МААМ-картинки

Консультация «Развитие речи дошкольников в режимных моментах»

Елена Приображенская
Консультация «Развитие речи дошкольников в режимных моментах»

Дошкольный возраст - это период интенсивного роста и развития ребёнка. Именно в этом возрасте развиваются все психические процессы в организме. Речь не является исключением, ведь ребёнок в процессе взаимодействия с миром и окружающими его людьми обогащает свой опыт, получает новые впечатления, в связи с этим происходит развитие его умственных способностей, а соответственно и речи. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Публикация «Консультация „Развитие речи дошкольников в режимных моментах“» размещена в разделах

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач.

Проблема развития речи является одной из актуальных. Она решается не только на занятиях, но и во всех режимных моментах. Правильно составленные режимные моменты дня имеют большое гигиеническое и педагогическое значение. Ежедневно повторяясь, они приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельностей (игровой, учебной, трудовой, тем самым предохраняет нервную систему детей от переутомления.

Таким образом, организуя режимные моменты и всю деятельность ребенка в ДОУ, необходимо стремиться к тому, чтобы содержание этой деятельности носило познавательный характер.

Так как малыш большую часть дня находится в детском саду, ему приходится контактировать и общаться с педагогами дошкольного учреждения. А педагоги в свою очередь должны направить свою работу на развитие речи своих подопечных детей.

Каждый педагог должен знать, что для полноценного речевого развития дошкольников, необходимо постоянно говорить, общаться с ними - то есть повышать речевую активность детей, побуждать желание общаться с окружающими людьми, будь то сверстники, или педагоги детского сада.

Одним из таких приемов являются речевые игры и включение художественного слова в режимные моменты. Давно доказано, сто стихотворный язык, и поэтическая речь воспринимается ребенком на слух намного эффективнее и лучше, чем прозаический. Но постоянно говорить стихами это тоже не вариант, поэтому ребенок должен слышать разнообразную речь взрослого.

Очень часто мы видим по утрам одну и туже картину в раздевалке, когда родители уговаривают малыша зайти в группу. И для того чтобы этого не было, педагог может встречать ребят словами:

Детки в садике живут, здесь играют и поют,

Здесь друзей себе находят, на прогулку с ними ходят.

Вместе спорят и мечтают, незаметно подрастают.

Детский сад - второй наш дом, как тепло, уютно в нем!

Детский сад наш очень рад, встретить вас скорей ребят

Ждут вас куклы и машинки, книжки, ручки и точилки.

Много праздников и шуток, разных всяких прибауток.

Ждет и он тебя дружок. Заходи скорей в кружок.

Поиграем мы в игру под названьем в чехарду.

Каждое утро в детском саду дети выполняют утреннюю зарядку. И им было бы очень интересно, если бы у их группы был девиз, который они сами придумали бы с воспитателем.

Чтоб расти и развиваться,

Нужно спортом заниматься!

В детском саду мы должны воспитывать у детей уважение к труду и желание помогать взрослым. Утром, ухаживая за комнатными растениями, педагог может сказать:

Про цветочки не забуду,

Поливать, рыхлить их буду.

Тем самым привлечет ребят к помощи взрослому по уходу за комнатными растениями.

Для того что бы дети запоминали название комнатных растений, их внешний вид, можно в процесс включать речевые игры. Например:

- "Ко больше назовет названий цветов";

- "Четвертый лишний" (кактус, герань, колокольчик, фикус);

- "Узнай по описанию" (Это - комнатное растение. Оно имеет толстый, стебель. Вместо листьев у него колючки и на нем редко расцветают цветы. Что это за растение);

Дети знают, что перед каждым приемом пищи, нужно помыть руки. И им будет интереснее, если этот процесс будет сопровождаться словами:

Мыли, мыли руки с мылом,

Мыли теплою водой,

Мыли, мыли, мыли, мыли -

Бело-набело отмыли.

Руки надо с мылом мыть,

Рукава нельзя мочить,

Кто рукавчик не засучит,

Тот водички не получит.

Моем руки чисто, чисто!

Моем руки быстро, быстро!

Мылом мылим, грязь смываем!

Сухо, сухо вытираем!

Во время приема пищи некоторые дети часто капризничают, соответственно отказываются от еды. В основном такое бывает с детьми в младших группах. Шутливые стишки и потешки помогут их отвлечь, и дадут возможность спокойно поесть:

Тили-час, тили-час, вот обед у нас сейчас,

Скушаем за маму ложку, скушаем за папу ложку,

За собачку и за кошку, воробей стучит в окошко,

Дайте мне большую ложку.

Я обед съедаю сам. Открываю рот и - ам!

Чтобы силы были, супчик мы сварили.

Вот несет мне ложечка супчик из горошка.

И котлетку прямо в рот вилка шустрая несет.

Часто бывает так, что дети во время еды начинают разговаривать. Вот здесь и будет уместно включать пословицы и поговорки, для того чтобы успокоить детей и настроить на прием пищи:

"Когда я ем, я глух и нем".

"Когда я кушаю, никого не слушаю".

Или с помощью тех же пословиц и поговорок, можно рассказать детям о пользе еды:

Хлеб - всему голова.

Щи да каша, пища наша.

Без хлеба нет обеда.

Всякому нужен обед и ужин.

Кашу маслом не испортишь.

Как известно, внимание детей короткое. Они устают даже в то время, когда самостоятельно играют. Это приводит к тому, что дети начинают баловаться и бегать по группе. Поэтому их нужно отвлекать и дать им возможность расслабиться.

Для этого с детьми можно провести динамическую паузу или пальчиковую гимнастику с речевым сопровождением, после чего дети могут спокойно продолжить играть в свои игры. Дети проговаривают слова вместе с педагогом, и сопровождают все это движениями ног, рук и пальчиков.

Сел на ветку снегирек. Брызнул дождик - он промок,

Ветерок, подуй слегка, обсуши нам снегирька.

То прогнет, то выгнет спинку,

Ножку вытянет вперед -

Это делает зарядку

Наш Маркиз - пушистый кот.

Чешет он себя за ушком. Жмурит глазки и мурчит.

У Маркиза все в порядке: когти, шерсть и аппетит.

На дворе мороз и ветер, на дворе гуляют дети.

Ручки, ручки согревают, ручки, ручки потирают.

Чтоб не зябли ножки, мы топаем немножко.

Нам мороз не страшен, вместе мы попляшем.

После того как дети поиграли, они начинают наводить порядок в групповой комнате. И как правило для большинство детей это занятие, им не по душе. В этот процесс также можно включить речевое сопровождение:

Книжки любим мы читать!

Но их нужно убирать!

Книжки мы не рвем! Жалеем!

Убирать мы их умеем!

Кубики в коробочку.

Машинки все на полочку!

Красота! Построим дом!

Пусть живут игрушки в нем!

Будет в группе красота!

Все разложим на места!

Беседа с детьми в процессе режимных моментов обеспечивает прочность знаний, хорошее запоминание слов и новых, и ранее пройденных на занятиях.

Подготовка к прогулкам дает возможность закрепить лексику, связанную с сезоном, предметные и обобщающие понятия одежды и обуви, умение вежливо обращаться за помощью к детям и взрослым.

Прогулка для детей – это пожалуй, самый любимый режимный момент в детском саду.

Во время прогулок дети часто ведут наблюдение за явлениями и объектами природы. Перед этим занятием можно загадать загадки, прочитать стихотворение. Для того, что бы дети сами догадались за кем, или за чем будет вестись наблюдение.

Без рук, без ног,

А ворота отворяет.

(Ветер)

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадает.

И никуда я не иду,

Покуда не пускают.

(Дождь)

Расцвели в саду цветы небывалой красоты.

К солнцу тянутся цветочки, пять волшебных лепесточков.

На ладонь посадим птичку, кормим милую синичку.

Птичка зернышки клюет, деткам песенку поет.

Но не только можно сопровождать словами наблюдение за природой, но и свободную игровую деятельность детей. Например: когда дети катаются на качелях, или лепят снежную бабу.

Дети сели на качели, и качели вверх взлетели.

Опустились плавно вниз. Ну-ка с нами прокатись!

Снег лежит на улице, вышли мы во двор.

"Давай лепить Снегурочку!" - предложил Егор.

Приделаем Снегурочке мы длинную косичку,

А из тонких веточек - пушистые реснички.

Кругленькие пуговки шубку украшают,

А вот щечки бледные - солнышка не знают.

Также на прогулке очень весело для детей проводить подвижные игры с речевым сопровождением например, как:

- "У медведя во бору",

- "Гуси-гуси",

- "Караси и щука",

- "Кот и мыши",

- "Карусели", "Два мороза". и многие другие игры.

Очень интересны для детей речевые игры с мячом:

- "Съедобное – несъедобное",

- "Скажи наоборот",

- "Один – много",

- "Назови ласково",

- "Повтори скороговорку",

- "Подскажи словечко",

- "Кто, что делает?" … и т. д.

Прогулка заканчивается когда дети заходят в группу и начинают раздеваться. Здесь можно также сопроводить этот процесс словами:

Любит шкафчик мой прядок!

Все лежит в шкафу как надо!

Вся одежда по местам!

Все в шкафу убрал я сам!

Во время укладывания спать, детей нужно подготовить и успокоить, ведь дневной сон очень важен для формирования крепкого здоровья детей:

Дальний лес стоит стеной. А в лесу, в глуши лесной,

На суку сидит сова. Там растет усни-трава.

Говорят, усни-трава знает сонные слова.

Как шепнёт свои слова, сразу никнет голова.

Я сегодня у совы попрошу такой травы.

Пусть тебе усни-трава скажет сонные слова.

Маленькие заиньки захотели баиньки,

Захотели баиньки, потому что заиньки.

Мы немножечко поспим, мы на спинке полежим.

Мы на спинке полежим и тихонько посопим.

Также не забудем и про то, что в игре дети многому учатся: расширяется и обогащается словарный запас, повышается речевая активность, что в наше время для детей просто необходимо.

Уже ни кому не секрет, что речь ребенка формируется по образцу окружающих его взрослых людей. Поэтому очень важно, чтобы ребенок слышал грамотную, культурную, эмоционально-окрашенную речь взрослого.

Публикации по теме:

Обогащение двигательного опыта воспитанников среднего дошкольного возраста посредством двигательных пауз в режимных моментах Работая с воспитанниками в возрасте от 4 до 5 лет, я обратила внимание, что двигательные навыки детей на начало учебного периода снижены.

Использование фольклора в режимных моментах Использование народного фольклора в режимных моментах. Предлагаем Вашему вниманию использование народного фольклора в режимных моментах.

Использование нетрадиционного оборудования в режимных моментахИспользование нетрадиционного оборудования в режимных моментах От состояния здоровья детей в настоящее время зависит благополучие общества. Однако в последнее десятилетие во всём мире наметилась тенденция.

Консультация для воспитателей «Развитие речи дошкольников с учетом регионального компонента» Сегодня, одной из актуальных проблем в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста является то, что многие воспитанники испытывают.

Консультация «Влияние конструктивно-строительных игр на развитие речи дошкольников»Консультация «Влияние конструктивно-строительных игр на развитие речи дошкольников» Конструирование – целенаправленный процесс, в результате которого получается определённый реальный продукт. Детское конструирование тесно.

Консультация «Влияние оригами на развитие речи дошкольников»Консультация «Влияние оригами на развитие речи дошкольников» Консультация "Влияние оригами на развитие речи дошкольников" Оригами для детей - отличный способ развить логическое и пространственное.

Методические рекомендации «Использование потешек в режимных моментах с детьми от 3 до 6 лет»Методические рекомендации «Использование потешек в режимных моментах с детьми от 3 до 6 лет» Оглавление[/b] 1. Об авторе 2. Из истории потешек 3. Использование потешек в период адаптации. 4. Использование потешек в режимных.

Мнемотаблицы в режимных моментахМнемотаблицы в режимных моментах Не секрет, что ребятишкам бывает сложно запомнить последовательность действий при раздевании и одевании на улицу, особенно в холодное время.

Реализация УМК в режимных моментах через дидактические игрыРеализация УМК в режимных моментах через дидактические игры В течение нескольких последних лет и в настоящее время идет бурный процесс реализации УМК по обучению детей татарскому и родному языку.

Обогащение двигательного опыта воспитанников среднего дошкольного возраста посредством двигательных пауз в режимных моментах Работая с воспитанниками в возрасте от 4 до 5 лет, я обратила внимание, что двигательные навыки детей на начало учебного периода снижены.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Развитие речи дошкольников в режимных моментах»
Опубликовано: 22 июля 2020 в 17:48
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД