Шевелева Людмила
Консультация «Особенности глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Нарушение формирования лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР выражены ограниченностью словарного запаса, значительным расхождением объема активного и пассивного словарей, неточностью употребления слов, многочисленных парафазиях, трудностью актуализации словаря, а также несформированностью семантических полей.
Публикация «Консультация „Особенности глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи“» размещена в разделах
- Глаголы. Глагольный словарь дошкольника
- Консультации для родителей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Старшая группа
- Темочки
Ограниченный запас слов выражается в незнании оттенков значений слов, дети обладают недостаточной возможностью ориентировки в морфемной структуре, позволяющей им лучше понимать значение многих слов. Отмечается довольно большое количество ошибок в словоизменении, вследствие чего нарушается синтаксическая связь слов в предложениях.
В самостоятельной речи дети затрудняются с образованием множественного числа глаголов от слов, данных в единственном числе, и наоборот (поднимает - «поднимай», «поднимайте» и др.).
Неумение пользоваться способами словообразования приводит к нарушению усвоения лексического строя и всей речевой коммуникации в целом, а это в свою очередь может негативно отразиться на школьной успеваемости.
Многие авторы Жукова Н. С., Воробьева В. К., Мастюкова Е. М., Гриншпун Б. М., Филичева Т. Б., Ковшиков В. А. отмечают, что у детей с ОНР пассивный словарь преобладает над активным (53). Дети понимают названия многих предметов, действий, которые наблюдают или производят сами (спать, купаться, одеваться, идти, есть, пить, некоторые признаки предметов, однако использовать их в самостоятельной речи затрудняются, поскольку затруднена актуализация словаря.
По мнению Р. Е. Левиной, ОНР третьего уровня, проявляется в неточном знании и употреблении некоторых слов, в неумении пользоваться способами словообразования. Не зная того или иного слова, дети заменяют его другим сходным по значению, например, «нырнул» - «купался». Иногда дети прибегают к пространным объяснениям (29).
Р. Е. Левина выделила 3 уровня общего недоразвития речи :
ОНР, I уровня речевого развития характеризуется неимением ежедневной речи. У детей с первым уровнем речевого развития отчетливо недалек пассивный запас слов, но активный запас слов охватывает ряд паралингвистических средств, таких как мимика, жесты, интонация. Глаголы почаще всего попросту сменяются жестами или звукоподражаниями (би-би- едет, поехали, поедем).
ОНР, II уровень речевого развития - базы ежедневной речи. По сравнению с первым уровнем речевого формирования у детворы наблюдается прогресс в состоянии лексикографического запаса не только количественных, однако и качественных показателей. Охват используемых слов, в том числе глаголов, увеличивается. Но, невзирая на улучшение лексикографического запаса, у детей с заданным уровнем речевого формирования крепкие аграмматизмы в применении глаголов. Дети применяют глаголы исключительно в инфинитиве или в третьем лице единственного и множественного числа в настоящем времени.
ОНР, III уровень речевого формирования - детальная речь с ярко сформулированными компонентами фонетико-фонематической и лексико-грамматической недоразвитости (27).
Можно отметить последующие специфики формирования лексикографического запаса у старших дошкольников с ОНР (III уровень языкового развития) :
1. У детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития запас слов не соответствует возрасту.
2. Имеются несоответствия в объеме функциональной и бездейственной лексики.
3. В словарном запасе ребят доминируют слова, означающие ежедневную деятельность.
4. У ребенка нет близких по значению глаголов. Заглавие воздействия сменяется словами, совпадающими по ситуации и внешним признакам, например, (облизывание, грызть, откусывать, жевать - все выражается словом «поедание»).
5. Не знает наименований всевозможных действий, неотъемлемых одному объекту, например, подкрадывание, охота, нападение, ласки (про кошку); грустный, расстроенный, благополучный (о человеке).
6. У детей с III уровнем ОНР выявлено маленькое количество смыслового поля, что выявляется в одностороннем числе смысловых связей. У детей с логопедом доминируют взаимоотношения аналогии, а взаимоотношения оппозиционного и родового нрава видятся редко, что не является нормой. В задачах выбора синонимов у детей с логопедом обнаруживаются эти же трудности, что и при подборе антонимов.
Дети немного осваивают грамматические формы словоизменения, приемы создания слов, однако неумение конкретно их употреблять в речи приводит к множеству ошибок. Особенно распространены :
с префиксным глагольным образованием (идти, двигаться, уйти, прибыть, уйти, прийти и тому подобное.
отсутствие несходства среди видами;
не воплощение внешних условий при образовании нового слова.
есть погрешности в согласовании, контроле (27).
Р. Е. Левина утверждает, что у детей с общим недоразвитием речи допустимо распространение ошибок, связанных с неумением различать вид глаголов ("он посидел, когда дождь перестал", вместо сел, "он накупался, когда было тепло, вместо купался, реже нет. - Неправильное взаимодействие существительных и глаголов ("мальчик рисуют", "девочки играла"). Лишь единичные ошибки в понимании речи в сочетании с недостаточной дифференциацией интенсивных форм глагола (20).
Э. Дроздова, А. В. Кроткова, утверждают, что приставочное образование глаголов довольно сложное в детских садах, что касается детей с общим недоразвитием речи. Это связано с тем, что глагол располагает больше абстрактную семантику, нежели существительные с поставленным значением, а семантическое расхождение его производных форм сильнее сложное: оно не организовано для определенных описаниях объектов (20).
В работах многих исследователей (С. Н. Жаренков (11, Н. С. Жуков (13, В. А. Ковшиков (17, Е. Ф. Соботович (34, словосочетания (глаголы) Л. Ф. различают словосочетания :
1) ошибочное взаимодействие глаголов с существительными и местоимениями (дети рисует, она ел);
2) ошибочное использование наследственных и числовых завершений глаголов в прошедшем времени (солнце заснул).
Дети с ОНР вместо противоположностей выбирают:
слова, которые семантически близки, даже антонимичны, ожидаемому антониму, но являются другой частью речи;
стимулы-слова с частицей не (работать- не работать, не петь - петь);
слова, ситуативно близки к начальному слову (говорить - петь, смеяться);
формы слова-стимула (говорит - говорить);
слова, объединенные синтагматической связью со словами-стимулами (вешать - выше);
синонимы (взять - брать).
Дошкольники в возрасте 6 лет в большинстве случаев конкретно выбирают синонимы к известным им словам, дозволяют исключительно одиночные ошибки. При этом ровесники с патологией речи допускают ошибки при выборе синонимов; Во многих случаях дети отказываются отвечать.
Детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи склонны воспроизводить только один синоним для каждого слова-стимула. В этом случае наблюдается другой тип отказа. Ребята с общим недоразвитием речи отражают за место синонимов:
семантически близкие слова, часто ситуативно похожие (спешить - бегать, быстро ходить);
слова с противоположным значением, иногда повторение;
исходное слово с частицей нет (иди - не уходи, иди - стой);
слова, которые звучат одинаково;
слова, связанные со словесным стимулом синтагматическими связями;
формы исходного слова или родственных слов.
Следовательно, дошкольники с общим недоразвитием речи конкретно отстают от сверстников по всем параметрам речевого развития. У детей старшего дошкольного возраста при общем недоразвитии речи лексика меняется на всех степенях речевого развития. Обычными проблемами при формировании словаря глаголов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи являются : выделить значимые дифференциально-смысловые особенности; отсталость мыслительных действий сопоставленья и обобщенья; неудовлетворительное умение применения слов; недостаток развития семантических полей в лексике дошкольника; непостоянность парадигматических связей в лексической системе языка; небольшой лексикографический запас.