дошкольников о природе Ульяновской области, предпосылок экологического сознания.

Каждое мероприятие планировалось в соответствии с тематическим планированием на данную неделю.

Подготовка и проведение коллективной досуговой деятельности в детском саду создаёт чувство сплочённости группы. Оформляя декорации к празднику, распределяя роли в игре-драматизации, овладевая навыком хорового пения, участвуя в командных состязаниях и викторинах, дошкольники позитивно взаимодействуют друг с другом. В совместной деятельности рождаются традиции группы, улучшается эмоциональная атмосфера. Участие в коллективных мероприятиях воспитывает активную и нравственно-ориентированную личность в каждом ребёнке.

Анализируя многолетний опыт работы по организации и проведению досуга дошкольников, я сделала вывод, что есть резерв в совершенствовании этого вида деятельности. Его я вижу в интегрированном подходе к подготовке и проведению этого вида деятельности. Интеграция - один из ведущих принципов построения примерной образовательной программы в

соответствии с ФГОС. Интегрированный подход является стержневым и

отражает взаимосвязь и взаимодействие всех компонентов педагогического

процесса, что позволяет значительно повысить эффективность образования,

«на малом учить многому».

Список литературы

1. Алиева Л. В. Досуговая деятельность ребенка — субъект воспитания. Теория, история, практика. / Л. В. Алиева — М. : Макс — Пресс, 2016. – 72 с.

2. Анисимова, Т. Б. Большая книга детского досуга / Т. Б. Анисимова. — М. : Феникс, 2014. — 160 c.

3. Войди в мир развлечений и забав: организация досуговой деятельности в ДОУ : учебно-методическое пособие / [А. Е. Заверуха и др. ] ; под ред. Н. Ю. Майданкиной ; М-во образования Ульяновской обл., Ульяновский ин-т повышения квалификации и переподготовки работников образования, Муниципальное бюджетное дошк. образовательное учреждение "Сказка" Р. П. Силикатный Сенгилеевский р-н. - Ульяновск : Изд. Александр Васильевич Качалин, 2013. - 131 с.

4. Коммуникативные игры для дошкольников. / Картушина М. Ю. Методическое пособие – М. : Издательство «Скрипторий», 2014.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 27. 10. 2014 N 1351 (ред. от 25. 03. 2015) [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www. consultant.

Публикации по теме:

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОСМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Методическая разработка С введением в ДОУ ФГОС организация воспитательно-образовательного процесса в современных условиях ставит перед педагогами.

Фотоотчет о спортивных состязаниях «Зимние забавы» в рамках сетевого взаимодействия детских садов в свете реализации ФГОС доФотоотчет о спортивных состязаниях «Зимние забавы» в рамках сетевого взаимодействия детских садов в свете реализации ФГОС до Фотоотчет спортивных состязаний "Зимние забавы", в рамках сетевого взаимодействия д\садов, в свете реализации ФГОС ДО. 18 декабря ребята.

Интерактивное пособие «Лэпбук «ПДД» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС доИнтерактивное пособие «Лэпбук «ПДД» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС до В учебно-воспитательном процессе детского сада изучение правил дорожного движения - ПДД, составляет значительную часть рассмотрения темы,.

Интерактивное пособие «Лэпбук «Вода» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОИнтерактивное пособие «Лэпбук «Вода» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО Пособие будет интересно и полезно воспитателям ДОУ, педагогам дополнительного образования, родителям для совместной деятельности со своими.

Интерактивное пособие «Лэпбук «ЗОЖ» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС Интерактивное пособие «Лэпбук «ЗОЖ» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС  .

Использование игровых наборов Фрёбеля при реализации ФГОС дошкольного образованияИспользование игровых наборов Фрёбеля при реализации ФГОС дошкольного образования Игровые наборы Фрёбеля серии "Сказочный мир" - это специально подобранные комплекты из элементов "даров" Фрёбеля с современными авторскими.

Мастер-класс «Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС» Мастер – класс «Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО» Цель повышение уровня профессиональной компетенции.

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС доМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС до Методическая разработка. Продолжение. Проект по организации мини-музея в средней группе «Пчелки». 1. Название проекта – «Мини-музей «Воинская.

Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Взаимодействие с семьей по проектной деятельности. Тема: Экологическое воспитание в старшем дошкольном возрасте. Муниципальное комбинированное.

Взаимодействие с родителями в рамках реализации проекта «Каша — радость наша!» в соответствии с ФГОС доВзаимодействие с родителями в рамках реализации проекта «Каша — радость наша!» в соответствии с ФГОС до .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Использование потенциала досуговой деятельности дошкольников в ДОО в рамках реализации ФГОС»
Опубликовано: 27 августа 2020 в 19:09
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД