Получи документы

Коррекция нарушений психофизического развития у детей с церебральным параличом средствами речедвигательной ритмики

Кира Кривошеева
Коррекция нарушений психофизического развития у детей с церебральным параличом средствами речедвигательной ритмики

Ритмическая способность является одной из универсальных базовых способностей человека. Ритм оказывает организующее влияние на становление движений, совершенствует пространственно-временную организацию двигательных актов, в том числе и артикуляционных (речедвигательных). Одной из методик, направленных на формирование чувства ритма является ритмика.

Публикация «Коррекция нарушений психофизического развития у детей с церебральным параличом средствами речедвигательной ритмики» размещена в разделах

Если у ребёнка имеются отклонения в психофизиологической сфере, то ритмика используется в коррекционных целях. В частности, уже доказана эффективность применения ритмики при работе с детьми, имеющими речевую, двигательную и интеллектуальную патологии, нарушения слуха. (Волкова Г. А, Румянцева С. Ю. Власова).

Мухина А. Я. предлагает новое направление использования ритмики – речедвигательную ритмику (далее РДР) с детьми, имеющими нарушения развития. Данная методика предполагает вызывание звука раньше, чем логопедические приёмы и используется в работе с детьми разных возрастных категорий, начиная с младенчества. Все движения обусловлены сложным психофизическим состоянием в данный момент, когда импульсы из различных частей тела поступают в кору головного мозга и кинестетически отражаются на речевом аппарате человека. Это актуально для детей развивающихся в норме, а особенно с патологией развития речи, движения и интелекта.

Речедвигательная ритмика – это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвуют тонкая и грубая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура.

Речедвигательная ритмика формируется у детей через систему упражнений и способна через кинестетические ощущения фиксировать образец произношения, посредством уточнения произносительной дифференциации звуков.

Дети с двигательными нарушениями особенно нуждаются в ранней коррекционной работе, т. к. младший дошкольный возраст является наиболее благоприятным в плане развития ребенка.

Мы считаем, что занятия с использованием речедвигательной ритмики являются эффективным методом в системе коррекционно-развивающей работы и способствуют гармоническому развитию детей, имеющих неврологические нарушения (совокупность двигательных, речевых и познавательных нарушений).

Анализ литературы показал, что авторы недостаточно изучили вопрос использования данной технологии в работе с детьми, имеющими ярко выраженный двигательный дефект.

Целью данной работы является разработка методики использования речедвигательной ритмики в системе коррекционной работы с детьми, имеющими двигательные нарушения.

Специфическими задачами речедвигательной ритмики являются следующие :

• Преодоление дизартрии и воспитание правильной речи (темп, ритм дыхания и речи, оральный праксис, просодика, фонематический слух и др.)

• Вызывание звуков;

• Укрепление костно-мышечного аппарата;

• Формирование пространственно-временных представлений и развитие способности произвольно передвигаться в пространстве;

Развитие слухового внимания и памяти;

Развитие темпоритмической переключаемости и координации движений

Реализация данных задач происходит в процессе использования следующих средств :

• упражнений на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

• упражнений, активизирующих внимание;

• упражнений, регулирующих мышечный тонус;

ритмических упражнений

Речедвигательная ритмика применяется на каждом занятии учителя-логопеда, учителя-дефектолога. Работа над звуками начинается на групповых и подгрупповых занятиях, параллельно ведется и уточняется на индивидуальных. Нужно отметить следующие специфические особенности применения данной методики:

• начиная с трёх лет РДР проводится в положении стоя;

• упражнения РДР чередуются с обычными приёмами коррекционной работы;

• периодичность вкрапления РДР в занятие - каждые 5 минут;

РДР может использоваться как физкультминутка или как игровой приём, а некоторые упражнения как массаж языка. Речедвигательная ритмика применяется на каждом занятии учителя – логопеда, учителя – дефектолога. Работа над звуками начинается на групповых и подгрупповых занятиях, параллельно ведётся и уточняется на индивидуальных.

Работа начинается с произнесения на длинном выдохе гласных звуков, которое сопровождается движением, что способствует приближению его к нормальной артикуляции. Эти упражнения оказывают положительное влияние на выработку правильного диафрагмально-грудного дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности. Всё это помогает развитию речедвигательного анализатора, от которого в значительной степени зависит формирование фонематического слуха.

Воспроизведение и произнесение «цепочки» звуков гласного ряда переходит в фонетическую зарядку. Только на гласных звуках можно параллельно проводить работу над речевым дыханием, тренировкой тембра голоса (высота, протяжённость; громкость, а также приучаем ребёнка фиксировать взгляд на лице взрослого.

Таким образом, направленность данной методики связана с формированием скоординированной работы анализаторов (речеслухового, речедвигательного и зрительного, обеспечивающих основу формирования коммуникативной функции речи. А так же оказывает положительное влияние на двигательные свойства речевых органов.

Специальные методы и приё мы проведения РДР с детьми ДЦП:

1. Детей с лёгкой и средней степенью выраженности двигательного дефекта (спастическая диплегия, гемипаретическая форма, атонически-астатическая формы) фиксируют на стуле с высокой спинкой (спинка кровати, ноги ребенка находятся между коленями педагога, их обязательно тоже зафиксировать, чтобы был упор.

2. При пониженном мышечном тонусе - сильнее сжимать ребенку колени и при резком разжимании – у ребенка повышается тонус артикуляционного аппарата и тогда произносятся (вызываются) звуки И, У.

3. Использование движений РДР и картинок – «символов» звуков в фонетическом анализе слов помогает лучше дифференцировать звуки.

4. Учитывая ортопедический режим дошкольников с ЦП, происходит видоизменение движения включающего в себя прыжки – перевод действия в сохранный орган (например – верхние конечности)

5. При недостаточной амплитуде движений верхней конечности допускается неполное её разгибание и движение выполняется совместно со взрослым до вызывания звука.

РДР использовалась в работе с детьми 3-4 лет в количестве 7 человек

В начале учебного года проводилась первичная диагностика. Из результатов диагностики в данной работе были определены те направления, которые можно корригировать средствами речедвигательной ритмики :

- состояние артикуляционного аппарата,

- состояние дыхания,

- просодическая сторона речи (темп, ритм,

- фонематический слух,

- звукопроизношение,

- развитие слухового внимания и памяти,

- формирование пространственных представлений.

Исходя из результатов итоговой диагностики, наиболее значительные результаты отмечаются по следующим направлениям – артикуляционная моторика, дыхание, просодическая сторона речи, фонематический слух и звукопроизношение.

В своей работе мы адаптировали методику использования речедвигательной ритмики в системе коррекционной работы с детьми, имеющими двигательные нарушения.

По результатам обследования определена высокая эффективность данной методики и оптимальность выбранного возраста детей для коррекционного обучения.

Для качественной реализации поставленных задач были подобраны специальные методы и приёмы проведения РДР с детьми младшего дошкольного возраста с двигательными нарушениями, которые имеют широкий спектр воздействия на нарушенные функции.

Были установлены особенности организации и проведения занятий с использованием упражнений РДР в системе коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими двигательные нарушения.

Организация поэтапного коррекционно-педагогического воздействия средствами РДР позволяет значительно компенсировать двигательные, психические и речевые функции, а в некоторых случаях и устранить их.

Публикации по теме:

Бытовая сказка как метод коррекции эмоциональной сферы у детей с детским церебральным параличом Излечивающая способность сказки была положена в основу целого направления современной психотерапии, названного сказкотерапией. Метод сказкотерапии.

Использование элементов речедвигательной ритмики в активизации речи у детей с алалией Ничпальская О. Ю. Использование элементов речедвигательной ритмики в активизации речи у детей с алалией В статье представлен опыт по работы.

Коррекция нарушений развития и социальная адаптация детей Коррекция нарушений развития и социальная адаптация детей Маркова Галина Михайловна, МБДОУ ЦРР - детский сад № «Чуораанчык», муниципального.

Коррекция нарушений речи у дошкольников средствами логоритмики Коррекция нарушений речи у дошкольников средствами логоритмики В последнее время проблема развития обучения и воспитания детей дошкольного.

Мастер-класс для родителей воспитанников с детским церебральным параличом «Песочные чудеса» Цель мастер-класса: создать условия для повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) в развитии.

Профилактика и коррекция эмоционально-волевых нарушений у детей дошкольного возраста средствами народного игрового творчества .

Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы детей раннего возраста с церебральным параличем Приходя в этот мир маленький человечек учится каждую минуту, каждую секунду не только языку общения, но и различать радужные оттенки эмоциональных.

Рекомендации для родителей «Развитие памяти у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом по ФГОС» В соответствии с ФГОС ДО познавательное развитие предполагает развития интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование.

Упражнения на мяче для детей с детским церебральным параличом 1. И. П. стоя на коленях на полу перед мячом, с опорой рук на мяч. Поочередно, поднимаясь на каждую ногу, встать на обе ноги, прокатиться.

Вестибулярная тренировка в лечении больных детским церебральным параличом Упражнения для тренировки равновесия. 1. Сесть на стул, ноги фиксировать мешочками с песком. Ноги слегка разведены. Ребенок наклоняется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекция нарушений психофизического развития у детей с церебральным параличом средствами речедвигательной ритмики
Опубликовано: 9 октября 2019 в 14:07
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД