МААМ-картинки

Коррекция речевой деятельности детей дошкольного возраста с нарушениями речи (1 фото)

Надежда Потаева
Коррекция речевой деятельности детей дошкольного возраста с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы

Коррекция речевой деятельности детей дошкольного возраста с нарушениями речи

последние годы отмечается значительное увеличение количества детей с речевыми нарушениями. Отклонения в развитии речи отрицательно влияют на психическое развитие ребёнка, задерживают формирование познавательных процессов, затрудняют его общение и, следовательно, препятствуют становлению полноценной личности. Разработка и апробирование технологий по формированию и коррекции речевой активности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в педагогике – это не только повышение уровня профессионального мастерства педагога, но и одна из форм в инновационной деятельности учителя-логопеда для достижения серьёзных результатов в обучении детей с нарушениями речи в соответствии с ФГТ.

Публикация «Коррекция речевой деятельности детей дошкольного возраста с нарушениями речи» размещена в разделах

Тема моей педагогической технологии «Коррекция речевой активности детей посредством формирования предложно-падежных конструкций речи у дошкольников с ОНР и ЗПР» тесно связана с проблемами, решаемыми ДОУ в рамках ФГТ, с приоритетным направлением его деятельности, способствует эффективности коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями речи.

Цель технологии: повышение эффективности коррекционно-логопедической работы посредством формирования предложно-падежных конструкций у детей с нарушениями речи.

Новизна работы заключается в том, что выявлены специфические особенности овладения предложно-падежными конструкциями у детей с нарушениями речи. Определена степень сформированности предложно-предложных конструкций у данной категории детей.

Разработаны основные направления, этапы, приёмы коррекционной работы, направленной на развитие зрительно-пространственных функций и преодоление нарушений предложно-падежных конструкций у детей с нарушениями речи.

Разработана система символов, моделей, используемых в коррекционной работе по устранению недостатков неправильного употребления предложно-падежных конструкций.

Развивающий характер технологии способствует развитию познавательной, игровой и мыслительной деятельности, воздействуя на общее развитие ребё нка:

• развивает слуховое восприятие, внимание;

• развивает зрительное восприятие и память;

• формирует произносительные умения и навыки;

• совершенствует лексические и грамматические средства языка;

• улучшает аналитико-синтетическую деятельность через соотнесение и использование моделей схем, символов предлогов, падежей, повышает речевую активность детей;

• формирует умение составлять связное логическое высказывание.

Успешное развитие и формирование предложно-падежных конструкций, как и в целом речи ребёнка, возможно лишь при создании определённых условий, благоприятствующих их формированию:

1. Взаимосвязь работы по коррекции и формированию предложно-падежных конструкций речи с развитием познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления). Недостаточность процессов восприятия проявляется прежде всего в зрительных, слуховых, кинестетических дифференцировках.

2. Взаимосвязь логопедической работы с программой по подготовке к обучению грамоте, ознакомлению с окружающим миром, развитию речи и музыки. Работа по формированию предложно-падежных конструкций у дошкольников с нарушениями речи должна проводиться в тесной взаимосвязи, логопеда, учителя-дефектолога, воспитателя и музыкального руководителя.

3. Системный подход к формированию речи : логопедическая работа на любом этапе должна проводиться над речевой системой в целом (фонетико-фонематической, лексической и грамматической)

4. Использование наглядности с целью активизации познавательной и речевой активности, стимулирования мыслительных операций, повышения интереса к занятиям.

5. Учитывая, что ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста является игровая деятельность, в каждое занятие необходимо включать игровые упражнения, что значительно повысит эмоциональную и умственную активность детей.

6. Максимальное использование при формировании и коррекции предложно-падежных конструкций у дошкольников с ОНР и ЗПР различных анализаторов (слухового, зрительного, рече-двигательного, кинестетического); учёт особенностей межанализаторных связей, свойственных этим детям; учёт особенностей психомоторики детей с ЗПР (артикуляционной, ручной, общей моторики).

Технология рассчитана на два года обучения детей. Занятия по формированию предложно-падежных конструкций проводятся 1 раз в 2 недели. Каждое занятие рассчитано на определённый возраст и речевые возможности детей. Занятия строятся по перспективному плану, который составляется на год. Занятия рассчитаны на групповую и подгрупповую работу. Всё обучение проводится при большой, эстетически оформленной наглядности, с использованием моделей-символов предлогов. Отдельные темы занятий могут быть сокращены или увеличены по содержанию или по времени. Если возникают трудности, то желательно повторить занятие или провести индивидуальную работу с ребёнком, добиваясь решения поставленной цели.

Механизм работы в рамках педагогической технологии представлен в виде блоков: «Логопед – ребенок», «Логопед – педагоги», «Логопед – родители». Блок «Логопед – педагоги» предусматривает следующие формы работы: изучение методической литературы; планирование, проведение диагностик, консультаций, семинаров, презентаций, мастер-классов, открытых занятий; выступления на педсовете; организация и участие в конкурсах, выставках; анкетирование. Работая с родителями (блок «Логопед – родители», логопед организует и проводит родительские собрания, открытые занятия, консультации, анкетирование, семинары-практикумы, праздники-развлечения, конкурсы, презентации дидактических игр и пособий, совместный выпуск стенгазет. Взаимодействуя с детьми (блок «Логопед – ребенок») логопед проводит диагностику, анкетирование, организует фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия, развлечения, конкурсы, совместно с детьми занимается выпуском стенгазет, оформлением портфолио ребенка.

Комплексная работа по всем трём блокам способствует наиболее эффективному усвоению предложно-падежных конструкций речи детьми с ОНР и ЗПР.

Работа по данной технологии способствует расширению методической базы дошкольного учреждения, т. к. в результате были разработаны материалы научно - методической деятельности для формирования предложно-падежных конструкций у детей с нарушениями речи :

• диагностический инструментарий для работы с детьми, родителями, педагогами;

• перспективное планирование фронтальных, подгрупповых занятий с детьми ОНР и ЗПР на первый и второй год обучения;

• конспекты занятий, речевых развлечений с детьми;наглядный и дидактический материал (пазлы по закреплению употреблений предлогов в речи; дидактические игры «Мыльные пузыри», «Волшебные бусы», «Поезд» и др. по дифференциации предлогов в речи и составлению предложений с различными предложными конструкциями; картинный демонстрационный материал по лексическим темам и т. п.); рекомендации к пособиям;

• картотека моделей-схем предлогов по разделам;

• перспективное планирование работы с родителями на первый и второй год обучения;

• консультации для родителей;

• конспекты мероприятий с родителями.

В данной технологии рассматривается диагностика интересующих нас нарушений, а также включает в себя диагностический материал для определения уровня развития предложных конструкций речи для старшего дошкольного возраста.

Результаты диагностики детей группы с ОНР свидетельствуют, что на начало периода обучения (старшая группа) большинство детей имели средний и низкий уровень сформированности предложно-падежных конструкций (63% и 40% соответственно). К концу периода обучения (подготовительная к школе группа) отмечается значительная динамика. Высокий уровень развития у 63% детей, средний уровень - 37% детей, низкий – 0%.

Диагностика детей группы с ЗПР свидетельствует, что на начало периода обучения все дети (100%) имели низкий уровень сформированности предложно-падежных конструкций. К концу периода обучения их число уменьшилось до 35%. Средний и высокий уровень развития у 65% детей. Таким образом, предлагаемая система по формированию предложно-падежных конструкций речи позволяет детям с ОНР и ЗПР осмысленно овладеть предложно-падежными конструкциями речи. Это особенно важно для дошкольников с ОНР и ЗПР, поскольку мыслительные операции у данной категории детей осуществляются с преобладающей ролью внешних факторов.

Как показывает опыт работы, технология позволяет достичь следующих положительных результатов:

• обогатить и расширить лексический словарь детей;

• перейти дошкольникам от пассивного понимания предложно-падежных конструкций в их активное пользование;

• повысить речевую активность, обогатить игровую и учебно-познавательную деятельность;

• сформировать навыки грамматически правильного оформления высказываний с простыми и сложными предложными конструкциями;

• приблизить связную речь к условно-возрастной норме;

• улучшить аналитико-синтетическую деятельность через соотнесение и использование моделей схем предлогов;

• повысить интерес у детей к логопедическим занятиям;

• повысить компетентность родителей в оказании коррекционной помощи детям с нарушениями речи.

Практика показала, что работа по данной технологии способствует не только формированию предложно-падежных конструкций у детей с нарушениями речи, но и осуществляет комплексный, инновационный подход в коррекции речевых и психических нарушений в рамках ФГТ, что позволяет преодолеть механическое усвоение знаний детьми, активизировать их познавательную и речевую деятельность.

Литература:

1. Ковайкина Е. В. Преодоление трудностей в овладении предложными конструкциями детьми с общим недоразвитием речи. // Логопед. -2007 - № 3. – с. 36.

2. Ковшиков В. А. Методика диагностики и коррекции нарушений употребления падежных окончаний существительных. – СПб. : КАРО, 2006. – 80 с.

3. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В., Зорина С. В. Нарушение речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: Учебное пособие для студ. высш. учебн. Заведений. – М. : Гуманит. издание центр ВЛАДОС, 2003. – 304с.

4. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Изд-во «Союз», 2001. – 191 с.

5. Подобед С. О., Щербинина Д. К. Комплексный подход в коррекции

нарушений речи у дошкольников. // Логопед. – 2007. - №1. – с. 41.

Публикации по теме:

Самообразование как форма повышения профессиональной компетентности педагога Я хочу начать с цитаты римского философа Сенека: «Уча других, мы учимся сами». Эта цитата очень подходит к моей заявленной теме: «Самообразование.

Конспект для семинара по развитию речи для родителей детей старшего дошкольного возраста Цель: Педагогическое просвещение родителей по проблеме речевого развития детей старшего дошкольного возраста. Родители – главные воспитатели.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекция речевой деятельности детей дошкольного возраста с нарушениями речи
Опубликовано: 16 января 2015 в 11:45
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекция речевой деятельности детей дошкольного возраста с нарушениями речи» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Потаева (УИ 297086) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД