Консультация «Регуляция иммунитета и закаливание организма через зоны точечного массажа»

Надежда Тимошкина
Консультация «Регуляция иммунитета и закаливание организма через зоны точечного массажа»

ЦЕЛЬ: знакомство с одним из эффективных методов закаливания организма - точечным массажем и его регулирующим влиянием на иммунитет человека.

В комплексе лечебно - профилактических воздействий на организм человека широко используются методы рефлексотерапии. Практика показывает, что одним из наиболее перспективных и, самое главное, простых, общедоступных методов в оздоровлении детей является массаж биологически активных точек.

Точечный массаж - механическое воздействие пальцами рук или аппаратами на строго определенные участки тела - является разновидностью чжен - дзю - терапии - метода народной медицины. Точки воздействия имеют свои приметы: они больше поглащают кислород и сильнее дают инфракрасное излучение, более чувствительны к давлению и имеют свой электрический статус.

Границы активных точек расплывчаты. У спящего человека диаметр точки уменьшается до I мм, после отдыха достигает I см, а при заболевании расширяется до зон величиной в несколько сантиметров. Каких - то особых, неведомых клеточных структур в активных точках нет. По данным новейшей биологии, к точкам тяготеет более рыхлая соединительная ткань, волокна которой расположены в виде сетки, в них чуть больше телец и колб, выполняющих роль рецепторов (Г. Кельнер); имеются небольшие группы тучных клеток, влияющих на обмен веществ, регулирующие имунную систему за счет выделения активных веществ (Ф. Г. Портнов).

По теории, принятой в восточной медицине, "жизненная энергия" поступает в организм через активные точки из окружающей среды и циркулирует по организму, проходя последовательно все органы и совершая полный круговорот в течение суток. Данное положение о циркуляции энергии согласуется с исследованиями о биологических ритмах, находящих все большее признание в современной медицине и биологии.

В зависимости от задач точечного массажа применяется целенаправленное воздействие на точки определенных зон:

1. Для оказания влияния на шейный вегетативный аппарат используются точки воротниковой зоны.

2. Для оказания влияния ЦНС - воздействуют на точки общего или широкого спектра действия и другие группы.

К основным приемам точечного массажа относятся вращение, вибрация и давление. Прием вращения выполняется в основном ладонной поверхностью концевой фаланги II, III, либо I пальцев руки (подушечками пальцев). Вращение занимает большое место почти в любом варианте массажа.

Прием вибрация заключается в применении колебательно-дрожательных движений на точку или болезненные участки тела, производимых подушечками одного или нескольких пальцев, ладонью, возвышением большого пальца или всеми пальцами, сжатыми в кулак. Сила давления на ткани может быть постоянной или переменной, то увеличиваться, то уменьшаться.

Прием давления преимущественно проводится с помощью большого пальца, причем давить на точку нужно второй фалангой (от плеча, вгибая палец, при выпрямленной руке. Сила давления различная - от слабого до сильного, поэтому предусмотренные ощущения тоже различны - от появления чувства тепла и появления покраснения до онемения.

Точечный массаж детям могут делать сами родители, которые после одной консультации и практического показа сразу не охватывают нехитрые премудрости данной процедуры. Очень важно, чтобы каждый родитель и воспитатель детского сада глубоко прониклись этой идеей, а результаты не замедлят сказаться.

Итак, с чего же начать? Сначала надо усвоить расположение зон для проведения массажа. Но кое - что уже выполняется, например, научив ребенка пользоваться зубной щеткой: на слизистой оболочке рта есть представительство чуть ли не всех важнейших органов - сердца, верхних дыхательных путей и легких, желудка, кишечника, печени и почек. Поэтому энергичная утренняя работа зубной щеткой способна дать хорошую"зарядку всему организму в целом, не говоря уже о том, что это совершенно необходимая гигиеническая процедура.

Чистку зубов полезно сочетать с пальцевым самомассажем десен. Для этого небольшое количество зубной пасты нужно нанести на указательный и большой пальцы. Начинать самомассаж следует от центра челюстей, а затем постепенно перемещать пальцы в стороны. На верхней челюсти массажируют сверху вниз (от десен к зубам, на нижней - снизу вверх. Кроме того, массирование должно осуществляться круговыми движениями. Утром - лучше по ходу часовой стрелки. Вечером - против нее. Давление на слизистую оболочку должно быть безболезненным. Утром - более глубоким, вечером - поверхностным. Продолжительность 5-7 минут. Делать самомассаж десен нужно после чистки зубов и полоскания рта. Закончив процедуру, следует снова прополоскать рот.

При регулярном применении массажа десен нежная слизистая оболочка получает своеобразную закалку: она уплотняется; возрастает ее устойчивость к механическим факторам, холоду, теплу; улучшается кровообращение, питание десен и зубов. Все это способствует их оздоровлению.

Теперь обратим взор на лицо. На лице у любого человека расположены массажные зоны, связанные с регуляцией иммунитета и закаливанием организма. Эти зоны были обнаружены кандидатом медицинских наук А. А. Уманской. Когда несколько лет тому назад она докладывала о своем открытии, то среди врачей возникло немало споров и разногласий. Высказывались и сомнения. Уж слишком простым казался этот массаж, освоить который под силу даже школьнику. Не верилось, что за несколько минут можно существенно повысить устойчивость организма к холоду, сырости, вирусам и микробам.

Однако время рассеяло все сомнения, и сегодня метод А. А. Уманской прочно вошел в практику работы по закаливанию детей. При систематическом, регулярном и правильном применении он дает хорошие результаты.

Уманской предложена схема биологически активных зон. Всего таких зон 9. Основная вторая зона (связана с вилочковой железой, третья и четвертая (связаны со щитовидной железой и внутренними узлами) сосредоточены в области лица и шеи.

Например, биологически активная зона второй области связана с вилочковой железой, или тимусом. Вилочковая железа играет значительную роль в формировании иммунного ответа, участвует в регуляции роста и общего развития организма.

Существует несколько комплексов, специально разработанных исходя из теории А. А. Уманской из схемы биологически активных зон. Например, Л. Е. Симошина из оздоровительной программы "Искорка" приводит комплекс точечного массажа "Что делать, если чувствуешь, что простудился". Эти упражнения просты для выполнения дошкольниками. Итак:

1. Сложи ладошки и потри их друг о друга догоряча.

2. Растирание крыльев носа до 30 - 36 раз указательными пальцами.

3. Указательными пальцами толкающими и нажимающими движениями помассируй нос в области ноздрей 10 раз.

4. Уколи пальцами, указательным и большим, как "клешней", перегородку носа 10 раз.

5. Уколи указательным пальцем точку под носом 10 раз.

6. Постучи зубами друг о друга и проглоти накопившуюся слюну.

7. Средними пальцами подави на ушные козелки 10 раз.

8. Одной или двумя ладонями помассируй шею впереди.

9. Одной или двумя ладонями помассируй шею впереди.

Выполнять упражнения можно в любое удобное время в зависимости от состояния здоровья.

Хорошо размяв все участки и потратив на массаж всего 3-4 минуты, этим самым быстро мобилизуются силы у ребенка. Если же в одной из зон при массаже ребенок почувствует болезненность, это сигнализирует о неблагополучии в организме. Если боль возникнет в области шеи (зона вилочковой железы, то непорядок с иммунитетом и т. д. Значит, необходимо повторять данную процедуру через каждые полчаса, пока боль не пройдет.

Публикации по теме:

Обобщение опыта работы «Оздоровление детей дошкольного возраста через закаливание» «…забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное.

Закаливание как один из методов укрепления неспецифической резистентности детского организма «Закаливание как один из методов укрепления неспецифической резистентности детского организма» В наш век урбанизации и комфорта у многих.

Консультация «Закаливание организма дошкольников в летний период»Консультация «Закаливание организма дошкольников в летний период» Основными средствами закаливания детей дошкольного возраста в детском саду в летний период являются естественные силы природы: солнце, воздух.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Тело, организм, эмоции
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Консультация «Регуляция иммунитета и закаливание организма через зоны точечного массажа»
Опубликовано: 23 сентября 2019 в 00:21
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 октября. Международный день хлеба

Хлеб – наш самый важный продукт. Его можно кушать по нескольку раз в день, и он никогда не надоест! Хлеб присутствует в традиционных национальных кухнях всех народов мира. О его значимости говорит то, что...

16 октября. День колоса на МААМ

«Зерно в землю пало — колосом стало» – такой путь каждый раз проходит маленькое зернышко, чтобы стать колосом. У всех народов хлебные колосья считаются символом плодородия и достатка. Колос, полный спелых...

Конспект занятия кружка «Эколята» на тему «Как человек охраняет природу»
Цель. Формировать бережное отношение к родной природе. Задачи. Дать представления о том, как люди заботятся о природе, хотят ее сохранить, рассказать о...
Вязаная шапочка Волка для театральной деятельности детей
Считалки Шел волчище через мост, Четыре лапы, пятый хвост Если мост провалится, То волчище свалится! Барашек на лугу гулял, Барашек рожки потерял. Шел...
Фотоотчёт о проведении выставки совместного творчества «Дары Осени» в старшей группе
Фотоотчет о проведении выставки совместного творчества «Дары Осени». Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Сейчас во всех дошкольных учреждениях...