Коррекция агрессивности детей на материале сказочных произведений

Людмила Яковлевна
Коррекция агрессивности детей на материале сказочных произведений

Проблема коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста является одной из самых актуальных в настоящее время, до предела насыщенное разнообразными острыми социальными конфликтами.

В психологической литературе относительно полно изучены природа (В. Клайн, К. Роджерс, К. Лоренс, М. Раттер, причины (Е Волкова, А. И. Захаров, В. Л. Леви, А. М. Божович, В. И. Журбин, но относительно мало внимания уделяется ее коррекции и профилактике. В связи с этим возникла необходимость выяснить экспериментальным путем обусловленность агрессии детей стилями воспитания их родителей и средствами ее коррекции.

В диагностичесеких частях исследования определялись уровни агрессии старших дошкольников с помощью тестов ДДЧ и «Несуществующее животное» и стили воспитания родителей на основе использования метода анкетирования.На этапе формирующего эксперимента ставилась цель: снизить агрессию детей средствами сказкотерапии и просветительской и тренинговой работы с их родителями. Здесь использовались игротерапия, эврестические беседы по 15 сериям сюжетных картинок, проводились лектории «Стили воспитания родителей и их влияние на проведение детей», «Воспитание сочувствия», «Ребенок и его рисунок» и др, тренинговая работа («Помоги себе и ребенку, «Зеленая трава», «Я и ты» и др) и консультации родителей.

На этапе формирующегго эксперимента был выявлен ряд закономерностей процесса нивелирования детской агрессии средствами сказочных произведений: относительно высокая сензитивность детей дошкольного возраста к коррекционным воздействиям эксперимента – после формирующего эксперимента снизился процент высокоагрессивных испытуемых с 48% до17%, среднеагрессивных детей – с 30% до 22%, и увеличилось количество малоагрессивных дошкольников с 22% до 61%; обусловленность агрессии детей дошкольного возраста стилями воспитания в семье – после просветительской работы процент малоагрессивных детей у авторитарных родителей повысился с 13,6% до 76%, у детей, родители которых продемонстрировали попустительский стиль – с 14,3% до 69,3%. Родители, склонные к тревожно-мнительному стилю воспитания, почти не изменили своего отношения к детям, у последних сохранились те же показатели агрессии, что и до формирующего эксперимента (20%- до формирующего эксперимента и 19%м- после него); стадиальность овладения детьми дифференциацией эмоционально-экспрессивных состояний сказочных персонажей – на первой стадии 46% испытуемых допустили большое количество ошибок при различении эмоций сказочных героев, 34% испытуемых правильно квалифицировали чувства персонажей, но допустили при этом небольшие неточности; на третьей стадии большинство испытуемых безошибочно справились с данными им заданиями; это различная эффективность разных техник снижения детской агрессии. В процессе коррекционной работы было установлено, что наиболее эффективной в этом плане оказалась техника парадоксальной интенции, менее эффективной – техника проигрывания альтернативных ролей. Мы полагаем, что использование техники парадоксальной интенции сопровождается концентрацией внимания детей на отрицательных эмоциях с последующим их выяснением, а проигрывание альтернативных ролей требует определенного напряжения, снижающего эффективность указанных техник.

Кроме закономерностей снижения детской агрессии, в ходе коррекционной работы были подмечены различия в поведении детей с разными ее уровнями. Было выявлено, что проигрывая содержание сказок, агрессивные дети предпочитают выполнять роли отрицательных персонажей (волк, паук, таракан и др., а неагрессивным детям в большей степени импонируют доброжелательные герои (заяц, петух, кот и др.). Помимо этого было зафиксировано стремление высокоагрессивных детей изменить стереотипы поведения отрицательных персонажей (волк помогал строить домик трем поросятам, а не разрушать его).

В процессе формирующего эксперимента оказалось возможным определить факторы, детерминирующие успешность процесса психокоррекции агрессивного поведения испытуемых. Это стереотипы оценок персонажей (неприятие возможности отрицательного характера сказочного персонажа. Когда в реальной жизни он всегда положителен); «барьер красивости» (приятие внешне персонажи воспринимаются агрессивными детьми всегда положительно, вне зависимости от характера их поведения); отсутствие четких представлений о нормах и правилах поведения (низкий уровень развития гуманных чувств); «культ силы» (если сильный – значит всегда прав).

Обобщив результаты исследования мы пришли к следующим выводам:

1. Среди старших дошкольников значительное количество агрессивных.

2. Снижению детской агрессии способствует продуцирование сказочных конструкций, в ходе которого у детей возникают эмпатические переживания, и в конечном итоге они получают удовольствие от творческой деятельности и усваивают, что проявление агрессии сопряжено с появлением отрицательных эмоций.

3. Психологическое просвещение дает наибольший эффект в работе с родителями авторитарного. Попустительского и гиперсоциального стилей и малоэффективно в работе с родителями тревожно-мнительного стиля.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Замок для сказочных героев» для детей 4–7 летДидактическая игра «Замок для сказочных героев» для детей 4–7 лет Дидактические игры для детей очень важны, ведь ребенок учится новому и познает мир именно в игре, и чем интереснее и более захватывающей.

Консультация для педагогов «Коррекция высших психических функций у детей с ОВЗ» Жизнь человека представляет череду нескончаемых открытий, связанных с получением, обработкой и передачей новых знаний о себе и окружающем.

Нейропсихологическая коррекция детей дошкольного возраста с помощью дыхательных упражнений Для того, чтобы оптимизировать газообмен и вентиляцию во всех участках легких, нужно обратить внимание на то как дышит ребенок. Правильно.

Особенности психологических методов коррекции агрессивности детей подросткового возраста «Особенности психологических методов коррекции агрессивности детей подросткового возраста». За последние годы в России резко увеличилось.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Русские народные сказки
  • Птицы
Автор публикации:
Коррекция агрессивности детей на материале сказочных произведений
Опубликовано: 1 декабря 2020 в 12:26
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 января. Праздник аквариумных рыбок на МААМ

Очередной тематический день посвящен одному из видов домашних питомцев — аквариумным рыбкам. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы вызвать у детей интерес к аквариумистике и...

16 января. День зимних деревьев на МААМ

За зиму деревья многократно преображаются, становясь необыкновенными и прекрасными. Укрытые снегом или инеем, в этом зимнем наряде они становятся похожими на заколдованную страну Снежной королевы. И это...

«Всей гурьбой на каток ледяной!» Свободная деятельность на тему «зимние виды спорта»...
15 января отмечается День фигурного катания, самое время вытащить старые коньки и позвать друзей на лёд. А группа "Соловушки" из д/с 140 г. Ижевска решили...
Мастер-класс «Изготовление колобков из снега с использованием подручного материала»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Хочу поделиться с Вами своей новой находкой. Снежные колобки из снега. Наконец то мы дождались, когда выпадет...
Фотоотчёт о концерте вокального кружка ДОУ «Новогодний карнавал»
Продолжаю четвёртый год вести в ДОУ вокальный кружок для детей 4-7 лет. Занимаемся два раза в неделю по 30 минут. Сначала у нас идут дыхательные...