Приложение МААМ

Консультация «Этапы и формы работы с детьми при реализации системно-деятельного подхода в образовательном процессе»

Харченко Евгения
Консультация «Этапы и формы работы с детьми при реализации системно-деятельного подхода в образовательном процессе»
▼ Скачать + Заказать документы

Этапы и формы работы с детьми при реализации системно-деятельного подхода в образовательном процессе"

Скажи мне, и я забуду,

Покажи мне, и я запомню.

Дай мне действовать самому,

И я НАУЧУСЬ. Народная мудрость

Если ребенок не научился сам ничего творить,

то в жизни он всегда будет только подражать,

копировать, так как мало таких, которые бы,

научившись копировать, умели сделать

самостоятельное приложение этих сведений.

Л. Н. Толстой

Публикация «Консультация „Этапы и формы работы с детьми при реализации системно-деятельного подхода в образовательном процессе“» размещена в разделах

В условиях новых социальных преобразований в России образование становится важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития страны. «Развивающемуся обществу, – подчёркивается в «Концепции модернизации Российского образования», – нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся мобильностью… способные к сотрудничеству…обладающие чувством ответственности за судьбу страны, её социально-экономическое процветание».

Не осталось в стороне и дошкольное образование. Система дошкольного образования перешла на новый этап : свидетельством тому является введение принципиально нового документа – Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

В основу ФГОС ДО заложен системно-деятельностный подход, который базируется на обеспечении соответствия образовательной деятельности возрасту воспитанников. Их индивидуальным особенностям, предусматривает разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие каждого ребенка (включая одаренных детей и детей с ОВЗ) обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм образовательного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Системно-деятельностный подход к обучению предполагает наличие у детей познавательного мотива (желание узнать, открыть, научиться, освоить)

Системно-деятельностный подход к воспитательно-образовательному процессу позволяет создать условия, в которых дети выступают активными участниками образовательной деятельности, учатся самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Именно знания и умения, которые ребенок получил не в готовом виде, а в ходе активного взаимодействия с окружающим миром, становятся для него бесценным опытом, определяющем его успешность на последующих этапах обучения.

Цель системно-деятельностного подхода к организации воспитательно-образовательного процесса – воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности, т. е. активно участвующего в сознательной деятельности. Он предусматривает развитие умения:

- ставить цель (например, узнать, почему на лесной полянке исчезли цветы);

- решать задачи (например, как сберечь лесные цветы, чтобы они не исчезли: сделать запрещающие знаки, не рвать самому цветы в лесу, вырастить цветы в горшке и высадить их на лесной полянке);

- отвечать за результат (все эти действия помогут сохранить цветы, если о них рассказать друзьям, родителям и т. д.

Образовательная деятельность на основе системно-деятельностного подхода имеет определенную структуру. Рассмотрим каждый из этапов.

1. Введение в образовательную ситуацию (организация детей) предполагает создание психологической направленности на игровую деятельность. Педагог использует те приемы, которые соответствуют ситуации и особенностям данной возрастной группы. Например, к детям кто-то приходит в гости, включается аудиозапись птичьих голосов, звуков леса. В группу вноситься что-то новое (Красная книга. энциклопедия, игра, игрушка).

2. Важным этапом образовательной деятельности на основе системо-деятельностного подхода является создание проблемной ситуации, постановка цели, мотивирование к деятельности. Чтобы тема образовательной деятельности не была навязана воспитателем, он дает детям возможность действовать в хорошо знакомой ситуации, а затем создает проблемную ситуацию (затруднение, которая активизирует воспитанников и вызывает у них интерес к теме. Например «Лунтик любит гулять в лесу. Ребята, а вы любите гулять в весеннем лесу? А что вам там нравится? Какие цветы растут в лесу? Назовите их. А вы рвете цветы, дарите их маме? А вот Лунтик мне сказал, что он хотел нарвать цветы и подарить бабе Капе на праздник, но на полянке растет только трава. Куда же исчезли все цветы? Мы можем помочь Лунтику? Хотите узнать, куда исчезли цветы?»

3. Следующий этап-проектирование решение проблемной ситуации. Педагог с помощью подводящего диалога помогает воспитанникам самостоятельно выйти из проблемной ситуации, найти пути её решения. Например: «Где мы можем узнать, куда исчезли цветы? Вы можете спросить у взрослых. Спросите у меня. Хотите, я познакомлю вас с Красной книгой, куда занесены эти цветы?». На этом этапе важно не оценивать ответы детей, а предлагать им делать что-то на выбор, опираться на их личный опыт.

4. На этапе выполнения действий составляется новый алгоритм деятельности на основе старого и происходит возвращение в проблемную ситуацию.

Для решения проблемной ситуации используются дидактический материал, разные формы организации детей. Например, педагог организует обсуждение детьми проблемы в микрогруппах: «Что люди могут сделать, чтобы не исчезли цветы, животные, птицы? Что конкретно мы можем для этого сделать?». Воспитанники выбирают из предложенных воспитателем знаки, которые подходят для решения проблемы в их микрогруппе, рассказывают, что они обозначают: «Не рвите цветы», «Не топчите цветы», «Не уносите детёнышей животных домой», «Не разоряйте птичьи гнезда».

Также данный этап предусматривает :

• Нахождение места «нового» знания в системе представлений ребенка ( например: «Мы знаем, что цветы исчезли, потому что люди их рвут, топчут. А этого делать нельзя»);

• Возможность применения «нового» знания повседневной жизни ( например: «чтобы Лунтик порадовал бабу Капу, мы нарисуем целую поляну цветов. А знаки мы расставим на нашей экологической тропинке. Пусть все узнают, как надо относится к природе»);

• Самопроверку и коррекцию деятельности ( например: «Ребята, как вы думаете, мы справились с проблемой Лунтика?»).

5. Этап проведения итогов и анализа деятельности включает:

• Фиксацию движения по содержанию («Что мы сделали? Как мы сделали это? Зачем»);

• Выяснение практического применения нового содержательного шага («Важно ли то, что вы сегодня узнали?», «Для чего пригодится это вам в жизни?»);

• Эмоциональную оценку деятельности(«У вас было желание помогать Лунтику? Что вы почувствовали, когда узнали, что многие растения занесены в Красную книгу?»);

• Рефлексия групповой деятельности («Что вам удалось сделать вместе, в команде? У вас все получилось?»);

• Рефлексия собственной деятельности ребенка («А у кого что-то не получилось? Что именно? Как вы думаете, почему?»).

Системно-деятельностный подход к организации воспитательно-образовательного процесса предполагает использование таких форм взаимодействия взрослого и ребенка в процессе воспитания и образования, которые должны обеспечивать всестороннее развитие ребенка в активной деятельности. Это игровые развивающие ситуации, проблемные ситуации, ситуации морального выбора, игры-путешествия, игры-эксперименты, творческие игры, познавательно-исследовательская деятельность, проектная деятельность, сочинительская деятельность, коллекционирование, клубы знатоков, викторины, культурно-досуговая деятельность.

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

• Игры-эксперименты – это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребенка – это манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета.

• Игры-путешествия - заключаются в том, что ребенок совершает некоторую прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия, обретая необходимый опыт деятельности.

• Простейшие поисковые и проблемные ситуации для дошкольников. Основные действия – отгадывание и поиск. Всякая проблема и поиск для ребенка сопровождаются словами – «найди» и «угадай».

• Игры с моделированием. Моделирование предполагает замещение одних объектов другими (реальных – условными). При ознакомлении с новой инсценировкой, например, русской народной песней «Где был, Иванушка?», животные персонажи заменяются на геометрические фигуры: Иванушка – черный треугольник, курочка – красный кружок, барашек – белый овал, уточка – коричневый прямоугольник и т. д. Таким образом, дети с помощью геометрических фигур (замещенных персонажей) пропевают песню-инсценировку.

• Игра-этюд – это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется детьми совместно с воспитателем:

• Проблемная ситуация – это форма совместной деятельности педагога и детей, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет детей на решение проблемы, помогает им приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность. Педагогическая ситуация имеет диалоговый характер, определяющий совместное решение детьми и взрослыми поставленных задач.

• Литературно-игровые формы.

Сочинение с детьми загадок.

Сочинение с детьми лимериков.

Воспитатель предлагает сочинить стихи, вместе с детьми подбирают пары слов, схожих по звучанию: хрюшка – свинюшка, лежала – визжала, затем выбирают модель лимерика и сочиняют примерно такой текст:

«Жила – была хрюшка - свинюшка.

И у неё свисало толстенькое брюшко.

На дороге она в лужице лежала,

А потом на всех визжала.

Вот какая была смешная свинюшка».

Лимерик – это короткое стихотворение из 5 строчек, бессмыслица. Первые две строчки рифмуются между собой, третья и четвертая – между собой, пятая является выводом и может не рифмоваться.

Формы самореализации дошкольников

• Выставки (тематические и авторские);

• Персональные выставки детских работ;

• Презентации;

• Игровые проекты (обязательным условием самореализации ребенка является его участие в проекте и продукт детской деятельности);

• Коллекции.

В рамках системно-деятельностного подхода принимают участие все педагоги и специалисты дошкольного учреждения: воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог дополнительного образования.

Немаловажное значение для реализации системно- деятельностного подхода имеет развивающая предметно- пространственная образовательная среда. Реализация системно-деятельностного подхода будет эффективной при создании предметно-развивающей среды, в которой реализуется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка, созданы условия для диалогического общения, атмосфера доверительности и доброжелательности, учитывается личностный опыт каждого воспитанника, организуется, направляется и стимулируется процесс самопознания и саморазвития.

РППОС, среда в которой ребёнок чувствует себе комфортно и без труда включается в любую деятельность (игру, проектирование или художественное творчество)

Для этого в группах ДОУ оборудуют зоны экспериментальной деятельности, познавательной деятельности, уголок природы и т. д., где дети могут просеять крупу через сито и определить, почему одна крупа просеялась, а другая нет.

Используя составляющие РППОС в группе, дети получают новые знания, учатся выстраивать их в систему, применять на практике алгоритмы, пытаются самостоятельно выходить из-за затруднительных ситуаций, рефлексировать.

При этом задача педагога - делать обучение мотивированным. Учить ребёнка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, средства её достижения; помогать сформировать умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения. Гораздо важнее, чтобы ребенок с самого раннего возраста учился самостоятельно добывать знания, а затем применять их на практике. Системно- деятельностный подход позволяет сформировать у дошкольников деятельностные качества, определяющие успешность ребенка на разных этапах обучения и его последующую самореализацию в будущем.

В нашем детском саду давно используются приемы и технологии, суть которых состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить детей учиться. Это метод проектов, ТРИЗ, мнемотехника, технология критического мышления, «Сказки фиолетового леса» (развивающие игры В. В. Воскобовича) и другие. Данные технологии предполагают самостоятельную деятельность детей, радость открытия, саморазвитие - все как в китайской пословице: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай мне сделать самому - и я пойму».

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в образовательном процессе ДОУ в рамках реализации ФГОС дошкольного образования Уважаемые коллеги! Все мы с вами знаем, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра. А фундаментом всего дошкольного образования.

Опыт реализации гуманно-личностного подхода в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста «Опыт реализации гуманно-личностного подхода в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста» В форме «Программа работы с родителями.

Конспект ОД в подготовительной группе в технологии деятельного подхода по Л. Г. Петерсон «Плоды лиственных и хвойных деревьев» Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе в технологии деятельного подхода по Л. Г. Петерсон. Тема: Плоды лиственных.

Консультация для педагогов «Реализация системно-деятельностного подхода на музыкальных занятиях» Согласно ФГОС главный принцип обучения — системно-деятельностный подход, при котором ребенок сам добывает знания, а педагог должен так построить.

Консультация для воспитателей «Формы работы с детьми по правилам дорожного движения» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №165» Консультация для педагогов "Формы работы с детьми по правилам.

Консультация для воспитателей «Роль ИКТ в образовательном процессе детского сада. Типичные ошибки при создании презентации» МБДОУ "Детский сад № 11" Консультация для воспитателей Тема:" Роль ИКТ в образовательном процессе детского сада. Типичные ошибки при.

Консультация «Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода» Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода в ДОО компенсирующего вида. Проблема.

Реализация принципа индивидуализации в образовательном процессе старших дошкольников на основе дифференцированного подхода Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №84 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе В основе ГОС стандарта лежит система деятельностного подхода, который представляет: - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих.

Реализация системно-деятельностного подхода в дошкольном образовательном учреждении посредством создания мини-лаборатории На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра технологий обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация «Этапы и формы работы с детьми при реализации системно-деятельного подхода в образовательном процессе»
Опубликовано: 28 марта 2019 в 20:48
+148Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Этапы и формы работы с детьми при реализации системно-деятельного подхода в образовательном процессе»» (включая файлы) размещена пользователем Харченко Евгения (УИ 1442812) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 61.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД