Консультация логопеда «Речевое развитие детей от 3 до 4 лет»

Казанцева Любовь Александровна
Консультация логопеда «Речевое развитие детей от 3 до 4 лет»

Речевое развитие детей от 3до 4 лет

В возрасте от 3 до 4 лет дети много говорят, используют в речи фразы из 3-4 слов. Порядок слов в предложении или их согласование еще может быть нарушенным. В этом возрасте ребенок называет свое имя, фамилию, пол. Определяет цвет, форму, фактуру, вкус, используя слова-определения. Различает и называет игрушки, предметы мебели, одежды, посуды, продукты питания, части тела животных. Рассказывает о виденном 2-4 предложения. Слушает длинные сказки и рассказы. Выполняет двусоставную инструкцию («Дай мне большого мишку и красный мячик»). В норме у детей этого возраста сохраняются недостатки в произношении ряда слов, особенно длинных и малознакомых.

В 3 года ребенок должен говорить предложениями, объединенными по смыслу, употреблять правильно местоимения, активно использовать прилагательные и наречия (далеко, близко, рано, горячо и т. д.) Его речь должна изменяться по родам и числам. Словарный запас составляет 1000-1500 слов.

Нормативные рамки допускают отклонения в сроках у девочек на 2-3 месяца, у мальчиков на 4-5 месяцев.

Однако, не у всех детей развитие идет гладко по календарю. Задержка речевого развития ребенка - это отставание от возрастной нормы речевого развития у детей в возрасте до 4 лет. Надо понимать, что дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи так же, как и другие дети, просто возрастные рамки значительно сдвинуты. Родители правильно поступают, когда обращают внимание на речевые задержки у детей. Они должны всегда помнить, что от речевого развития зависит общее психологическое развитие ребенка, правильное формирование взаимодействия с другими людьми, а также развитие познавательных процессов (память, мышление, воображение, внимание).

Причин задержки развития речи у детейможет быть множество:

1. Нарушение слуха. Если есть проблемы со слухом (в том числе постоянные серные пробки) - возникают проблемы и с речью.

2. Невостребованность речи. Если с ребенком никто не разговаривает или наоборот, угадывают все его желания по жестам и звуку, то у малыша и не формируется потребности в речи.

3. Слишком быстрый темп речи взрослого. Ребенок не успевает понять суть и выделить отдельные слова. Отчаявшись понять, ребенок выбирает позицию молчания.

4. Генетическая предрасположенность. Часто в семье, где родители или родственники заговорили поздно, дети могут также поздно начать говорить.

5. Заболевание или поражение головного мозга (травмы головы, падения, гипоксия, инфекции, перенесенные внутриутробно, в период родов или в первый год жизни).

6. Психологические травмы (испуг, частые ссоры родителей и др.). Впоследствии это может привести к заиканию.

7. Завышенные требования к ребенку, настойчивое желание немедленного повторения ребенком речи взрослого без создания комфортной, игровой, эмоционально-положительной атмосферы.

8. Алкоголизм родителей.

9. Задержка речевого развития свойственна детям с ДЦП, синдромом Дауна, детям с ранним детским аутизмом, синдромом гиперактивности.

10. Кстати, в двуязычных семьях такая проблема тоже не редкость!

Что же должно насторожить родителей в развитии речи малыша?

1. Примерно к 8 месяцам ребенок должен активно "гулить"; он следит за губами взрослого, пытается подражать. Если такого не происходит, есть повод обратиться к невропатологу.

2. Если ребенок к 1 году не оборачивается на звук, речь, обращение к нему, а для привлечения внимания к себе использует плач.

3. Если у малыша к 1,5 годам трудности с сосанием и жеванием пищи, если он давится даже маленьким кусочком.

4. Если в 1.5 года ребенок не может на слух выполнить задание по картинке (Где мишка? Где глазки? Где кошка).

5. Если в 1.5-2 года ребенок не может понять и выполнить простую просьбу взрослого (возьми мяч, подними кубик, дай машинку).

6. Если в возрасте 2-3 лет ребенок не может произносить отдельных слов и составлять из них простые фразы (пойдем гулять, давай играть и т. д.)

7. Если в 3-4 года ребенок не может произносить предложения, состоящие из подлежащего, сказуемого и дополнения (папа пошел на работу, я иду гулять).

8. Если к 4 годам большинство звуков произносится неправильно.

9. Если в 3 года ребенок говорит слишком быстро, глотает окончания слов (или наоборот, говорит очень медленно, хотя в доме никто так не разговаривает).

10. Если в 3 года говорит только заученными фразами из книжки, мультика и т. д. и не строит собственную речь, предложения. Также должно насторожить, если он вместо своих фраз лишь повторяет в точности сказанное взрослым. Это серьезный повод обратиться к специалисту.

11. Если у малыша в любом возрасте постоянно приоткрыт рот, имеется повышенное слюноотделение, не связанное с ростом зубов.

Родителям не следует надеяться, что проблемы, связанные с задержкой речи, исчезнут сами собой. Если вы испытываете сомнения, обратитесь к специалисту (невропатолог, психолог, дефектолог, логопед, лор-врач, а иногда и психиатр). Но и сами действуйте! Старайтесь создавать мотивационную среду для развития речи, эмоционально поощряйте ребенка за успехи, произносите сами слова четко и без скороговорки.

Активно играйте с ним в пальчиковые игры, проводите ежедневно артикуляционную гимнастику, развивайте мелкую моторику, разговаривайте с ребенком не с высоты своего роста, а на уровне его глаз, слушайте и повторяйте различные звуки. Задавайте ребенку вопрос и первое время сами отвечайте на него (Где ручки? - Вот! Как сказала собачка? - Гав-гав! Как зовут куклу? - Ляля). Через какое-то время спросите его об этом снова и скажите, что забыли ответ. Подождите. Если ребенок не отвечает, повторяйте все сначала.

Публикации по теме:

Консультация логопеда «Развитие речи детей в раннем возрасте» «Уголок логопеда» Развитие речи детей в раннем возрасте (1-3 лет). Одной из главных задач обучения ребенка является развитие активной и.

Конспект ООД «Знакомство с книгой А. Барто «Игрушки» в рамках образовательной области «Речевое развитие» для детей 2–3 лет Цель: Сформировать у детей интерес к книгам. Задачи: Познакомить детей с книгой А. Барто «Игрушки». Развивать интерес к книгам и рассматриванию.

Консультация для педагогов «Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего возраста» Речь в жизни человека - это важнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна.

Консультация для родителей и воспитателей «Речевое развитие ребенка 5–6 лет» Речь – одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со.

Консультация для родителей «Речевое развитие детей до 3-х лет» Самая распространенная проблема взрослых — это попытки сравнивать речевые достижения своего ребенка с успехами его сверстников. Дело в том,.

Консультация для родителей «Речевое развитие ребенка 5–6 лет» Консультация для родителей «Речевое развитие ребенка 5–6 лет» Речь – одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу.

Консультация для родителей «Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста» Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные.

Консультация для воспитателей «Познавательно-речевое развитие дошкольников» Подготовила: Житникова Оксана Анатольевна, старший воспитатель МБДОУ детского сада № 134 г. Вяземского Развитие познавательно-речевой деятельности.

Консультация учителя-логопеда для родителей «Развитие мелкой моторики у детей» Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами.

Развитие детей от 2 до 7 лет. Рекомендации логопеда для родителей В логопедическую группу отбираются дети прошедшие ПМПК (психолого-медико-педагогическую комиссию). Задачей работы учителя- логопеда в ДОУ.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Консультация логопеда «Речевое развитие детей от 3 до 4 лет»
Опубликовано: 21 февраля 2018 в 17:58
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 января. День зимней одежды на МААМ

В период наступающих крещенских морозов особенно важно тепло одеваться и приучать к этому детей. На занятиях очередного тематического дня говорим с ребятами о том, во что одеваться, чтобы не простыть на...

16 января. Праздник аквариумных рыбок на МААМ

Очередной тематический день посвящен одному из видов домашних питомцев — аквариумным рыбкам. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы вызвать у детей интерес к аквариумистике и...

Фото отчет о занятии «Снежинка» в нетрадиционной технике рисования манной крупой во...
Многие дети очень любят рисовать. Они рисуют карандашами, фломастерами, красками и удивляют взрослых своими шедеврами. Но есть ещё нетрадиционные техники...
Фотоотчёт совместной творческой деятельности педагога и детей на прогулке в зимний...
В этом году зима нас радует. Она получилась настоящей, снежной, морозной, волшебной. Прогулки зимой приносят массу положительных эмоций и впечатлений....
Аппликация из манной крупы для детей по теме «Зимний лес»
Зимняя аппликация из манной крупы Цель: способствовать расширению представлений детей дошкольного возраста в нетрадиционной технике рисования с помощью...