Лучший педагог года

Консультация «Формирование физических качеств»

Светлана Литвишко
Консультация «Формирование физических качеств»

Формирование физических качеств является одной из основных сторон физического воспитания. Уровень развития физических качеств определяет успешность двигательной деятельности детей и способность к овладению новыми формами движений, умение целесообразно пользоваться ими в жизни.

Публикация «Консультация „Формирование физических качеств“» размещена в разделах

Развитие основных физических качеств (быстрота, ловкость, выносливость, сила и гибкость) происходит в тесной связи с формированием двигательных навыков. Упражнения, способствуют этому в строгой последовательности и с постепенным усложнением двигательных заданий, включаются в физкультурные занятия, подвижные игры, спортивные упражнения, а также используются при самостоятельной двигательной деятельности детей на прогулке.

Быстрота. Она проявляется в способности выполнять двигательные действия в минимальный срок. Быстрота определяется скоростью двигательной реакции, отдельных движений, часто неоднократно повторяющихся движений. Развивается в процессе обучения детей основным движениям. Используются упражнения в быстром и медленном беге : чередование бега в максимальном темпе на короткие дистанциях с переходом на более спокойный темп, используется бег из усложненных стартовых положений (сидя, сидя на корточках, стоя на одном колене и др.) Развитию быстроты способствуют и подвижные игры. В них, выполняя задания на скорость по сигналу, ребенок может и самостоятельно изменить характер движения, его быстроту в зависимости от ситуации.

Тест 1

ЦЕЛЬ Оценить скоростные качества в беге на 30 м с высокого старта. Задание проводится на беговой дорожке (длина не менее 40 м, ширина 3 м).На дорожке отмечаются линии старта и финиша. Тестирование проводят двое взрослых; один находится с флажком на линии старта, второй (с секундомером) — на линии финиша, за которой на расстоянии 5—7 м ставится яркий ориентир. По команде воспитателя «Внимание!» ребенок подходит к линии старта и принимает стартовую позу. Затем следует команда «Марш!»— взмах флажком (он должен даваться сбоку от ребенка). В это время воспитатель, стоящий на линии финиша, включает секундомер. Во время короткого отдыха (3—5 мин) проводится спокойная ходьба с

Дыхательными упражнениями. Предлагаются две попытки, фиксируется лучший результат. Вовремя бега не следует торопить ребенка, корректировать его бег.

Ловкость. Способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться, быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. У ребенка формирование ловкости связано с развитием координации движений, умением согласованно, последовательно выполнять движение. Ловкость является необходимым компонентом любого движения (бега, прыжка, метания, лазанья и т. д.). Для воспитания ловкости у детей используются многообразные физические упражнения в основных движениях (ходьба и бег между предметами, с преодолением различных препятствий – пролезть в обруч, разойтись с другим ребенком при встречном движении на скамейке, перепрыгнуть через предмет и т. д.). А также метания, игры с мячом, прыжки, лазанье и разные упражнения с предметами скакалкой, палками и т. д. Приветствуются упражнение вдвоём с шестами, обручами, шнуром и т. п. Задача развитие ловкости требует систематической смены упражнений. Чем больше у ребёнка накапливается двигательных навыков, тем легче идет усвоение новых движений и совершенствуется ловкость.

Тест 2

ЦЕЛЬ Оценить ловкость в прыжках через скакалку.

Ребенок прыгает вперед через скакалку. Воспитатель считает количество прыжков. Делаются две попытки, засчитывается лучший результат. Следует правильно выбрать скакалку, чтобы концы ее достали до подмышек ребенка, когда он встает обеими ногами на середину и натягивает ее.

Сила. Способствовать в процессе двигательных действий преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечного напряжений. Упражнение на развитие силы должны быть направлены на укрепление основных мышечных групп и выпрямление позвоночника. Тщательный отбор динамических упражненийдолжен предусматривать кратковременное скоростно-силовое напряжение (различные упражнения в беге, метаниях, прыжках, а также лазанье по вертикальной и наклонной лестнице, определяемое возможностямиопорно-двигательного аппарата, преимущественным развитием крупных мышечных групп, хорошей реакцией сердечно-сосудистой системы детей на кратковременные скоростно-силовые нагрузки».В процессе выполнения прыжков, бега (на 30 м, метания (на дальность) ребенку необходимо развивать быстроту движений и умение проявлять быструю силу — сочетать быстрое выполнение движения с концентрациейнервно-мышечного усилия, т. е. проявлять скоростно-силовые качества.

Для развития этих качеств можно применять спрыгивания с небольшой высоты с последующим отскоком вверх или вперед, спрыгивание на возвышение с места, с небольшого разбега, прыжок вверхиз приседа, прыжки на месте и с продвижением вперед, чередуя умеренный и быстрый темп, на двух ногах через линии или палки. При выполнениипрыжков следует больше внимания уделять энергичному отталкиванию однойили двумя ногами, неглубокому приземлению на слегка согнутые в коленяхноги и быстрому их выпрямлению. Гармоничному развитию мышечной силы, координации движений,функциональному совершенствованию деятельности дыхательных мышц исоответственно функции внешнего дыхания способствуют упражнения с набивными мячами. Чередование быстрого сокращения мышц при броске ирасслабление после выполнения движения способствуют совершенствованиюнервно-мышечной регуляции, развитию мышц и тем самым скоростно-силовыхкачеств. По мере освоение упражнений они могут применяться в подвижных играх.

Выносливость. Способность противостоять утомлению в какой-либодеятельности. Выносливость определяется функциональной устойчивостьюнервных центров, координацией функций двигательного аппарата ивнутренних органов (Д. Н. Крестовников). В дошкольном возрастеэнергетические ресурсы организма расходуются на возрастное развитие,поэтому слишком большая нагрузка может повредить процессам роста. Уребенка следует постепенно воспитывать общую выносливость, т. е. выносливость в продолжительной работе умеренной интенсивности,повышающей функцию основных систем организма.

Дети дошкольного возраста обладают большими возможностями в проявлении общей выносливости. Уровень развития этого качества у детей зависит от возраста, пола и степени подготовленности. Основной формой воспитания выносливости у детей дошкольного возраста являются систематические занятия на свежем воздухе, основное содержание которых составляют 2-3 подвижные игры. В этих играх половина времени уделяется бегу, чередующимся с ходьбой, лазаньем и метанием. Воспитание выносливости осуществляется в процессе спортивных упражнений (ходьба на лыжах, езда на велосипеде, плавание).

Поскольку психофизические качества формируются у ребенка комплексно,развитие одного из качеств способствует развитию других качеств, чтотребует пристального внимания педагогов и соблюдения ими следующих правил.

•Помоги, но не навреди.

• Заинтересуй, но не настаивай.

• Каждый ребенок индивидуален.

Своевременная и углубленная диагностика физической подготовленностипозволяет выявить уровень развития движений и физических качеств ребенкаи соответствие их возрастным нормам.

На основании результатов тестирования изучаются особенности моторногоразвития детей, разрабатываются необходимые средства и методы ихфизического воспитания, раскрываются неравномерности в развитиидвигательных функций. Все это дает возможность установить причиныотставания или опережения в усвоении программы, наметить педагогическиеприемы, способствующие оптимизации двигательной активности детей вусловиях дошкольного учреждения.

При определении уровня физической подготовленности ребенка следуеториентироваться на следующие факторы:

- степень овладения ребенком базовыми умениями и навыками в разных

упражнениях, элементами техники всех основных видов движений;

— умение активно участвовать в разных видах двигательной деятельности,

самостоятельно использовать свой арсенал движений в различных условиях;

— развитие физических качеств и двигательных способностей: быстротыреакции, ловкости, гибкости, силы, выносливости, координационныхособенностей;

Сочетание дифференцированного подхода в обучении основным видам движенийс развитием физических качеств и двигательных способностей закладываетхороший фундамент общей физической подготовленности и гармоничногоразвития на важном этапе — подготовки детей к обучению в школе. При определении готовности ребенка к школе важно учитывать не толькодостигнутый им уровень развития моторики, но и его потенциальныедвигательные возможности.

Тесты на физическую подготовленность дошкольников позволяют определитьфизические качества (быстрота, сила, гибкость, выносливость и ловкость);развитие двигательных умений и навыков.

Тест 1

ЦЕЛЬ Оценить скоростные качества в беге на 30 м с высокого старта. Задание проводится на беговой дорожке (длина не менее 40 м, ширина 3 м).На дорожке отмечаются линии старта и финиша. Тестирование проводят двоевзрослых; один находится с флажком на линии старта, второй (ссекундомером) — на линии финиша, за которой на расстоянии 5—7 м ставитсяяркий ориентир. По команде воспитателя «Внимание!» ребенок подходит клинии старта и принимает стартовую позу. Затем следует команда «Марш!»— взмах флажком (он должен даваться сбоку от ребенка). В это времявоспитатель, стоящий на линии финиша, включает секундомер. Во времякороткого отдыха (3—5 мин) проводится спокойная ходьба с

дыхательнымиупражнениями. Предлагаются две попытки, фиксируется лучший результат. Вовремя бега не следует торопить ребенка, корректировать его бег.

Тест 2

ЦЕЛЬ Оценить ловкость в прыжках через скакалку.

Ребенок прыгает вперед через скакалку. Воспитатель считает количествопрыжков. Делаются две попытки, засчитывается лучший результат. Следует правильно выбрать скакалку, чтобы концы ее достали до подмышекребенка, когда он встает обеими ногами на середину и натягивает ее.

Тест 3

ЦЕЛЬОпределить скоростно-силовые качества в прыжке в длину с места. Этот тест можно проводить в физкультурном зале на поролоновом мате,накотором нанесена разметка через каждые 10 см. Тестирование проводят двачеловека — первый объясняет задание, следит за тем, как ребенок приняли. п. для прыжка, дает команду «Прыжок!»; второй замеряет длину прыжка (спомощью сантиметровой ленты).Ребенок встает у линии старта, отталкивается двумя ногами, делаяинтенсивный взмах руками, и прыгает на максимальное расстояние. Измеряется расстояние от линии старта допятки «ближней ноги» с точностью до 1 см. Делаются две попытки, засчитывается лучшая из них. Следует даватькачественную оценку прыжка по основным элементам движения: и. п. ,энергичное отталкивание ногами, взмах руками при отталкивании, группировка во время полета, мягкое приземление с перекатом с пятки навсю стопу. Если ребенок после приземления упал или сделал шаг назад, то следуетзасчитывать попытку и фиксировать тот результат, который отмечается вмомент постановки ног на опору.

Для повышения активности и интереса детей целесообразно разместитьнесколько ярких предметов на расстоянии 15—20 см за матом и предложитьребенку допрыгнуть до самого дальнего из них.

^ Физическая культура и здоровье.

Нет необходимости доказывать, что эти области неразрывно связаны друг с другом. Наша задача – сохранять и укреплять не только физическое, но также психическое и социальное здоровье. Помогает нам в этой работе включение двигательного воображения, в частности, образно-ролевая игра. К примеру, выполнять самомассаж ушных раковин – не самое интересное занятие для детей. А вот если мы принимаем образ Чебурашки, то же самое занятие становится намного привлекательнее и пользы от него больше.

Образы медведя и лисы помогают в профилактике плоскостопия, змеи и бабочки – в профилактике нарушений осанки, образ ветра и трубача – при проведении дыхательной гимнастики. Если ребенок принимает, допустим, образ кошки, он автоматически преображается в движении. Не приходится объяснять, как расслабить те или иные мышцы. Его образная память воспроизводит яркие кошачьи особенности, и вот малыш уже выгибает спину, ползает, урчит. Так же выполняем упражнения на релаксацию: ребенку сложно сознательно расслабить мышцы, а вот если он в образе тающего мороженого – совсем другое дело! Двигательное воображение помогает сделать оздоровительную работу интересной и эффективной.

^ Физическая культура и познание.

Ещё Жан Жак Руссо писал о движении как средстве познания окружающего мира. Исследования Щелованова Н. М., Кистяковской М. Ю. показали: чем богаче двигательный опыт ребенка, тем больше информации поступает в мозг, что способствует интенсивному интеллектуальному развитию. В дошкольном возрасте происходит активное развитие когнитивной сферы, именно двигательная активность способствует развитию познавательных процессов. Так как я работаю преимущественно с младшими дошкольниками, то особое внимание уделяю развитию восприятия. Воздействуя на различные анализаторы, развиваем зрительное, слуховое и тактильное восприятие.

Развитие зрительного восприятия состоит в представлении о качествах предметов (форме, цвете, величине, умении ориентироваться в пространстве. Развивая слуховое восприятие, мы учим детей улавливать, различать звуки и действовать в соответствии с ними. Например, дети бегут в колонне, изображая ручеек. Если бубен играет тихо – ручеек замедляет скорость и наоборот.

В ходе развития тактильного восприятия закрепляются такие понятия: «мягкий-твердый», «гладкий-шершавый», «тяжелый-легкий».

В роли предметов, помогающих закреплять сенсорные эталоны на физкультурном занятии, выступают спортивный инвентарь и стандартное и нестандартное оборудование. Чтобы обучение происходило естественно и легко, на помощь приходит игра и воображение. Игровая ситуация: клоун рассыпал яблоки и просит принести детей по два желтых яблока. Кроме восприятия, формируем элементарные математические представления.

Для развития познавательной сферы часто использую задания в проблемной форме : игровое экспериментирование, двигательные импровизации, творческие задания. Игра «Цветы» закрепляет понятие цвета, развивает пространственные представления, творческие способности. Дети бегают по залу врассыпную с разноцветными мячами в руках, а на сигнал: «На середине поляны вырос высокий розовый цветок», дети с розовыми мячами объединяются в группу и образуют цветок с розовыми лепестками, поднимая все мячи вверх. Возможны другие варианты игры в зависимости от поставленных задач. На занятиях мы закрепляем знания об окружающем мире: осенью «собираем урожай», «ходим в лес за грибами», зимой «играем в снежки» и «шагаем по сугробам». Разнообразие двигательных игровых ситуаций и сюжетов позволяет расширить кругозор детей, помогает формировать целостную картину мира, что по большому счету и является главной целью познания.

^ Физическая культура и социализация.

Вхождение ребенка в современный мир невозможно без освоения им первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений. Для социализации дошкольников огромное значение имеет игра, в которой отражается окружающая действительность, мир людей, природы и общественной жизни. Без подвижной игры не обходится ни одно занятие по физической культуре.

Для примера возьмем игру «Такси». Мальчики – водители, девочки – пассажирки. Девочки с удовольствием «звонят по телефону и вызывают такси», закрепляя правила телефонного разговора. Мальчики на своих автомобилях «стоят в автопарке, ожидая вызова». Затем девочки садятся в «Такси» и отправляются «по делам» : кто в магазин, кто в парикмахерскую. Заканчивается игра тем, что машины развозят счастливых девочек по домам и возвращаются на стоянку. В процессе этой игры мы решаем сразу несколько задач: закрепляем полоролевую идентификацию, правила и нормы поведения в общественных местах, обогащаем лексикон детей.

Лесгафт назвал подвижную игру «упражнением, с помощью которого ребенок готовится к жизни». К проведению любой игры стараюсь подходить творчески. Придерживаясь принципа максимальной вариативности, можно решать множество психолого-педагогических задач. Грамотно организованная игровая деятельность оказывают влияние на нравственное развитие личности, самооценку ребенка, ориентацию на достижение успеха, а также на усвоение норм и правил, принятых в обществе.

^ Физическая культура и коммуникация.

Общение со взрослыми и сверстниками – это неотъемлемый компонент каждого вида детской деятельности. Бывает так, что дети, испытывающие затруднения в повседневном общении, преображаются в двигательной деятельности. Этот важный момент я учитываю в работе. Особое внимание уделяю агрессивным и застенчивым детям, так как именно они испытывают наибольшие трудности в коммуникации. Стараюсь гибко подходить к распределению ролей в играх, учитывая типологические особенности нервной системы, применяю упражнения психопрофилактического характера. Образно-ролевая игра помогает нам. Допустим, сегодня мы изображаем трусливых мышек, и я хвалю тихих, застенчивых детей за то, как они артистично показывают мышек, вселяя в них уверенность в себе. Шумные, гиперактивные дети в этом упражнении учатся приемам самообладания. А завтра мы попробуем примерить образ рычащего тигра. Агрессивные дети таким социально приемлемым способом избавляются от излишней агрессивности, а застенчивые - учатся смелости. Двигательное воображение позволяет скорректировать самооценку, примерить разные роли, что повышает коммуникативную компетентность детей.

Дети в большей степени, чем взрослые, подвержены стрессам. Для снятия повышенного психологического напряжения также использую игровые приемы. Например, воображение превращает обычный мяч в барабан, и дети с большим удовольствием «громко играют» (хлопают ладошками) на таком барабане. Можно «играть на барабане тихо», это помогает ребятам прислушиваться к товарищам и подстраиваться под «общую мелодию» группы. Возможно и выступление «соло», мальчики и девочки поочередно и так далее. Подобные приемы позволяют наладить невербальную коммуникацию детей.

^ Физическая культура и музыка.

Музыка обладает огромным эмоциональным потенциалом, активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых ими упражнений, организует коллектив. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений.

В то же время можно говорить и об обратной связи: развитии у детей музыкальности, основных ее компонентов — эмоциональной отзывчивости, слуха. Ребенок посредством движения учится воспринимать музыку, передавать ее характер, пользоваться телесными средствами выразительности.

^ Двигательное воображение можно назвать мостиком между физической культурой и музыкой. Оно способствует выразительности, пластичности, красоте, четкости, свободе, координации движений.

На занятиях мы используем разные формы работы с музыкой : двигательная импровизация под музыку, подвижные игры с музыкальным сопровождением, хороводные игры с пением, музыкальное сопровождение отдельных этапов или всего занятия, логоритмические упражнения и т. д.

Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка. В современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Инструментом в создании таких моделей может выступать интеграция. Многие специалисты определяют ее как один из путей достижения качества образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребенка, сохранения здоровья и свободного пространства детства.

Публикации по теме:

Пионербол как средство развития физических качеств дошкольника Актуальность проблемы: Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка — это основа формирования личности. Именно в детском возрасте.

Воспитание физических качеств дошкольников во взаимодействии детского сада и семьи Хасанова Г. А, воспитатель старшей группы (МБДОУ №8 «Березка», г. Альметьевск) Статья на тему «Воспитание физических качеств дошкольников.

Воспитание физических качеств дошкольников во взаимодействии детского сада и семьи Физическое развитие – процесс формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфофункциональных.

Развитие физических качеств и оздоровление организма посредством совершенствования навыка лыжной ходьбы Государственное бюджетное учреждение Ненецкого автономного округа «Ненецкий региональный центр развития образования» Целостное.

Игры, упражнения, двигательные задания для развития физических качеств. Игры, упражнения, двигательные задания для развития физических качеств. Сила Эстафета «Паучки» Цель игры: развивать физическую силу и выносливость.

Использование парашюта как средство совершенствования двигательных способностей, физических качеств детей Слайд 1. Сведения об участнике. Тема опыта работы. Слайд 2. ФГОС ДО подразумевает создание благоприятных условий для развития детей с.

Проект «Развитие физических качеств у детей» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ инструктора по физическому воспитанию Салдимировой Марины Геральдовны по теме: «Развитие физических качеств у детей.

Развитие физических качеств у дошкольников Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей является одной из основных задач дошкольного образования. Дошкольное.

Статья «Игры с элементами спорта как эффективное средство развития физических качеств дошкольников» Игры с элементами спорта как эффективное средство развития физических качеств дошкольников. Актуальность:• Дети отдают предпочтение малоподвижным.

Воспитание физических качеств дошкольников в системе народных подвижных игр Процесс воспитания создает условия сохранения и развития народной культуры, в частности, внедрение и применение народных подвижных игр в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Формирование физических качеств»
Опубликовано: 31 июля 2017 в 05:11
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД