Татьяна Будникова
Консультация «Роль речевой дидактической игры в развитии ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания.
Дидактической игре присущи две функции в процессе обучения (А. П. Усова, В. Н. Аванесова):
Публикация «Консультация „Роль речевой дидактической игры в развитии ребёнка“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Первая функция - совершенствование и закрепление знаний. При этом ребенок не просто воспроизводит знания в том виде, в каком они были усвоены, а трансформирует, преобразовывает их, учится оперировать ими в зависимости от игровой ситуации.
Сущность второй функции дидактической игры заключается в том, что дети усваивают новые знания и умения разного содержания.
Структурные компоненты дидактической игры:
- дидактическая задача (цель, состоящая из игровой и обучающей;
- содержание игры
- игровые правила;
- игровые действия;
- окончание игры, подведение итогов.
Дидактические игры имеют свою классификацию.
По содержанию дидактические игры можно разделить на:
- математические
- сенсорные
- речевые
- музыкальные
- природоведческие
- для ознакомления с окружающим
- по изобразительной деятельности
По дидактическому материалу обучающие игры делятся на:
- словесные
- настольно-печатные
- с предметами и игрушками
- с картинками
- компьютерные дидактические игры
Сорокина предложила классификацию дидактических игр по характеру игровых действий:
- игры-путешествия
- игры-предположения
- игры-поручения
- игры-загадки
- игры-беседы
- подвижно-дидактические игры
Дидактические игры так же можно классифицировать по числу участников в них:
- коллективные
- групповые
- индивидуальные
Проведение дидактических игр включает:
1. Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей).
2. Объяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих правил.
3. Показ игровых действий.
4. Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (педагог направляет действия играющих советом, вопросом, напоминанием).
5. Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею. По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности.
Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности в поведении и характере детей. А значит правильно организовать индивидуальную работу с ними.
Речевые игры способствуют развитию речи у детей. Их содержание разнообразно и зависит от целей, которые поставил педагог. Значение дидактических игр в воспитании детей нельзя преувеличить, так как только игровая деятельность может привлечь ребенка, а значит - научить.
Развитие речи детей посредством дидактических игр.
Использование дидактических игр способствует:
- Обучению ребенка восприятия речи, как средства связи;
- Пополнению его словарного запаса;
- Развитию фонематического слуха;
- Развитию речевого творчества;
- Восприятию интонационной и звуковой культуры речи;
- Постановке связной речи;
- Постановке диалогической речи;
- Умению грамотного использования речевых оборотов, предлогов.
Воспитатель в дошкольных учреждениях должны выбирать игры, направленные на определенную сторону развития речи, в зависимости от возраста детей и их уровня речевого развития. Игра должна заинтересовать детей, стимулировать их на решение поставленных задач.
Для этого необходимо добиться достижения нескольких пунктов одновременно:
- Дети должны четко понимать, что от них требуется. Нужно просто и ясно изложить условия игры и уметь правильно поставить цели и задачи. При необходимости вы можете корректировать их по ходу игры.
- Следует показать свою заинтересованность. И родители, и воспитатели должны быть полностью вовлечены в процесс игры. Это поможет детям вникнуть в процесс и вести игру честно и по правилам, под присмотром взрослых.
- Поощрять ребенка. Каждая выполненная задача должна быть отмечена родителем или воспитателем. Обычная похвала с указанием заслуг, что он молодец, похлопывание по плечу – морально поддержат любого ребенка и придадут ему уверенности в собственных силах.
- Игра должна быть в радость. Сложно угодить нескольким детям сразу, однако важно, чтобы все были заинтересованы. Игра не должна длиться слишком долго, иначе дети утомятся и потеряют интерес к игре. Если дети ссорятся из-за выбора дидактической игры, помогите найти компромисс. Дидактические игры благотворно влияют на способность детей к самоорганизации.
Игры, направленные на развитие речи могут быть совершенно разными и увлекать не только детей, но и взрослых. Например, игры на поиски синонимов, антонимов или слов на определенную букву (всем известная игра в «слова», где нужно назвать слово, начинающиеся на последнюю букву предыдущего слова). Вариаций по игре со словами множество, поэтому важнейшей задачей родителей и педагогов служит постоянство и регулярность при проведении игр.
Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей потому их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.