Марина Гуменюк
Консультация «Правовое воспитание детей дошкольного возраста»
Права детей на современном этапе жизни достаточно актуальная тема. Ребенок приходит в этот мир беспомощным и незащищенным. Его жизнь всецело зависит от того, как взрослые подготовят его к этой самой жизни.
От того, как дети будут подготовлены к жизни в быстроменяющемся мире, какое становление они обретут, будет обусловлено наше будущее и будущее нашей страны. В ультрасовременном мире эта проблема стоит особенно остро и объединяется рядом предпосылок. Дети - самое дорогое, что есть в любом обществе. Взрослые стоят перед решением значимой проблемы: как защитить права ребёнка?
Публикация «Консультация „Правовое воспитание детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Права ребенка. Консультации для родителей
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
С младенчества детям нужно прививать чувство уверенности в себе и социальной толерантности. Самоуважение и уважение к другим является основой правового воспитания дошкольников. На доступном уровне дети приобретают опыт того, как поступать правильно в той или иной ситуации, как контактировать и заботиться об окружающих. Немаловажно, чтобы дети росли в атмосфере уважения.
С самого раннего детства начинается формирование человека, ребенок усваивает нормы и правила того общества, которое его окружает. Именно в детстве закладываются убеждения и потребности каждой личности.
Вопросам правового воспитания в последнее время уделяется все больше внимания. Связано это, с более ранним созреванием и становлением личности ребенка, освещенностью данных вопросов в средствах массовой информации. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для становления личности. К сожалению, в программах дошкольного воспитания, этому вопросу отводится недостаточно времени.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту к структуре основной общеобразовательной программе осуществление правового воспитания детей входит в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Элементарные правовые знания включаются в необходимый детям комплекс знаний о жизни. Они являются дополнением к знаниям об окружающем мире, социальной действительности, но так, же прослеживается интеграция образовательных областей по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, художественно-эстетическому развитию, свободной игровой деятельности и сотрудничеством взрослых и детей.
Мы задались целью для создания условий по формированию у детей и родителей представлений о правах ребенка.
Для формирования у детей наипростейших представлений о правах человека важно не только давать знания, но и организовывать возможность их практического применения для наилучшего усвоения и понимания.
Образовательный процесс по правовой грамотности мы решили строить по двум направлениям :
-работа с детьми, целью которой стало воспитание нравственных норм поведения; воспитание положительной самооценки и отношения к окружающим; формирование правового знания.
-работа с родителями, целью которой стало формирование правовой культуры, гуманного отношения к ребенку; обеспечение ими защиты прав ребенка.
Организовывать работу со своими детьми мы начали на основе игровой и продуктивной деятельности. Вовлекая малышей в игровую деятельность, проводили ознакомление с правами ребенка на примере хорошо известных детям сказок, например, «Три поросенка» - право на жильё, «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят»- право на жизнь, «Буратино» - право на образование, «Заюшкина избушка» - право на неприкосновенность жилища, «Золушка» - право на отдых, «Доктор Айболит» - право на медицинскую помощь и т. д. Подбирали для обсуждения пословицы и поговорки, стихи.
Были проведены беседы на этические темы: «Приятного аппетита», «А как бы ты поступил», «Развлеки гостей»; сюжетно-ролевые игры: «Семья», «В гостях», «Выборы дежурного» и т. п. ; дидактические игры: "У меня есть право», «Чьи права нарушены?", "Определи права героев", "Выбери право".
Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков: «Обратись по имени», «Назови имя девочки (мальчика)», «Мои друзья, мои родственники», «Зеркало» и т. п.
Предлагали детям ситуации проблемно-поискового характера (разрешение различных ситуаций, решить проблемные задачи путем поиска решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком., если бы я поймал золотую рыбку., если бы я вдруг превратился в. ; отгадывание загадок.
Продуктивные виды деятельности можно представить альбомами: «Мое имя», «Наша семья», «Наши правила», «Наши права и обязанности»; «Ребенок имеет право», «Древо нашей семьи»; изготовление эмблем, семейных гербов.
В организацию воспитательно-образовательного процесса по данной теме вовлекли не только детей, но и их родителей.
Исследования показывают, что родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей. Они обеспокоены непослушанием, конфликтностью, неуравновешенностью, агрессивностью, вызывают отчаяние отсутствие любознательности и инициативности у детей. При этом родители затрудняются в том, как вести себя в нестандартных ситуациях.
Путем наблюдения за общением родителей со своими детьми, мы установили, что родители при воспитании детей используют телесные наказания, угрожают, запугивают и проявляют чрезмерную строгость. При этом они не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить их причину.
Правовая и педагогическая культура большинства родителей находится на низком уровне, это показывает анкетирование родителей.
Для того, чтобы работа с семьей оказалась эффективной, мы разработали план мероприятий по организационно - просветительской работе с родителями: создали родительский уголок, в котором разместили нормативно–правовые документы, консультации на темы : «Конвенция о правах ребёнка», «Наказывая детей, подумай, зачем?», «Детско-родительские отношения как фактор развития личности ребенка», «Пять правил избавления от родительского гнева», «Десять заповедей мудрого родителя», «Почитайте детям о правах»; разработали буклеты «Все о правах наших детей».
В группе были проведены родительские собрания на тему: «Права ребенка», «Традиции семьи»; круглые столы и тренинги; вовлекли родителей в оформление совместно с детьми альбомов: «Наш досуг», «Ребенок имеет право», «История имени»; лэпбука «Права сказочных героев».
Нами были организованы совместные праздники: «Мама милая моя», «Наша дружная семья», «Мама, пап, я», «Папа - моя гордость».
В результате проводимой работы видны положительные изменения в поведении, как родителей, так и детей, в том числе осознание своих прав, развитие самооценки; дети стали более внимательны друг к другу, приобрели устойчивые представления о своих правах (на любовь, заботу и внимание взрослых, на приемлемый уровень жизни, на оказание медицинской помощи, на отдых, на защиту от всех форм насилия и пр.). Дети научились сортировать свои поступки и поступки других людей на хорошие или плохие, сопереживать героям сказок или реальных детей, права которых нарушены.
Особенно хотелось отметить, что совместная работа с семьями воспитанников по проблеме правового воспитания дошкольников, сблизила взрослых и детей, научила прислушиваться друг к другу и понимать друг друга. Отмечено формирование более положительного и доверительного отношения родителей к ДОУ.
В заключение хотелось бы отметить, что проделанная работа является недостаточной по объему времени, отводимого на знакомство детей со своими правами. Но практические наблюдения доказывают эффективность проведенной работы и необходимость ее проведения, так как знание ребенком своих прав позволяет с детства быть более уверенными в себе, ощущать себя гражданином своей страны.