МААМ-картинки

Консультация по теме «Развитие сюжетно-ролевой игры в детском саду»

Ольга Сафонова
Консультация по теме «Развитие сюжетно-ролевой игры в детском саду»

В первые семь лет ребёнок проходит большой путь развития. Дошкольнику предстоит много узнать и многому научиться за этот дошкольный период. От того, как освоит ребёнок эти знания об окружающем его мире, о себе самом зависит успешность ребёнка в дальнейшей жизни, в школьном обучении.

В последние годы, учителя начальных классов отмечают, что30-40% первокласников не справляются с программой начальной школы. Причина очевидна: эти дети не готовы к обучению в школе. И дело не в том, что они не читают и не пишут (именно это ставится часто критерием оценки готовности к школе, а в том, что эти дети недостаточно играли в детском саду или дома. Ведь именно в игровой деятельности у ребёнка есть все необходимые условия для успешного освоения окружающей действительности. Именно в игре ребёнок получает возможность обучения коммуникативному общению со сверстником и взрослым.

Публикация «Консультация по теме „Развитие сюжетно-ролевой игры в детском саду“» размещена в разделах

Игровая деятельность всегда была и остаётся ведущей для детей дошкольного возраста. Успешное освоение воспитательных и образовательных задач детьми дошкольного возраста, несомненно, происходит в игровой деятельности, т. к. игра для ребёнка - способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Существует несколько видов игр: подвижные, театрализованные, дидактические, строительные, сюжетно-ролевые игры.

И сейчас я хочу остановиться на сюжнто-ролевой игре. Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста.

Именно в сюжетно - ролевых играх ребёнок имеет уникальную возможность реализовать себя, как активный участник происходящей деятельности, кроме того в игре ярко проявляется особенности мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность, развивающая проблема в общении.

Сюжетно-ролевая игра по своему характеру - деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Отечественные ученые (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, А. П. Усова и др.) рассматривали игру как важнейшую и наиболее эффективную в раннем и дошкольном детстве форму социализации ребенка.

Свободная сюжетная игра - самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений - всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, дается с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры - действием в воображаемой, условной ситуации, «понарошку».

Психологами и педагогами установлено, что, прежде всего, в игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит благодаря тому, что в игре ребенок воссоздает интересующие его сферы жизни с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками, замещающими настоящие вещи, а затем - изобразительные, речевые и воображаемые действия (совершаемые во внутреннем плане, «в уме»).

Игра имеет значение не только для умственного развития ребенка, но и для развития его личности : принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми.

На основе многочисленных исследований установлено, что в возрастном диапазоне 1,5-3 года ребята могут осуществлять условные действия с сюжетными игрушками и предметами-заместителями, выстраивая их в простейшую смысловую цепочку, вступая в кратковременное взаимодействие со сверстником; в 3 - 5 лет - принимать и последовательно менять игровые роли, реализовывать их через действия с предметами и ролевое взаимодействие с партнером-сверстником; в 5 - 7 лет - развертывать в игре разнообразные последовательности событий, комбинируя их согласно своему замыслу и замыслам двух-трех партнеров-сверстников, реализовывать сюжетные события через ролевые взаимодействия и предметные действия.

Сюжетная игра не возникает у детей спонтанно, сама собой, а передается другими людьми, которые уже владеют ею - «умеют играть». Естественным образом «втягивание» в игру происходит, когда ребенок входит в разновозрастные группы (дворовые группы, группы братьев и сестер разного возраста в одной семье).

В современном обществе воспитателю приходится заменять дошкольнику недостающих старших братьев и сестер, помогать ребенку овладевать игровыми умениями, втягивать его в игру.

Таким образом, можно сформулировать принципы организации сюжетной игры в детском саду.

1 принцип: воспитатель должен играть вместе с детьми, т. е. встать на позицию «играющего партнера» (не «учителя»).

2 принцип: воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения.

Взрослый, играя с ребятами, должен пояснять действия сам («я буду купать мишку, это у меня мыло» и т. п.) и стимулировать к этому ребенка («Ты чем кормишь мишку?» и т. п.).

3 принцип: начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам — взрослому или сверстнику.

На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двухчастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры.

В 1-ой младшей группе воспитатель начинает формировать простейшие взаимоотношения между детьми, используя любые «катающиеся предметы», которые стимулируют детей к взаимоподражательным, зеркальным действиям, направленным друг на друга (нужны скамеечка, банкетка или ковровая дорожка длиной не менее 1,5 м). Другой формой предметного взаимодействия может быть совместная постройка из кубиков (поочередно).

Формируя игровые умения, воспитатель действует в следующей последовательности:

1) привлечь ребенка к условному действию со сложной игрушкой (кормить куклу ложкой);

2) привлечь ребенка к условным действиям с заместителем и воображаемым предметом (палочка вместо ложки, градусника);

3) ориентировать ребенка на продолжение, дополнение игрового действия партнера-сверстника, стимулировать словесное обозначение игровых действий («сколько каши наварил, угости и Диму»).

Во 2-ой младшей группе на первый план выходит умение развертывать специфическое ролевое взаимодействие (ролевой диалог).

Задача воспитателя - внимание ребенка перевести от действий с игрушками на взаимодействие с партнером. Следует начинать совместную игру с детьми, используя взаимодополнимые роли ( например: мама - дочка, доктор - больной, продавец - покупатель и т. п.). Смещается акцент игры с предметного действии на ролевое взаимодействие - ролевой диалог. Для развития речевого взаимодействия эффективно использовать такой методический прием как «телефонный разговор». Первоначально организуется игра по мотивам стихотворения К. Чуковского «Телефон». Через 1-2 дня можно приступить к свободной игре «телефонный разговор» с парами детей. (Воспитатель берет ведущую роль «врач», а дети одинаково дополнимыми «пациентами»; мама звонит папе, просит, чтобы он позвонил дочери).

Еще одним приемом является игра воспитателя с небольшой подгруппой детей по мотивам известных сказок.

Большую роль играет предметно-игровая среда (деревянные складные рамы, ширмы).

В средней группе задача воспитателя в работе с детьми 5-го года жизни - переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры.

Решение этой задачи возможно в совместной игре воспитателя с детьми, где взрослый является не руководителем и оценивателем, а участником, партнером детей в этом творческом процессе. Игра должна развертываться особым образом, чтобы для ребенка «открылась» необходимость соотнести его роль с разными другими ролями, а также возможность смены роли в процессе игры для развертывания интересного сюжета. Это возможно при соблюдении воспитателем двух условий:

1) использование многоперсонажных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными (состав ролей принимает вид «куста») :

- пациент

например: врач - медсестра

- другой врач

2) отказ от однозначного соответствия числа персонажей (ролей) в сюжете количеству участников игры : персонажей в сюжете должно быть больше, чем участников:

- дополнительная роль 1

например: основная роль

- дополнительная роль 2

- матрос (доп. роль 1)

например: капитан

- пассажир (доп. роль 2)

На первом этапе игра строится таким образом, чтобы у ребенка была основная роль в сюжете; взрослый последовательно меняет свои роли во время игры. Воспитатель не рассказывает ребенку предварительно сюжет, а сразу начинает игру, предлагая ему основную роль, ориентируясь на тематику, привлекающую ребенка.

Играя с ребенком, воспитатель использует минимальное количество игрушек, чтобы манипуляции с ними не отвлекали внимания от ролевого взаимодействия. Меняя свои роли в ходе игры, взрослый все время фиксирует на этом внимание ребенка («Я теперь тоже шофер, я уже не пассажир», активизирует его ролевую речь своими вопросами и репликами из каждой новой роли, стимулирует ролевые обращения к последовательно появляющимся персонажам. С детьми, у которых менее развито ролевое поведение, целесообразно развертывать игру по мотивам сказочных сюжетов, хорошо им известных. Они чувствуют себя в ней более уверенно, так как уже ожидают появления того или иного персонажа.

В ходе игры воспитатель со многими детьми вступает в ролевое взаимодействие, активизирует ролевой диалог, «замыкает» детей на ролевом взаимодействии друг с другом.

Старшая и подготовительная группы.

К 5-ти годам у детей сформированы такие способы построения сюжетной игры, как условные действия с игрушками, ролевое поведение. Для того чтобы переводить детей на новую, более высокую ступень сюжетной игры, в которой дети могли бы реализовать свои творческие возможности и действовать согласованно, необходимо овладение новым, более сложным способом построения игры - совместным сюжетосложением (игра-придумывание).

Игра-придумывание воспитателя с детьми в ходе педагогической работы строится в следующей последовательности

1) совместное «вспоминание» (пересказ) известной сказки, например: Иван-царевич и Серый волк;

2) частичное преобразование известной сказки, например: не Иван-царевич, а слуга отправляется не за Жар-птицей, а за ёлкой;

3) придумывание новой сказки с соединением сказочных и реалистических элементов, например: Иван-царевич захотел учиться в школе, он отправляется ее искать;

4) развертывание нового сюжета с разноконтекстными ролями в процессе «телефонных разговоров» (необходимость в объединении разноконтекстных ролей возникает у детей очень часто в игре со сверстниками, когда играть хочется вместе, а роли, привлекающие каждого из партнеров, - совсем разные);

5) придумывание новых историй на основе реалистических событий (с дальнейшим развертыванием игры по мотивам придуманной истории).

На каждом возрастном этапе педагогический процесс по отношению к игре должен быть двухчастным, состоящим из ситуаций формирования игровых умений в совместной игре взрослого с детьми, где взрослый является «играющим партнером», и самостоятельной детской игры, в которую взрослый непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для нее.

Публикации по теме:

Консультация «Развитие координационных способностей у дошкольников посредством сюжетно-ролевой ритмической гимнастики» Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как состояние полного физического и социального благополучия, а не только отсутствие.

Консультация для воспитателей «Роль сюжетно-ролевой игры в нравственном воспитании детей» Консультация для воспитателей «Роль сюжетно – ролевой игры в нравственном воспитании детей». В системе дошкольного воспитания игра является.

Развитие сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрастеРазвитие сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте Игра – это ведущий вид деятельности у детей. Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир, учится общению. Через игру ребенок готовится.

НОД по развитию речи по теме «Посуда» с элементами сюжетно-ролевой игры «К нам пришёл Мишка» Цель: Побуждать вступать в содержательное общение с взрослыми и сверстниками, закреплять в речи формы вежливого обхождения, закреплять наименования.

Консультация для воспитателей «Организация сюжетно-ролевой игры» Для организации сюжетно-ролевой игры необходимо обогащать содержание детской игры использованием различных методов и приемов таких как:.

План по самообразованию «Развитие связной речи дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры» Тема: «Развитие связной речи дошкольников, через сюжетно-ролевую игру» Актуальность выбранной темы Игра – является ведущим видом деятельности.

Развитие и активизация сюжетно-ролевой игры «Троллейбус» во второй младшей группе Задачи: 1. Способствоввать возникновению игры на тему «Троллейбус». 2. Придумывать несложный сюжет, выбирать роль. 3. Воспитывать доброжелательное.

Консультация для воспитателей «Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие детского замысла в рисунках» Современный этап развития теории и практики дошкольного образования ознаменован принятием Федерального государственного образовательного.

Консультация «Значение сюжетно-ролевой игры для развития детей» Общепринято считать, что игра имеет чрезвычайно важное значение для умственного и нравственного развития ребенка, для формирования его способностей.

Консультация для воспитателей «Значение сюжетно-ролевой игры во второй младшей группе» Значение сюжетно-ролевых игр в 2 младшей группе. Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Игра спонтанное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация по теме «Развитие сюжетно-ролевой игры в детском саду»
Опубликовано: 24 января 2016 в 11:41
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД