МААМ-картинки

Консультация «Использование самомассажа, как нетрадиционного метода логопедического воздействия»

татьяна волкова
Консультация «Использование самомассажа, как нетрадиционного метода логопедического воздействия»

Использование самомассажа, как нетрадиционного метода логопедического воздействия в работе по коррекции задержки речевого развития с детьми раннего возраста.

учитель-логопед : Волкова Т. П.

МДОУ «Детский сад №29 «Ягодка»

р. п. Сенной Саратовской обл

Роль развития речи ребенка впервые годы жизни трудно переоценить.

В последние годы значительно возросло количество жалоб родителей на речевое недоразвитие детей в возрасте 2-3 лет (общение с помощью лепетных слов, малопонятная речь).

Публикация «Консультация „Использование самомассажа, как нетрадиционного метода логопедического воздействия“» размещена в разделах

Такие дети нуждаются в своевременной квалифицированной помощи невропатолога,

логопеда, психолога, которая в значительной мере ускорит ход речевого и умственного развития малышей. В исследованиях детской речи таких ученых как Выготского Л. С., Запорожец А. В., Лисиной М. И., Жуковой

Н. С., Филичевой Т. Б., было доказано, что любое нарушение в ходе развития речи отражается на деятельности и поведении детей.

У детей с недоразвитием речи могут наблюдаться общедвигательные нарушения (плохая координация движений, моторная неловкость, недоразвитие мелкой моторики, снижение интереса к игровой деятельности.

У дошкольников с общим недоразвитием речи часто страдают высшие психические функции, тесно связанные с речью: память, внимание, мышление. Часто страдает эмоционально – волевая сфера: дети осознают свои нарушения, поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению.

Особенностью предположительно темповых задержек речевого развития детей в раннем возрасте, как считают исследователи, является их обратимость, что связано с высокой пластичностью детского мозга. Следовательно, оказанная ребенку раннего возраста помощь во многих случаях способна предупредить тяжелые формы общего недоразвития речи, в значительной степени ускорить ход речевого и умственного развития ребенка. В связи с этим проблема раннего опознавания и коррекции отклонений в речевом развитии у детей раннего возраста приобретает особое значение для их дальнейшего полноценного развития и обучения.

Современное общество, школа, родители обязывают работников дошкольного образования к поиску новых решений проблем сохранения и повышение уровня здоровья детей, ранней диагностики и современной коррекции имеющихся особенностей в развитии детей.

На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Весь практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии.

Мой опыт работы показывает, что эффективным и простым методом коррекции и профилактики многих речевых нарушений является использование такого нетрадиционного метода логопедического воздействия, как самомассаж. И. П. Павлов отмечал:«Речь – это, прежде всего, мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга».

Самомассаж –это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией. Приёмы самомассажа ребёнку показывает взрослый. Я использую самомассаж в коррекционной

работе не только с воспитанниками старшего возраста, но и с детьми 2-3 лет, у которых наблюдается задержка речевого развития.

Цель применения данной технологии - коррекция речевых нарушений и активизации речи, развития мелкой

моторики и повышения иммунитета с помощью использования приемов самомассажа.

Задачи:

- Стимулировать речевые зоны коры головного мозга через воздействовие на биологически активные точки, используя нетрадиционный материал (шарик Су-Джок и пружинки, шишки, плоды каштана, грецкого ореха, шестигранный карандаш, коврик «Травка» тренажер «Щетка-ежик»)

- Развивать подражание и способность к переключению внимания.

Процедура самомассажа проводится по схеме : массаж пальцев, мимических мышц лица, губ, языка. Во время выполнения движений у ребёнка не должно быть ощущений дискомфорта, напротив, все движения самомассажа должны приносить ребёнку удовольствие.

На практике я использую следующие формы работы по коррекции задержки речевого развития с детьми раннего возраста, нормализации мышечного тонуса и стимуляции речевых областей в коре головного мозга, коррекции произношения (автоматизации звука, совершенствования навыков пространственной ориентации:

1. Самомассаж кистей и пальцев рук.

Для развития тактильных ощущений и кинестетического компонента двигательного акта детей сначала нужно обучить элементам самомассажа кистей и пальцев рук. Самомассаж проводить 2-3 раза в день, начинать с легкого растирания подушечек пальцев в направлении от кончиков к ладони одной руки, затем другой. Ребята с удовольствием осваивают различные приемы самомассажа (поглаживание, растирание, разминание и др., который желательно сопровождать веселыми рифмами («приговорками», стихами, использовать музыкальное сопровождение (песенки Е. и С. Железновых).

Вот на улице мороз!

Эх, быстрей потрите нос!

Каждый пальчик согреваем!

Сильно – сильно растираем!

Самомассаж мячиками-ежиками

Мячик мой не отдыхает,

На ладошке он гуляет.

Взад-вперед его качу,

Вправо-влево – как хочу.

Сверху – левой, снизу – правой,

Я его катаю, браво.

В правой руке свой мячик сжимаю,

Ну, а потом ладошку меняю.

«Здравствуй, мой послушный мячик»-

Скажет громко каждый пальчик.

Мячик пальцем я катаю, по руке его гоняю.

Отправляемся гулять – будем пальчики считать:1-2-3-4-5.

Самомассаж Су – Джок шарами

Катится колючий ёжик,

Нет ни головы ни ножек,

Мне по пальчикам (по ножке вниз/по спинке вверх) бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда-сюда,

Мне щекотно, да, да, да!

Уходи, колючий ёж,

В тёмный лес, где ты живёшь!

***

Я мячом круги катаю,

Взад -вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

Самомассаж пальцев эластичным кольцом-пружинкой.

(Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики)

Раз– два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

При выполнении подобного рода упражнений ребенок слышит ритмизованную речь, что немаловажно для развития речи ребенка, так как в основе речи – ритм. Развивается вербальная память ребенка: нужно

запомнить, в соответствии с какой фразой загнуть тот или иной пальчик, одеть на него колечко.

2. Самомассаж мышц головы, лица, шеи.

Чтобы не зевать от скуки взяли и потёрли руки,

А затем ладошкой в лоб – хлоп, хлоп,

Чтобы щёчки не дремали,

Мыпощиплем их немножко.

Носик мы погладим, пусть он дышит хорошо….

- «Я хороший» - расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам.

- «Наденем шапочку» - и. п. тоже. Движения обеих ладоней вниз к ушам, а затем по передней боковой поверхности шеи к яремной ямке.

- «Рисуем дорожки» - движения пальцев от середины лба к вискам.

- «Рисуем яблочки» - круговые движения от середин лба к вискам.

- «Дождик» - легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу.

- «Рисуем брови» - провести по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно, начиная с указательного.

- «Испечем блинчики» - похлопать ладошками по щекам.

- «Умыли личико» - ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.

3. Самомассаж мышц языка, губ.

- Поглаживание языка губами.

- Пошлепывание языка губами.

- Поглаживание языка зубами.

- Покусывание языка зубами.

«Помада»обводим губы указательным пальцем: первое – рот широко открыт, как при произнесении звука «А», второе – губы вытянуты вперёд трубочкой, как при произнесении звука «У» ,третье – губы в улыбке, как при произнесении звука «И»

Польза массажа несомненна и неоднократно доказана на практике:

- можно проводить не только индивидуально, но и на занятиях с подгруппой детей одновременно,

- использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях семьи и дошкольного учреждения,

- можно использовать без специального медицинского образования.

Использование приёмов самомассажа при коррекции речевых нарушений в игровой форме, помогает в работе логопеда, вызывает у детей положительный эмоциональный отклик, подготавливает речевой аппарат малышей и развивает речь. А пальчиковые игры и упражнения с использованием нетрадиционного материала, не только

оказывают благотворное влияние на весь организм, повышают иммунитет, но также помогают решать и коррекционные задачи: оказывают стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры,

что благоприятно отражается на развитии речи детей, внимания, памяти и мелкой моторики рук, способствуют ориентировке в пространстве, развитию координации движений.

Использованная литература :

1. Аммосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями: Логопед, № 6, 2004. – с. 78-82.

2. Бот О. С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи: Дефектология, № 1, 1983.

3. Богуш Д. А. корейский метод Су-Джок. – М. : Ника – Центр, 2008.

4. ГромоваО. Е. Инновация в логопедическую практику : Методическое пособие для ДОУ. Линка-Пресс, 2008.

5. Е. Н. Краузе «Логопедия. Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста» — СПб. : КОРОНА принт; М. : Бином Пресс, 2005 г.

6. Новикова О. А. ум на кончиках пальцев: веселые пальчиковые игры. – М. АСТ, 20076.

7. О. А Новиковская «Весёлая зарядка для язычка» - М. : АСТ, СПб. : Сова, 2010г.

8. Османова Г. А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Популярная логопедия – КАРО, 2008.

9. Поваляева М. А. «Полный справочник. Настольная книга логопеда» — М. : АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010 г.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Использование самомассажа для оздоровления детского организма» .

Применение самомассажа как нетрадиционного оздоровительного средства речевого развития ребёнка с ОВЗ Цель: скорректировать речевые нарушения у детей с помощью использования Су – Джок терапии Задачи: Образовательные: • расширение и активизация.

Использование метода проектов как средства духовно-нравственного воспитания дошкольников Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном поселке, стране, особенностях народных традиций, часто.

Консультация для педагогов «Использование метода фотопамяти в детском саду» Использование метода фотопамятиЦель: Повысить профессиональную компетентность педагогов, помочь педагогам найти новые пути, открыть для.

Консультация для педагогов «Практические приемы массажа и самомассажа, как способ развития мелкой моторики рук» Научно доказано, что у детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе.

Консультация для родителей «Использование приёмов игрового самомассажа для детей с нарушениями речи» Массаж лица-древнейшее профилактическое, гигиеническое и лечебное средство, издавно используемое людьми. Главное его преимущество простота,.

Консультация «Природа, как средство эмоционального образного воздействия на творческую деятельность детей» для воспитателей МБДОУ детский сад «Елочка» с. Уст-Калманка воспитатель Наумова О. В Над темой «Природа, как средство эмоционального образного воздействия.

Методика логопедического воздействия при дислалии Основной целью логопедического воздействия при дислалий является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи.

Коррекционно-развивающая программа «Использование нетрадиционного метода крупотерапии в работе с детьми с ОВЗ» Пояснительная записка Нетрадиционные методы воздействия в работе становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми,.

Роль метода эмоционально-сенсорного воздействия при ознакомлении дошкольников с художественной литературой Всё существенное, весомое и полезное, что вписывается в понятие «ценностные представления», должно входить в жизнь ребёнка через значимые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Использование самомассажа, как нетрадиционного метода логопедического воздействия»
Опубликовано: 24 января 2019 в 19:33
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД