МААМ-картинки

Коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста

Оксана Стародубец
Коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста

Агрессивно настроенные по отношению к окружающим дети не могут объективно оценить свои поступки и, как правило, имеют ограниченный набор реакций на проблемную ситуацию. Агрессивное поведение ребенка является помехой в его взаимоотношениях с окружающими людьми.

Само возникновение агрессии предотвратить сложно, но научить ребенка преодолевать негативные эмоции приемлемым и корректным способом, расширить его поведенческий репертуар и возможно и необходимо.

Публикация «Коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Распространенными технологиями социальной коррекции агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста являются: арттерапия, сказкотерапия, игротерапия, коммуникативные и психогимнастические игры, ролевые игры, методики релаксации.

Практикующие психологи, работающие с детской агрессивностью, используют такие игровые пособия, как подушки, коврики, мешочки для отреагирования ребенком негативных эмоций. В литературе предлагаются разнообразные игры, например, «Падающая башня» (Н. Кряжева, «Высвобождение гнева» (К. Рудестам) и др.

Предлагаю воспитателям комплекс наиболее эффективных и результативных игр и игровых упражнений, направленных на коррекцию агрессивного поведения детей.

Предлагаю вашему вниманию 3 блока игр для сопровождения детей с агрессивным поведением.

Блок 1 «Уходи, злость!» Работа с гневом

Психологи не рекомендуют каждый раз сдерживать гнев, поскольку, загнав гнев внутрь, человек, скорее всего, рано или поздно все же почувствует необходимость выплеснуть его. При этом вырвавшиеся на свободу негативные чувства могут «осесть» внутри человека, что ведет к различным соматическим проблемам: головным болям, желудочным и сердечно-сосудистым заболеваниям.

Именно поэтому от гнева необходимо освобождаться. Поскольку чувство гнева чаще всего возникает в результате ограничения свободы, то в момент наивысшего накала страстей необходимо разрешить ребенку сделать что-то, что, может быть, обычно и не приветствуется взрослыми.

Предлагаем следующие игры для обучения агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.

Игра «Волшебные подушки»

Цель: отреагирование негативных эмоций, снятие агрессивности.

Возраст: 4–7 лет.

Оборудование: простая подушка, «подушка злости», «подушка добра».

Описание игры

«Подушка злости», на которой будет вымещаться агрессия, кладется перед ребенком на большую мягкую подушку или спортивный мат. Психолог (или педагог) читает стихотворение, демонстрируя игровые действия, затем предлагает ребенку повторить их: ударять по «подушке злости» расслабленными кулачками. Также можно предложить ребенку поколотить по «подушке злости» надувными или деревянными молоточками. При ударах можно выкрикивать слова, выражающие чувство гнева.

«Подушка злости»

Кулачки (молотки) стучат,

Злость прогнать они хотят,

Чтобы злость не обижала

Ни меня и ни ребят!

Затем ребенку предлагается «подушка добра». На нее можно положить расслабленные руки, ее можно погладить или обнять. Таким образом, отреагированное чувство гнева меняется на приятные ощущения спокойствия и эмоционального равновесия.

«Подушка добра»

Ах, ты, моя душечка,

Добрая подушечка,

Мои ладошки успокой,

Я люблю играть с тобой!

Игра «Мешочек гнева»

Цель: отреагирование негативных эмоций, снятие агрессивности.

Возраст: 4–7 лет.

Оборудование: «мешочек гнева».

Описание игры

Психолог (или педагог) показывает ребенку «мешочек гнева», читает стихотворение, затем озвучивает любыми звуками или словами негативные эмоции. Взрослый предлагает ребенку прокричать в «мешочек гнева» накопленное недовольство, обиду, гнев.

«Мешочек гнева»

Гнев в мешочек прокричу,

Иногда и порычу.

Гнев так быстро исчезает,

И обида тоже тает.

Ловко завяжу мешок

И скажу себе я: «Ох!»

Игра «Волшебные коврики»

Цель: отреагирование негативных эмоций, снятие агрессивности.

Возраст: 4–7 лет.

Оборудование: «коврик злости», «коврик радости».

Описание игры

«Коврик злости», на котором будет вымещаться агрессия, кладется перед ребенком.

Психолог (или педагог) читает стихотворение, демонстрируя игровые действия, затем предлагает ребенку повторить их: протопать негативную эмоцию на «коврике злости», можно предложить ребенку попрыгать. При активных движениях можно выкрикивать любые слова, выражающие чувство

гнева.

«Коврик злости»

Коврик злости – вот потеха!

Ну а если не до смеха?

Топну ножкой: раз-два-три…

Улетела злость – смотри!

Затем ребенку предлагается «коврик радости», на нем можно полежать, расслабиться, помечтать о чем-то приятном, почувствовать спокойствие и эмоциональное равновесие.

«Коврик радости»

Коврик радости, привет!

Даришь ты сердечку свет.

На тебе могу лежать,

На тебе могу мечтать,

Отдыхать, летать, кружить.

Я хочу с тобой дружить!

В процессе использования в играх необычных игровых пособий дети осознают и понимают, что можно освободиться от разрушительных эмоций не агрессивным способом, а с помощью волшебных помощников.

Блок 2 «Какой я?»

Обучение детей навыкам распознавания и контроля гнева и агрессии, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.

Следующим очень ответственным и не менее важным направлением является обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций. Далеко не всегда агрессивный ребенок признается, что он агрессивен. Более того, в глубине души он уверен в обратном: это все вокруг агрессивны. К сожалению, такие дети не всегда могут адекватно оценить свое состояние, а тем более состояние окружающих. Эмоциональный мир агрессивных детей очень скуден. Они с трудом могут назвать всего лишь несколько основных эмоциональных состояний, а о существовании других (или их оттенков) они даже не предполагают. Нетрудно догадаться, что в этом случае детям сложно распознать свои и чужие эмоции.

Игра «Мы – актеры»

Цель: развитие эмоциональной сферы, умения понимать эмоции и чувства персонажей игры, других людей; обучение умению выразительно передавать эмоциональные состояния с помощью движений, мимики и жестов.

Возраст: 4–7 лет.

Оборудование: иллюстрации с основными эмоциями и чувствами персонажа стихотворения; детали костюмов мальчика Задаваки (Снеговика, Гномика, Шарика).

Описание игры

Психолог или воспитатель читает стихотворение, сопровождая текст показом иллюстраций с эмоциональными состояниями персонажа игры. Затем взрослый предлагает детям назвать эмоции главного героя.

Стихотворение читается второй раз, дети выразительными движениями, с помощью мимики и жестов передают эмоции персонажа игры. На следующих занятиях детям предлагается стать актерами.

Ребенок, желающий изобразить главного героя стихотворения, наряжается и выразительно передает эмоции и чувства персонажа игры.

После знакомства со всеми игровыми персонажами можно предложить эту игру, где каждый ребенок по желанию может сыграть роль героя любого стихотворения.

«Задавака»

Познакомьтесь с задавакой:

Иногда он весельчак,

Иногда сердит иль грустен,

Не узнать его никак.

Иногда пуглив он очень,

А спокоен чаще ночью.

Иногда он удивляка,

Вот так мальчик-задавака!

«Снеговик»

1. Я люблю, друзья, морозы,

Снегопадам очень рад,

И сейчас я приглашаю

Поиграть со мной ребят.

2. Вы слепили меня ловко,

Ну, а где же нос-морковка?

Очень я, друзья, смущен

И, признаюсь, удивлен.

3. Что? Сломать меня хотят?

Я разбойникам не рад.

Грозно топну, рассержусь,

Снежной тучей закружусь!

4. В марте я всегда грущу,

Расставаться не хочу.

Солнце будет припекать,

А я – таять, исчезать.

Сейчас я крепкий снежный ком,

Но стану лужицей потом.

5. Вот как славно поиграли!

Всем улыбку я дарю,

За театр эмоций ярких

Всех детей благодарю!

«Гномики»

1. Этот гномик – весельчак,

Улыбается он так (показ взрослого).

Гномик просит всех детей:

Улыбнитесь поскорей!

2. Этот гном, друзья, сердит,

У него здесь хмурый вид.

Гномик-гномик, не сердись,

Лучше с нами подружись.

3. Этот гномик испугался,

Глазки округлил и сжался.

«Ой!» – пугливый гном сказал

И от нас он убежал.

4. Этот гном – печальный гном:

Потерял дорожку в дом.

Гномик, слезки вытирай,

Лучше с нами поиграй!

«Шарики»

1. Веселый шарик вверх летит,

Он улыбается, кружит.

С тобою, шарик, полетим,

И в танце вместе закружим.

2. Дружочек-шарик, что с тобой,

Ты почему сказал нам: «Ой!»?

Ты испугался вдруг ежа?

Ползет он к нам сюда, шурша.

3. На ежика наш шар сердит,

У шарика серьезный вид,

Пыхтит и хмурит брови он,

Шар не на шутку возмущен.

4. Вот успокоился наш шар,

Ведь ежик мимо пробежал.

Вверх шарик быстро полетел,

На нас спокойно посмотрел.

Блок 3 «Школа дружбы и доброты»

Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т. д.

Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии, которая представляет собой способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию. Агрессивных же детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Считается, что если агрессор сможет посочувствовать «жертве», его агрессия в следующий раз будет слабее. Поэтому так важна работа педагога по развитию у ребенка чувства эмпатии.

Хочу предложить следующие игры для обучения агрессивных детей умению проявлять добрые чувства по отношению к другому человеку.

Игра «Кто подарил добрые слова?»

Цель: гармонизация отношений в общении детей, обучение умению проявлять добрые чувства по отношению к другому человеку.

Возраст: 4–7 лет.

Описание игры

Дети встают в круг. Выбирается водящий, который садится на стул в центре круга и закрывает глаза. Участники игры идут по кругу со словами:

Здесь игра сейчас начнется,

Дождь из добрых слов прольется.

Отгадай, кто подходил,

Добрые слова дарил.

Ребенок, до которого психолог (или педагог) дотронется рукой, подходит к водящему и, нежно к нему прикасаясь, дарит добрые слова. Например, «Петя, ты заботливый, умный и добрый». Водящий должен узнать по голосу того, кто подарил добрые слова. Если водящий узнает игрока, игра продолжается с новым водящим.

Игра «Взрослые и дети»

Цель: развитие воображения, создание доброжелательности и взаимопонимания в общении детей друг с другом.

Возраст: 5–7 лет.

Описание игры

Группа делится на две подгруппы: первая – «дети», вторая – «взрослые». «Дети» садятся на стулья, поставленные по кругу. «Взрослые» встают за спиной сидящих «детей». Перед началом игры они поглаживают, разминают свои руки, превращая их в нежные, добрые руки близких людей. Психолог может показать детям, как выполняется «волшебный» массаж рук, и сопроводить действия словами:

Я поглажу свои руки,

Будьте, рученьки, добрей,

Чтоб ласкать и нежно гладить

Моих маленьких детей.

После этого «взрослые» начинают нежно поглаживать плечи, руки «детей». Через несколько секунд «взрослые» меняют своих подопечных. Через 2–3 смены подопечные «дети» определяют:

а) какой «взрослый» самый ласковый и нежный;

б) с чьими руками можно сравнить руки «взрослого»: мамы, папы, дедушки, бабушки.

Затем «дети» и «взрослые» меняются ролями.

Игра «Школа дружбы»

Цель: осознание детьми ценности дружелюбных отношений в общении с людьми.

Возраст: 5–7 лет.

Описание игры

Дети встают в круг. Все они – ученики в «Школе дружбы». Взрослый предлагает детям карточки с изображением членов семьи (мамы, папы, бабушки, дедушки, брата, сестры). Психолог (или педагог):

Будь внимателен, смотри:

На картинке – член семьи.

Что ты можешь предпринять,

Чтоб надежным другом стать?

Каждый ребенок по очереди рассказывает, что он может сделать для того или иного человека, чтобы стать его другом. Можно также использовать фотографии детей группы и педагогов детского сада.

А также в помощь педагогам предлагаю 5 занятий, помогающих детям снять эмоциональное напряжение, агрессию и страхи, невротические состояния, выплеснуть накопившийся гнев.

Занятие 1.

1. Упражнение «Покажи свое имя».

Дети по очереди называют свое имя и сопровождают его придуманным движением. Сопровождают свои действия песенкой:

Всем привет, всем привет. Собирайся вместе!

Всем привет, всем привет. Это я, песенка моя!

Меня зовут…

Можно дать задание не только изобразить движение, а назвать свое имя сердито, радостно, с удивлением, огорченно и т. д. Таким образом у детей развиваются еще и артистические способности.

2. Игра «Волшебные шарики».

Цель: снятие эмоционального напряжения. Дети сидят в кругу. Ведущий просит их закрыть глаза и сделать из ладошек “лодочку”. Затем он вкладывает каждому ребенку в ладошки стеклянный шарик и просит согреть его, покатать, подышать на него, отдать ему часть своего тепла и ласки. Открыть глаза. Посмотреть на шарик и рассказать о чувствах, которые возникли во время выполнения упражнения.

3. Игра «Добрые привидения»

Цель: научить в приемлемой форме, выплеснуть накопившийся гнев. Ведущий предлагает детям поиграть роль добрых приведений, чтобы немного похулиганить и слегка попугать друг друга. По хлопку ведущего нужно согнуть руки в локтях, растопырив пальцы и произносить страшным голосом звук “у”.

4. Рисуем настроение.

Цель: выразить свое настроение в рисунке. При обсуждении рисунков предложить детям отгадать, где какое настроение.

Занятие 2.

1. Упражнение “Я – травинка”

Предложить детям представить себя травинкой на ветру. Учить выражать свои чувства.

2 .Игра: «Поссорились два петушка»

Цель: эмоциональная разрядка, снятие мышечного напряжения. Под веселую музыку дети двигаются и слегка толкаются плечами.

3.Игра: «Сороконожка»

Цель: научить детей взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива. Несколько детей (5-8 человек) встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде ведущего “Сороконожка” начинает сначала просто двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями. Главная задача – не разорвать единую “цепь”, сохранить “Сороконожку” в целости.

4.Игра: «Дракон кусает свой хвост».

Цель: снятие напряженности, невротических состояний, страхов. Под веселую музыку дети встают друг за другом и крепко держат друг друга за плечи. Первый ребенок – “голова дракона”, последний – “хвост дракона”. “Голова дракона” пытается поймать “хвост”, а тот уворачивается от нее.

Занятие 3.

1.Игра: «Мой хороший попугай»

Цель: развитие чувства доброты к другому, умение работать в группе. Дети стоят в кругу. Ведущий рассказывает, что к ним в гости прилетел попугай, чтобы познакомиться и поиграть с детьми. Предлагает подумать, что нужно сделать, чтобы попугаю понравилось в гостях, и он захотел прилететь к ним снова. Ведущий предлагает детям игрушку – попугая и предлагает погладить, приласкать, поговорить ласково.

2. Игра: «Кляксы»

Цель: снятие агрессии и страхов, развитие воображения. Подготовлены чистые листы бумаги, жидкая краска (гуашь). Детям предлагается взять на кисточку немного краски того цвета, который им хочется, плеснуть “кляксу” на лист краски и сложить лист вдвое так, чтобы “клякса” отпечаталась на второй половине листа. Затем лист развернуть и постараться понять, на кого или на что похожа полученная “клякса”.

3. Упражнение :«Что тебе хочется сделать с этим рисунком?»

Некоторые дети мнут, рвут рисунок. Но многие выражают желание нарисовать ещё один вариант рисунка, когда «он изменился». Обсуждение нового рисунка: - Что ты чувствуешь, когда рисуешь новый вариант? - Поговори, пожалуйста, от лица нового рисунка. - Каким стало твоё состояние теперь?

Занятие 4 .

1. Игра: «Котик»

Цель: снятие эмоционального, мышечного напряжения, установление положительного настроя в группе. Под спокойную музыку дети придумывают сказку про котика, который:

• Нежится на солнышке,

• Потягивается,

• Умывается,

• Царапает лапками с коготками коврик.

Используется спокойная музыка.

2. Упражнение: «Возьми себя в руки».

Цель: научит сдерживать себя. Объяснить детям, что когда они испытывают неприятные эмоции: злость, раздражение, желание ударить кого-либо, то можно себя “взять в руки”, т. е. остановить себя. Для этого нужно несколько раз глубоко вздохнуть и выдохнуть. Выпрямиться, прикрыть глаза, посчитать до 10, улыбнуться, открыть глаза.

3.Лепим сказку.

Цель: снятие агрессии косвенным образом, развитие и закрепление навыков.

Занятие 5.

1. Игра: «Липучка».

Цель: снятие мышечного напряжения, сплочение детской группы. Все дети двигаются, бегают по комнате. Двое детей, держась за руки, пытаются поймать сверстников. При этом они приговаривают: “Я липучка-приставучка. Я хочу тебя поймать”. Каждого пойманного ребенка “Липучки” берут за руку, присоединяя его к своей компании. Когда все дети станут липучками, они под спокойную музыку танцуют в кругу.

2. Упражнение «Кулачок».

Цель: осознание эффективных форм поведения, смещение агрессии и мышечная релаксация. Дать ребенку в руку какую-нибудь мелкую игрушку и попросить его сжать кулачок крепко-крепко. Пусть подержит кулачок сжатым, а когда раскроет его, рука расслабится, и на ладошке будет красивая игрушка.

3.Игра: «Разыгрывание ситуаций».

Цель: освоение эффективных способов поведения и использование их в реальной жизни.

Примеры ситуаций:

- Ты вышел во двор и увидел, что там дерутся два незнакомых мальчика. Разними их.

- Тебе очень хочется поиграть такой же игрушкой, как у одного из ребят вашего класса. Попроси ее.

- Ты очень обидел своего друга. Попробуй помириться с ним.

- Ты нашел на улице слабого, замерзшего котенка. Пожалей его.

4.Игра: «Комплименты».

Цель: помочь детям увидеть свои положительные стороны, почувствовать, что он принимаем и ценим другими людьми. Игра начинается со слов: “Мне нравится в тебе…” Ребенок говорит эту фразу всем участникам игры, детям и взрослым. Другие участники также говорят комплименты всем остальным. После упражнения желательно обсудить, что чувствовали участники, что неожиданного они в себе узнали, понравилось ли им говорить комплименты.

Все описанные выше игры могут быть использованы в работе с детьми как психологами, так и воспитателями детских садов и родителями дошкольников. При проведении коррекционно-развивающих занятий особое внимание следует обратить на релаксационные упражнения, добиваться от детей правильного их исполнения. При этом самое главное – научить ребенка разряжаться – избавляться от накопившегося раздражения, дать ему возможность использовать переполняющую его энергию «в мирных целях».

Очень активным и склонным к агрессии детям следует создать условия, позволяющие им удовлетворить потребность в движении, а также заняться интересующим их делом. Например, можно предложить им занятия в спортивных секциях, участие в соревнованиях или постановке спектаклей, организовывать для них разные игры, длительные прогулки или походы.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Индивидуальное занятие с дошкольником по коррекции агрессивного поведенияИндивидуальное занятие с дошкольником по коррекции агрессивного поведения Цель: развитие произвольного поведения и самоконтроля, обучение навыкам контроля негативных эмоций. Задачи: 1. Снятие психоэмоционального.

Консультация для родителей «Роль родителей в преодолении агрессивного поведения ребенка» «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, Родители пример ему» (народная мудрость) Что такое агрессивный ребенок, как вовремя распознать.

Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста» Игровая терапия поможет детям лучше понять окружающий мир,прочувствовать отношения между взрослыми и сверстниками,увидеть мир совершенно.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

Нейропсихологическая коррекция детей дошкольного возраста с помощью дыхательных упражнений Для того, чтобы оптимизировать газообмен и вентиляцию во всех участках легких, нужно обратить внимание на то как дышит ребенок. Правильно.

Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы ПРОГРАММА Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы Программа рассчитана.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возрастаЭкспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста. Процедура и методики исследования.

Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста  (продолжение)Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста  (продолжение) Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста. Программа коррекции и развития.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста
Опубликовано: 17 ноября 2020 в 18:23
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД