Приложение МААМ

Консультация «Особенности вокальной работы для детей с общим недоразвитием речи»

Марина Кайгородова
Консультация «Особенности вокальной работы для детей с общим недоразвитием речи»
▼ Скачать + Заказать документы

Особенности вокальной работы для детей с общим недоразвитием речи

Система музыкального воспитания в ДОУ предполагает интенсивное развитие музыкальных способностей дошкольников. Особенно важна эта работа в группах воспитанников с нарушениями в развитии речи. Многолетний опыт работы показывает, что они, как правило, отстают от сверстников и в музыкальном развитии. У детей с нарушениями речи встречаются следующие проблемы:

Дети не поют, а говорят;

Публикация «Консультация „Особенности вокальной работы для детей с общим недоразвитием речи“» размещена в разделах

-Не справляются с произношением, пропеванием какого-либо звука;

-плохо запоминают тексты песен, их названия;

-плохо запоминают названия музыкальных произведений для слушания;

-недостаточно согласовывают движения с музыкой, пением, словом;

-затрудняются в передаче ритмического рисунка.

В своей работе я использую различные методы, приемы, способы формирования вокальных навыков у детей. В первую очередь обращаю внимание на вокальную установку : как они сидят, стоят, держат корпус, голову, как открывают рот. Во время пения дети пяти– шести лет должны сидеть прямо, не прислоняясь к спинкам стульев. (так у них лучше работает диафрагма).Голову нужно держать прямо, без напряжения.

Рот открывается вертикально, а не в ширину, во избежании крикливого звука. Нижняя челюсть отходит свободно вниз, губы подвижны, но не вялы.

Разучивают песни дети сидя. Выученные песни лучше петь стоя, так как при этом дыхательные мышцы работают лучше и звучность пения заметно улучшается.

Особенное внимание уделяю выработке певческого дыхания. Чтобы правильно петь, нужно правильно дышать. Часто вдох у детей, имеющих нарушения речи, сопровождается поднятием плеч. Это недопустимо, так как препятствует правильному звукообразованию. Прошу детей положить левую руку на живот и сделать вдох так, чтобы «надулся» живот, а плечи не поднимались. Формируя короткий вдох и длинный выдох, использую следующие приемы контроля и самоконтроля: осенние листочки (на тонких ниточках, «снежинки», которые как можно дольше не должны упасть, поддерживаемые в воздухе активным выдохом. Нужно следить за тем, чтобы дети брали дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами, а не в середине слова. Некоторые дети дышат прерывисто не потому, что у них короткое дыхание, а оттого, что они не умеют управлять им. Достаточно показать, как надо петь, не прерывая фразы, где взять дыхание и ребенок легко справится с этим. Чтобы помочь детям научиться правильно дышать во время пения, я выбираю на первых порах песни с короткими музыкальными фразами. В старших группах один из приемов – пение по фразам, цепочкой (один начинает, другой продолжает)

Работа над звукообразованием начинается с распевок, в которых много гласных. В процессе работы с детьми, страдающими речевыми нарушениями оказались эффективными упражнения –распевки.

Пение вокализов, несложных мелодий с каким-либо гласным звуком, затем транспонируя мелодию и меняя гласный звук. Например, мелодию "ре - ми - фа - ми - ре" надо пропеть со звуком а, затем на пол тона выше со звуком о и т. д.

Пропевание нисходящих мажорных трезвучий на гласных "и-а-у", "е - о - а" и т. д.

Затем распеваем самые простейшие звукоподражания с использованием повторных слогов - «га-га-га», «да-да-да» и т. д.

Пропевание слогов "ми - мэ - ма - мо - му" на одном звуке, затем то же самое на последующих звуках.

Эффективным является пропевание этих упражнений в сочетании пения stakatto и legato (отрывистое и плавное пение). Я объясняю детям, что legato- это когда все звуки сливаются, плавно переходят один в другой. А короткие звуки нужно петь отрывисто, звонко, ярко, т. е. stakatto. Жестом тоже я показываю как бы точку, и дети понимают, что петь нужно отрывисто.

Не следует требовать от ребенка сразу громкого голоса и чистой интонации. Важно проявить терпение, и тогда в результате постоянных упражнений даже самый слабый голос окрепнет.

Хорошо помогают развить голосовой аппарат упражнения на пропевание длинных и коротких звуков. Долго и протяжно спеть один звук детям бывает сложно, поэтому можно предложить детям «рисовать» звук, используя прием зрительного контроля. Звук будет звучать так долго, пока карандаш движется по бумаге. Для упражнений использую пособие «Рисование голосом».

Хорошо активизирует речевой аппарат пение частоговорок и скороговорок,

например, «Шла Саша по шоссе и сосала сушку», или «Черепаха, не скучая, час сидела с чашкой чая».

В своей работе использую игры с пением, они позволяют тренировать различные группы мышц, помогают выработке темпа и ритма речи, закреплению звуков, совершенствованию координации движений, развивают коммуникативные навыки. Музыка, сопровождающая игры влияет на качество исполнения– улучшает пластичность движений, придает мягкость и красоту. А создание определенного образа, навеянного словами и мелодией, развивает фантазию ребенка, его слуховое внимание. Пропевая слова, слушая музыку, ребенок учится различать ее динамические оттенки, определять темп, ритм, а так же подчинять свои движения всем музыкальным изменениям. Таким образом, у ребенка происходит коррекция и улучшение двигательных навыков, что крайне важно для успешного исправления речевых нарушений.

Использую русские народные игры, игры– упражнения О. Боромыковой и другие.

В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, я использую ударно– шумовые инструменты со звуками неопределенной высоты; бубны, погремушки, трещотки, треугольники, колокольчики, ложки. Обучение на детских музыкальных инструментах является не самоцелью, а средством для решения коррекционных задач: развитию мелкой моторики, координации движений, чувство ритма, внимания и памяти. Например, играя на бубне, ребенок ритмично произносит свое имя и т. п.

Таким образом, различные методы и приемы способствуют формированию вокальных навыков у детей.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Большинство родителей считают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение.

Консультация «Развитие внимания и памяти в группе детей с общим недоразвитием речи» Важной коррекционной задачей в группе с общим недоразвитием речи является развитие памяти и внимания. Эти процессы теснейшим образом связаны.

Логоритмика для детей с общим недоразвитием речи Логоритмика для детей с общим недоразвитием речи Составили: Громова Т. Е., Солнцева И. М. Воспитание, охрана здоровья, физическое развитие.

Логоритмика в комплексе коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи Современная модель логопедической ритмики Анализ публикаций показал, что исторически под логопедической ритмикой понималась система двигательных.

Особенности формирования фонематических процессов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Аннотация. В данной статье описываются особенности формирования фонематических процессов у детей дошкольного возраста с ОНР, рассказывается.

Особенности глагольного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Введение Актуальность темы исследования. В процессе становления речи ребенок овладевает лексическим запасом, осваивает социально закрепленные.

Особенности слухоречевой памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Дошкольный возраст – это важный этап в развитии каждого ребенка. Именно этот период начинается активная подготовка к школе. Современная.

Программа логопедической работы по формированию слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи .

Речевой материал для логопедической работы по формированию слоговой структуры слов у дошкольников с общим недоразвитием речи Занятия по коррекции слоговой структуры слов требуют использования достаточного большого количества лексического материала. Логопедами Е.

Творческий проект для детей с общим недоразвитием речи «В гостях у сказки»Творческий проект для детей с общим недоразвитием речи «В гостях у сказки» Творческий проект для детей с общим недоразвитием речи «В гостях у сказки» Проект: долгосрочный (17.09.2018-20.05.2019, творческий, групповой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Особенности вокальной работы для детей с общим недоразвитием речи»
Опубликовано: 20 марта 2019 в 18:25
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Особенности вокальной работы для детей с общим недоразвитием речи»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Кайгородова (УИ 397929) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД