Консультация на тему «Чтение художественной литературы при формировании первичных целостных представлений о себе, семье»

Татьяна Штребель
Консультация на тему «Чтение художественной литературы при формировании первичных целостных представлений о себе, семье»

Чтение художественной литературы, детской книги рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт Ирина Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам Василия Александровича Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие. Она играет огромную роль в формировании первичных целостных представлений о себе, семье, о мире и обществе.

В первую очередь, это обусловлено тем, что дошкольник воспринимая все то, что написано в тексте через образы, ситуации и примеры проецирует, с помощью воспитателя, либо в полном взаимодействии с вопитателем, на себя, на свою семью и на окружающий мир в целом. Тем самым осознавая, первично на небольшой период времени, как делать нельзя, а как можно и нужно, какие последствия за собой несут плохие поступки, из каких членов состоит семья, как нужно относиться к близким, родным тебе людям, сверстникам, взрослым и природе.

Во вторую очередь, это связано с тем, что чтение художественной литературы очень хорошо и продуктивно может интегрировать с другими областями образовательной деятельности с такими, как познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, музыка, что от нас и требует ФГОС.

Подбирая художественную литературу, объигрывая на занятиях развития речи, лепки, рисовании тот или иной сюжет из книги, произведения воспитатель еще больше расширяет кругозор ребенка и формирует первичные целостные представления о нем.

Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками.

Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии)книг через решение следующих задач:

формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценност-ных представлений;

– развитие литературной речи;

– приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Для воспитателя важно взять за правило проводить не большие консультации для родителей на тему значимости чтения художественной литературы в семье. Помогать подбирать литературу, делая упор не только на русско-народные сказки, которые принято читать на ночь, а и на стихи, повести, басни, потешки, соответствующие определенному возрасту. Отводить на это преимущественно дневное время, для того чтобы после прочтения обсудить услышанное с ребенком, сделать выводы, проговорить новые ключевые слова, для укрепления их в лексиконе ребенка. Выходные дни не делать исключением для чтения, так же уделяя на это небольшое количество времени.

И как пример, я хотела бы назвать несколько произведений и авторов, которые мы можем отнести к первоочередным: Агния Барто («Девочка чумазая», Сергей Михалков («Песенка друзей», Корней Чуковский («Так и не так», «Мойдодыр», «Краденное солнце», Самуил Маршак («Сказка об умном мышонке», Константин Ушинский («Петушок с семьей») и т. д.

И в заключения я хотела бы еще раз напомнить о том, что особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественного текста таковы, что с помощью книги ребенок, в первую очередь, открывает мир во всех его взаимосвязях и взаимозависимостях, начинает больше и лучше понимать жизнь и людей, переживая и проживая прочитанное. Главная миссия области - воспитание в ребенке читателя, который «начинается» в дошкольном детстве. Процесс общения с книгой является определяющим в интеллектуальном, личностном, мировоззренческом становлении человека, в его способности к самореализации, в сохранении и передаче опыта, накопленного человечеством.

Публикации по теме:

«Педагогические средства формирования у дошкольников первичных представлений о себе, других людях.» I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы 1. Анализ недостатков в результатах,.

Конспект «Снегурушка и лиса» — чтение художественной литературы Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса». Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»,.

Конспект занятия по коммуникации. Чтение художественной литературы. Тема: Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц». Интеграция образовательной деятельности: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Виды детской.

Консультация для родителей «Чтение художественной литературы детям с рождения до школы» Консультация для родителей по чтению художественной литературы детям с рождения и до школы. Учёными установлено, что ребенок, которому систематически.

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в формировании речи вашего ребенка» Консультация для родителей"Роль художественной литературы в формировании речи вашего ребенка" Сегодня перед различными образовательными.

Консультация для воспитателей «Чтение художественной литературы с детьми 5–7 лет» Общественное значение детской литературы трудно переоценить. Она признается во всех цивилизованных странах необходимой областью духовной.

НОД по ОО «Чтение художественной литературы». Итальянская сказка «Ленивая Бручолина» Цель: Формирование понимания нравственных качеств через литературное произведение. Задачи: Познакомить детей с итальянской сказкой. Учить.

Практико — ориентированный проект «Формирование целостных представлений о семье у детей средней группы» «Формирование целостных представлений о семье у детей средней группы детского сада» Тип проекта. По доминирующей в проекте деятельности:.

Роль художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает.

Занятие по сказкотерапии «По дорогам сказки «Заюшкина избушка» Тема: По дорогам сказки «Заюшкина избушка». Цель: Научить детей понимать и различать эмоциональное состояние героев сказки и развивать у.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Фразеология
  • Космос
Автор публикации:
Консультация на тему «Чтение художественной литературы при формировании первичных целостных представлений о себе, семье»
Опубликовано: 23 октября 2015 в 14:49
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 августа. День шашек на МААМ

«Раз-два - и в дамки!» — очередной тематический день посвящен популярной настольной логической игре в шашки. Воспользуйтесь нашей тематической подборкой, чтобы привить ребенку интерес и любовь к этой...

13 августа. День «Трех поросят» на МААМ

«Три поросёнка» – популярная сказка из английского фольклора, хорошо известная всем нам в пересказе Сергея Михалкова, вместе с задорной песенкой, что он придумал. История эта вовсе не легкомысленная, а...

Настольная дидактическая игра в виде кубиков с загадками «Дорожные знаки»
Цель: закреплять знания детей о дорожных знаках, о правилах дорожного движения. Задачи: Образовательные: • Закрепить представления о названиях и...
Мастер-класс по изготовлению поделки слона из бумаги к Дню слонов на МAAM
Мастер-класс по изготовлению поделки слона из бумаги к Дню слона на МААМ втор: Попова Валентина Слоны встречаются нам в сказках и стихах, на...
Мастер-класс по конструктивно — модельной деятельности «Солнышко лучистое»
Мастер – класс по объёмной аппликации «Солнышко лучистое» выполнен в технике оригами. Материал для выполнения мастер – класса: набор цветной...