Корчака Анна
Консультация «Поощрение для детей с РАС»
▼ Скачать + Заказать документы
СИСТЕМА ПООЩРЕНИЙ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ
Вознаграждение для ребенка с аутизмом — это то, что ему хорошо знакомо и
что вызывает у него повышенный интерес. Если вы обучаетесь дома, можно
использовать игрушки, вещи, игры, лакомства. В школе на занятиях обычно
применяют жетоны или яркие стикеры. При использовании того или иного
метода важно знать наверняка, что он вызовет интерес. Нельзя выбирать для
вознаграждения то, что малыш еще не видел или не пробовал, например,
новый фрукт в рационе или музыкальная игрушка, звуки которой он ранее не
слышал. Детки с РАС по особенному воспринимают мир, а потому их может
Публикация «Консультация „Поощрение для детей с РАС“» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Аутизм. Консультации для родителей детей с РАС
- Консультации для родителей
- Наказание и поощрение детей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
напугать новая вещь и даже спровоцировать истерику. В такой ситуации
ребенка с аутизмом будет трудно уговорить повторить упражнение.
ИГРУШКИ И ЛАКОМСТВА
Можно использовать всевозможные игрушки: пищалки, звонилки, фигурки,
статуэтки, самолеты и машинки, куклы, вертушки, механизмы с
шестеренками, карточки с животными и т. д. Также дети с аутизмом
различной степени тяжести имеют вкусовые пристрастия — определенные
фрукты (бананы, инжир, сухофрукты (курага, изюм, сладости (конфеты,
вафли, пирожные, крекеры и другая еда. Для некоторых из них лучшей
премией за успешно выполненное задание является похвала и признание
успехов ребенка на словах. Главное, всегда придерживайтесь принципа “ты
сделал — ты получил”.
Для большей эффективности при вручении презента можно предложить на
выбор два поощрения, например, печенье и конфету, любимую мягкую
игрушку или книгу. Пусть из двух предметов малыш сам выберет, что его
больше интересует. Главное, периодически менять поощрения. Даже если
изначально ребенок проявляет интерес к конкретной вещи, получая ее
повсеместно, он быстро теряет интерес. Кроме того важно не переусердствовать, используя сладости. Помните, что у детей обилие
сладкого повышает индекс массы тела, вызывает повышенную возбудимость
и некоторые заболевания. Еще один вариант — полезные и
развивающие игрушки для детей с аутизмом, которые, помимо поощрения, будут способствовать формированию определенных навыков.
ПООЩРЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ ЖЕТОНОВ
Важно понимать, как поощрять ребенка с аутизмом в зависимости от тяжести
болезни, его интересов и обстановки. Так дети, которые способны учиться в
школе, не могут получать привычные домашние вознаграждения (сладости,
игрушки, поскольку в классе есть и другие ученики. Это будет не совсем
честно по отношению к ним. Вместо этого в учреждениях дошкольного и
школьного образования активно используется система подкрепления с
помощью жетонов.
В качестве жетонов может выступать монета, карточка, стикер, магнит,
картинка на липучке, скрепка, прикрепленная к листу бумаги и др. Малыш
может получить предмет сразу же, как продемонстрирует желаемое
поведение. Далее он собирает заранее оговоренное количество жетонов,
чтобы в результате обменять их на отсроченный приз — то, что более
значимое для ребенка (конфета, игрушка, книга). Такой подход позволяет
стимулировать аутиста к учебе практически без перерывов на вручение
вознаграждения. Метод отлично подходит и для домашнего использования.
Для начала нужно объяснить ребенку, что такое система жетонов, как она
работает. Можно подкрепить объяснение визуально (картинками).
Убедившись, что ребенок все понял, интегрируйте метод в повседневные
занятия.
Со временем возникнет необходимость уменьшать количество жетонов,
чтобы выработать самостоятельную реакцию. Для этого есть несколько
условий:
- Не отказывайтесь резко от системы жетонов и не меняйте ее условия.
-Не руководствуйтесь собственными ощущениями о готовности ребенка к
сокращению жетонов как награды. Нужно смотреть за его успехами и
фиксировать их, например, в блокноте