МААМ-картинки

Консультация «Фольклор в структуре физического воспитания дошкольников»

Анастасия Жебрикова
Консультация «Фольклор в структуре физического воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов обучения детей. Наряду с этим, необходимо возрождать образцы народной педагогики. Фольклор как сокровищница русского народа находит своё применение в различных разделах работы с дошкольниками : речевой, игровой, изобразительной, музыкальной, спортивной. Фольклорное творчество позволяет разнообразить процесс физического воспитания путём нахождения новых форм развития двигательно-творческой инициативы детей. Очень важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. Поэтому важным моментом в воспитательной работе дошкольного учреждения является целенаправленное возрождение культурных традиций и старинных обычаев русского народа. Основываясь на изучение этого вопроса, мы убеждаемся в возможности использовать фольклор во всех формах работы с детьми по физическому воспитанию. Учебная работа включается в себя двигательно-творческие, сюжетные, театрализованные, музыкально-ритмические, игровые, познавательные, интегрированные занятия. В состав физкультурно-оздоровительной работы с детьми должны входит утренняя и оздоровительная гимнастика после сна в сочетании с фольклором, ритмическая гимнастика в русском народном стиле, физкультминутка на основе фольклора, русские народные подвижные игры, игры-забавы, игры-аттракционы. Воспитательный подход подразумевает под собой не только работу непосредственно с детьми, но и с родителями. Подразумеваются консультации и семинары-практикумы для родителей, групповые и общие родительские собрания, просмотр родителями физкульторно-оздоровительных мероприятий в сочетании с фольклором, а также совместное проведение с родителями и детьми досугов, праздников и турпоходов.

Публикация «Консультация „Фольклор в структуре физического воспитания дошкольников“» размещена в разделах

Фольклорный материал должен быть использован в соответствии с возрастными особенностями дошкольников : потешки и прибаутки, загадки и сказки, считалки и скороговорки, русские народные песни и пляски. Для рациональной организации двигательной активности детей необходима частая смена упражнений при многократной повторяемости каждого движения. Педагог должен учитывать развивающий характер учебного материала, а также колорит народности при передаче образного движения посредством фольклорного материала. Моторная плотность физкультурных занятий и утренней гимнастики в сочетании с фольклорным материалом может достигать 80 %. Основной формой организационного обучения физическим упражнениям в дошкольных учреждениях являются физкультурные занятия. У дошкольников преобладает мотив эмоциональной привлекательности. Польза от совершаемых детьми движений неизменно выше, если они выполняют их охотно и радостно. Благодаря упражнениям с названием дети представляют образ того или иного персонажа и стараются как можно лучше, выразительнее передать его. Образ помогает качественнее выполнять основные движения, так например, ребёнок идёт твёрдым шагом – «волк идёт», с гордой осанкой – «лиса краса». Важно выстроить физкультурное занятия таким образом, чтобы подготовить детей к восприятию и выполнению более сложных упражнений, с помощью которых решаются двигательные задачи. В работе дошкольных учреждений рекомендуется использовать различные типы фольклорно- физкультурных занятий.

1. Двигательно-творческие занятия, основаны на одном из видов устного народного творчества – потешках, загадках, сказках. Так, например, при выполнении общеразвивающего упражнения «Совушка-сова» (стойка, руки на поясе; повороты головы и махи руками) можно использовать потешку: «Совушка-сова, большая голова, на суку сидит, во все стороны глядит, да вдруг полетит». При выполнении упражнений можно предложить детям проговаривать слова знакомых потешек. Для этого рекомендуется подбирать несложные, ритмические короткие стишки, в которых словами отражено или подразумевается определенное движение, действие. На таких занятиях при проведении физических упражнений можно использовать 10 – 15 потешек или загадок, задействовать сюжет одной или двух сказок («Теремок», «Царевна-лягушка», «Кошкин дом»).

2. Сюжетно-физкультурные занятия с «вкраплением», «вплетением» элементов фольклора. Эти занятия проводятся в форме «двигательного» рассказа или сказки. Так, например, в заключительную часть физкультурного занятия «У бабуси были гуси» можно использовать ходьбу по кругу в сочетании с речитативом: «Гусь гуляет по дорожке, гусь играет на гармошке, и гордится гармонист: я га-га-га-голосист!». На занятиях могут быть использованы до 5 – 6 элементов фольклора, в зависимости от сюжета и задач занятия («Путешествие с Лесовичком», «Праздник весны», «Ярмарка»).

3. Театрализовано-физкультурные занятия с использованием имитационных, мимических и пантомимических упражнений. Имитация отличается эмоциональной насыщенностью, в ней более образно представляется определённая сторона движения. Легко, бесшумно «спрыгивают птички с ветки»; широко расставляя ноги, идёт «неуклюжий косолапый медведь»; весело, задорно, высоко поднимая ноги, шагает «петушок – золотой гребешок». Во время выполнения мимических и пантомимических движений дети стараются передать путём выразительных движений мышц лица и всего тела образ определённого персонажа или изобразить его различное «душевное» состояние. Например, в движении дети могут изобразить горе зайчика, когда хитрая лиса обманом выгоняет его из избушки (русская народная сказка «Заюшкина избушка»). В инсценировках и играх-драматизациях дети выполняют различные роли, подражая и копируя действия человека, изображая животных и птиц.

4. Музыкально-ритмические занятия, основанные на русских народных плясках и танцах, играх и хороводах, с использованием русских песен и народных мелодий. Такие занятия рекомендуется проводить под музыкальный аккомпанемент. Например, при выполнении ходьбы на носках можно использовать пение русской народной песни «Во поле берёза стояла». А под мелодию лирического танца выполняют общеразвивающее упражнения «Красны девицы». Это занятия на темы: «Русские узоры», «Осенины», «Праздничный концерт».

5. Физкультурно-игровые занятия на основе русских народных подвижных игр. Такие занятия отличаются тем, что для решения задач каждой части подбираются русские народные подвижные игры и игровые упражнения с соответствующими движениями. В работе можно использовать такие игры и игровые упражнения, как «Змейка», «Горелки», «Зайцы в лесу». Лучше всего проводить такие занятия, когда дети знают много народных игр, считалок и скороговорок. Например, занятия «Делу время – потехе час», «Богатырская наша сила», «Скоморошьи забавы».

6. Познавательно-физкультурные занятия из серии «Забочусь о своём здоровье» с использованием элементов фольклора. На таких занятиях педагоги формируют элементарные знания и представления детей о значении физической культуры, знакомят их со строением тела человека, функциями различных органов, правилами гигиены, способствуют формированию, потребности в здоровом образе жизни. Включение фольклора как элемента занятия оживляет процесс обучения, делает его доступным детям дошкольного возраста. В качестве фольклорного материала можно использовать потешки и прибаутки, загадки, пословицы и поговорки. Например, «Здоровому всё здорово», «Кто долго жуёт, тот долго живёт».

7. Интегрироваванно-физкультурные занятия рекомендуется проводить с целью изучения необходимого материала. Интегрирование физических упражнений с элементами фольклора позволяет осуществить более качественное и прочное усвоение знаний, умений и навыков в области физического воспитания («Сердце и его работа», «Малыши-крепыши», «Сигналы тревоги»). С целью повышения двигательного потенциала и интереса дошкольников к физической культуре считаем возможным повторять занятия не более 2 – 3 раз с обязательным варьированием содержания и методов проведения физических упражнений в сочетании с фольклором.

Подведём итог, при работе педагог, творчески используя фольклор как эмоционально-образное средство влияния на детей, поддерживает их интерес к физической культуре посредством русских национальных традиций. Это вызывает у детей радость и удовольствие, желание заниматься физической культурой.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Фольклор в жизни дошкольника»Консультация для педагогов «Фольклор в жизни дошкольника» «Фольклор в жизни дошкольника» Детский фольклор играет важную роль в воспитании дошкольников, ведущим признаком организации которого является.

«Формы и методы экологического воспитания дошкольников». Консультация для педагогов«Формы и методы экологического воспитания дошкольников». Консультация для педагогов Дети дошкольного возраста только начинают знакомиться с окружающим миром, с законами природы, животными и растениями. И большая работа.

Организация физического воспитания детей в соответствии с требованиями СанПиН ДОО Современное общество предъявляет высокие требования к работе дошкольных образовательных учреждений, призванных заложить основы крепкого.

Консультация «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников» Человек - часть природы, он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись.

Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье»Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Первые семь лет жизни – это годы бурного психического и физического.

Консультация для воспитателей «Фольклор в познавательном развитии детей» Консультация для воспитателей «ФОЛЬКЛОР В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ» Сквозь сито веков просеял народ своё культурное достояние, оставив.

Консультация для воспитателей «Огород в детском саду как одна из форм трудового воспитания дошкольников»Консультация для воспитателей «Огород в детском саду как одна из форм трудового воспитания дошкольников» Дошкольное детство - этап формирования личности человека, становление ценностного отношения к окружающему миру. В этот период закладывается.

Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов)Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов) Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой.

Семинар-практикум «Традиционные игры коренных малочисленных народов как средство физического воспитания дошкольников»Семинар-практикум «Традиционные игры коренных малочисленных народов как средство физического воспитания дошкольников» Уважаемые коллеги, представляю Вам практическую часть семинара-практикума прошедшем в нашем ДОУ «Традиционные игры коренных малочисленных.

Взаимодействие с семьёй по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья детей. МБДОУ Детский сад комбинированного вида №2 "Солнышко. " Взаимодействие с семьёй по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Фольклор в структуре физического воспитания дошкольников»
Опубликовано: 6 сентября 2022 в 10:54
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Фольклор в структуре физического воспитания дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Жебрикова (УИ 3025357) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД