Ирина Пигина
Консультация: «Предметная игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования (далее – ФГОС ДО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 фиксирует задачи сенсорного развития как одного из основных направлений дошкольного образования. В соответствии с новым ФГОС ДО содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на формирование …первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях.
Публикация «Консультация: „Предметная игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
У детей младшего дошкольного возраста по ФГОС ДО формируются эталонные представления о цвете, величине, форме, о признаках и свойствах предметов, включая в формирование дошкольника две взаимосвязанные стороны - усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно и расчленённо воспринимать окружающий мир.
В соответствии с исследованиями Запорожца А. В. Подьякова Н. Н. под сенсорным развитием понимается развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов : их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе.
По определению С. Ю. Головина предметная игра —это игра детей с предметами материальной и духовной культуры или их заменителями, подчиняемая культурно-историческим особенностям этих предметов и их прямому назначению.
Предметная игра дает новые впечатления, вызывает у ребенка стремление занять себя особой познавательной деятельностью с элементами изобретательности и создает игровое отношение к предметам.
Предметная игра имеет определенную структуру. Структура — это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. На основе анализа методических подходов к структуре предметной деятельности, сюжетно-ролевой игры описаны компоненты предметной игры : предмет (атрибут, игровые действия, игровой сюжет - «семья»,»парикмахерская»,»магазин» ,роль - «хозяйка»,»мама», «продавец».
Так как предметная игра является переходной деятельностью между предметной деятельностью и сюжетно-ролевой игрой, её структура соотносится со структурой этих двух видов активностям ребёнка.
Выделены следующие виды предметной игры по объекту игры: выделяются игры с игрушками, игры с реальными предметами, игры с природным материалом (песок, камень и т. д., настольно-печатные.
по содержанию игр манипулятивные (перекладывание, сюжетно-дидактические, игры инсценировки.
по числу участников: индивидуальные и подгрупповые.
В подготовку к проведению игры входят:
-отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения:
-установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;
-определение наиболее удобного времени проведения предметной игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);
-выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим.
-определение количества играющих (небольшие подгруппы, индивидуально);
-подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, природный материал);
-подготовка к игре самого воспитателя :
-подготовка к игре детей : обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Активной формой отражения дошкольником человека является игра, в которой он воссоздает образы людей, отношения между ними.
Ребенок познает мир играя. Играя, он учится различным приемам зрительного, слухового, и осязательного обследования, позволяющим различать и выделять качества предметов, сравнивать их по этим качествам и обозначать соответствующим словом. Поэтому очень важно научить дошкольника играть.