Папки-передвижки

Консультация «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи дошкольников»

светлана половинкина
Консультация «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

«Мнемотехника, как эффективное средство развития связной речи дошкольников»

Актуальность темы

В качестве важнейших показателей готовности ребенка к обучению в школе является определенный уровень сформированности каждого из компонентов речевой функциональной системы, а также достаточный уровень сформированности связной речи.

Публикация «Консультация „Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи дошкольников“» размещена в разделах

В настоящее время проблема формирования связной речи детей привлекает внимание педагогов и психологов, так как дети дошкольного возраста овладевают, прежде всего, разговорным стилем речи, который характерен, главным образом, для диалогической речи.

Более сложной является монологическая форма речи. Формирование связной речи тесно связано с интеллектуальным развитием ребенка, т. к. ребенок должен представлять объект рассказа, уметь анализировать тексты, описывать качества предметов, устанавливать разные отношения (причинно-следственные, временные) между предметами и явлениями. Таким образом, её становление и развитие требуют от ребенка определенного уровня общего развития. По данным отечественных исследований Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной и др. элементы монологической речи появляются у детей лишь к пяти годам. С этого времени ребенок начинает овладевать сложнейшей формой сообщения в виде монолога-рассказа о пережитом и увиденном. Однако, успешное овладение монологической речью в дошкольном возрасте подразумевает целенаправленное обучение, формирование определенных навыков построения связных текстов.

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной повествовательной речью. У старших дошкольников с общим недоразвитием разговорная речь оказывается бедной, малословной, тесно связанной с определенной ситуацией. Поэтому формирование связной речи у дошкольников с ОНР представляют собой актуальную, значимую проблему и я особое внимание уделяю формированию связной монологической речи в общем комплексе коррекционных мероприятий.

Проблемы речевого развития дошкольника.

• односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;

• неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;

• недостаточный словарный запас;

бедная диалогическая речь : неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ ;

неспособность построить монолог : например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;

• отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

• отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. ;

• плохая дикция.

Что такое мнемотехника?

Мнемотехника – система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной речи.

Мнемотехнике уделяли внимание такие педагоги как Л. Н. Ефименкова, Железновы, В. К. Воробьева. В дошкольной педагогике её называют по-разному:

• В. К. Воробьёва называет эту методику сенсорно-графическими схемами.

• Т. А. Ткаченко – предметно-схематическими моделями.

• Л. Н. Ефименкова – схемой составления рассказа.

• Глухов В. П. – блоками-квадратами;

• Большева Т. В. – коллажем;

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» означают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания.

Изначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики и предназначалась для запоминания длинных речей.

Современная же мнемотехника делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминать любую точную информацию, которая традиционно считается незапоминаемой.

Мнемотехника строится от простого к сложному:

Мнемоквадраты - изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.

Мнемодорожки - ряд картинок (3-5, по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения.

Мнемотаблицы - изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение.

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать последовательный рассказ.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей.

И могут использоваться:

• для обогащения словарного запаса;

• при обучении составлению рассказов (описательных, по серии сюжетных картинок, по картине);

• при пересказах художественных произведений,

• при проговаривании чистоговорок и скороговорок,

• при отгадывании и загадывании загадок,

• при заучивании стихотворений.

Мнемотехника для дошкольников

• помогает упростить процесс запоминания.

развить ассоциативное мышление и воображение.

• повысить внимательность

Задачи мнемотехники :

• Формирование приёмов запоминания.

Развитие наблюдательности и внимания.

• Формирование и развитие элементов творческого мышления.

• Обучение дошкольников умениям устанавливать ситуативные связи между предметами.

Развивать языковые способности дошкольников

• Формирование коммуникативных умений.

• Формирование связной речи.

Правила и требования мнемотехники :

• Знаки и символы должны быть хорошо знакомы детям.

• Знаки и символы должны отображать обобщённый образ предмета.

• Знаки и символы предварительно обсуждаются с детьми и принимаются как ведущие.

• Замысел графической схемы должен быть знаком и понятен ребёнку.

Работа по мнемотаблицам состоит из трё х этапов:

• Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

• Осуществляется перекодирование информации, то есть преобразование из абстрактных символов в образы.

• После перекодирования осуществляется повторение стихотворения, скороговорки, загадки, рассказа или сказки по заданной теме

Актуальность мнемотехники для дошкольников

В дошкольном возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит.

Публикации по теме:

Многофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детейМногофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детей Выполнила: учитель-логопед первой квалификационной категории: Зимина Надежда Павловна. Конспект игровой методики ТРИЗ «Круги Луллия с детьми.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников»Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников» В рамках муниципальной Опорной площадке, входящей в инновационную структуру системы образования Октябрьского района (приказ № 858 – од,.

Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников»Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников» Введение «Шахматы не только способствуют росту интеллекта, они дисциплинируют ум человека» Макс Эйве. Что такое шахматы - спорт, игра,.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи дошкольников»
Опубликовано: 13 ноября 2021 в 21:56
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем светлана половинкина (УИ 25471) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД