Папки-передвижки

Коррекция речевой деятельности детей дошкольного возраста с нарушениями речи (1 фото)

Надежда Потаева
Коррекция речевой деятельности детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Коррекция речевой деятельности детей дошкольного возраста с нарушениями речи

последние годы отмечается значительное увеличение количества детей с речевыми нарушениями. Отклонения в развитии речи отрицательно влияют на психическое развитие ребёнка, задерживают формирование познавательных процессов, затрудняют его общение и, следовательно, препятствуют становлению полноценной личности. Разработка и апробирование технологий по формированию и коррекции речевой активности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в педагогике – это не только повышение уровня профессионального мастерства педагога, но и одна из форм в инновационной деятельности учителя-логопеда для достижения серьёзных результатов в обучении детей с нарушениями речи в соответствии с ФГТ.

Публикация «Коррекция речевой деятельности детей дошкольного возраста с нарушениями речи» размещена в разделах

Тема моей педагогической технологии «Коррекция речевой активности детей посредством формирования предложно-падежных конструкций речи у дошкольников с ОНР и ЗПР» тесно связана с проблемами, решаемыми ДОУ в рамках ФГТ, с приоритетным направлением его деятельности, способствует эффективности коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями речи.

Цель технологии: повышение эффективности коррекционно-логопедической работы посредством формирования предложно-падежных конструкций у детей с нарушениями речи.

Новизна работы заключается в том, что выявлены специфические особенности овладения предложно-падежными конструкциями у детей с нарушениями речи. Определена степень сформированности предложно-предложных конструкций у данной категории детей.

Разработаны основные направления, этапы, приёмы коррекционной работы, направленной на развитие зрительно-пространственных функций и преодоление нарушений предложно-падежных конструкций у детей с нарушениями речи.

Разработана система символов, моделей, используемых в коррекционной работе по устранению недостатков неправильного употребления предложно-падежных конструкций.

Развивающий характер технологии способствует развитию познавательной, игровой и мыслительной деятельности, воздействуя на общее развитие ребё нка:

• развивает слуховое восприятие, внимание;

• развивает зрительное восприятие и память;

• формирует произносительные умения и навыки;

• совершенствует лексические и грамматические средства языка;

• улучшает аналитико-синтетическую деятельность через соотнесение и использование моделей схем, символов предлогов, падежей, повышает речевую активность детей;

• формирует умение составлять связное логическое высказывание.

Успешное развитие и формирование предложно-падежных конструкций, как и в целом речи ребёнка, возможно лишь при создании определённых условий, благоприятствующих их формированию:

1. Взаимосвязь работы по коррекции и формированию предложно-падежных конструкций речи с развитием познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления). Недостаточность процессов восприятия проявляется прежде всего в зрительных, слуховых, кинестетических дифференцировках.

2. Взаимосвязь логопедической работы с программой по подготовке к обучению грамоте, ознакомлению с окружающим миром, развитию речи и музыки. Работа по формированию предложно-падежных конструкций у дошкольников с нарушениями речи должна проводиться в тесной взаимосвязи, логопеда, учителя-дефектолога, воспитателя и музыкального руководителя.

3. Системный подход к формированию речи : логопедическая работа на любом этапе должна проводиться над речевой системой в целом (фонетико-фонематической, лексической и грамматической)

4. Использование наглядности с целью активизации познавательной и речевой активности, стимулирования мыслительных операций, повышения интереса к занятиям.

5. Учитывая, что ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста является игровая деятельность, в каждое занятие необходимо включать игровые упражнения, что значительно повысит эмоциональную и умственную активность детей.

6. Максимальное использование при формировании и коррекции предложно-падежных конструкций у дошкольников с ОНР и ЗПР различных анализаторов (слухового, зрительного, рече-двигательного, кинестетического); учёт особенностей межанализаторных связей, свойственных этим детям; учёт особенностей психомоторики детей с ЗПР (артикуляционной, ручной, общей моторики).

Технология рассчитана на два года обучения детей. Занятия по формированию предложно-падежных конструкций проводятся 1 раз в 2 недели. Каждое занятие рассчитано на определённый возраст и речевые возможности детей. Занятия строятся по перспективному плану, который составляется на год. Занятия рассчитаны на групповую и подгрупповую работу. Всё обучение проводится при большой, эстетически оформленной наглядности, с использованием моделей-символов предлогов. Отдельные темы занятий могут быть сокращены или увеличены по содержанию или по времени. Если возникают трудности, то желательно повторить занятие или провести индивидуальную работу с ребёнком, добиваясь решения поставленной цели.

Механизм работы в рамках педагогической технологии представлен в виде блоков: «Логопед – ребенок», «Логопед – педагоги», «Логопед – родители». Блок «Логопед – педагоги» предусматривает следующие формы работы: изучение методической литературы; планирование, проведение диагностик, консультаций, семинаров, презентаций, мастер-классов, открытых занятий; выступления на педсовете; организация и участие в конкурсах, выставках; анкетирование. Работая с родителями (блок «Логопед – родители», логопед организует и проводит родительские собрания, открытые занятия, консультации, анкетирование, семинары-практикумы, праздники-развлечения, конкурсы, презентации дидактических игр и пособий, совместный выпуск стенгазет. Взаимодействуя с детьми (блок «Логопед – ребенок») логопед проводит диагностику, анкетирование, организует фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия, развлечения, конкурсы, совместно с детьми занимается выпуском стенгазет, оформлением портфолио ребенка.

Комплексная работа по всем трём блокам способствует наиболее эффективному усвоению предложно-падежных конструкций речи детьми с ОНР и ЗПР.

Работа по данной технологии способствует расширению методической базы дошкольного учреждения, т. к. в результате были разработаны материалы научно - методической деятельности для формирования предложно-падежных конструкций у детей с нарушениями речи :

• диагностический инструментарий для работы с детьми, родителями, педагогами;

• перспективное планирование фронтальных, подгрупповых занятий с детьми ОНР и ЗПР на первый и второй год обучения;

• конспекты занятий, речевых развлечений с детьми;наглядный и дидактический материал (пазлы по закреплению употреблений предлогов в речи; дидактические игры «Мыльные пузыри», «Волшебные бусы», «Поезд» и др. по дифференциации предлогов в речи и составлению предложений с различными предложными конструкциями; картинный демонстрационный материал по лексическим темам и т. п.); рекомендации к пособиям;

• картотека моделей-схем предлогов по разделам;

• перспективное планирование работы с родителями на первый и второй год обучения;

• консультации для родителей;

• конспекты мероприятий с родителями.

В данной технологии рассматривается диагностика интересующих нас нарушений, а также включает в себя диагностический материал для определения уровня развития предложных конструкций речи для старшего дошкольного возраста.

Результаты диагностики детей группы с ОНР свидетельствуют, что на начало периода обучения (старшая группа) большинство детей имели средний и низкий уровень сформированности предложно-падежных конструкций (63% и 40% соответственно). К концу периода обучения (подготовительная к школе группа) отмечается значительная динамика. Высокий уровень развития у 63% детей, средний уровень - 37% детей, низкий – 0%.

Диагностика детей группы с ЗПР свидетельствует, что на начало периода обучения все дети (100%) имели низкий уровень сформированности предложно-падежных конструкций. К концу периода обучения их число уменьшилось до 35%. Средний и высокий уровень развития у 65% детей. Таким образом, предлагаемая система по формированию предложно-падежных конструкций речи позволяет детям с ОНР и ЗПР осмысленно овладеть предложно-падежными конструкциями речи. Это особенно важно для дошкольников с ОНР и ЗПР, поскольку мыслительные операции у данной категории детей осуществляются с преобладающей ролью внешних факторов.

Как показывает опыт работы, технология позволяет достичь следующих положительных результатов:

• обогатить и расширить лексический словарь детей;

• перейти дошкольникам от пассивного понимания предложно-падежных конструкций в их активное пользование;

• повысить речевую активность, обогатить игровую и учебно-познавательную деятельность;

• сформировать навыки грамматически правильного оформления высказываний с простыми и сложными предложными конструкциями;

• приблизить связную речь к условно-возрастной норме;

• улучшить аналитико-синтетическую деятельность через соотнесение и использование моделей схем предлогов;

• повысить интерес у детей к логопедическим занятиям;

• повысить компетентность родителей в оказании коррекционной помощи детям с нарушениями речи.

Практика показала, что работа по данной технологии способствует не только формированию предложно-падежных конструкций у детей с нарушениями речи, но и осуществляет комплексный, инновационный подход в коррекции речевых и психических нарушений в рамках ФГТ, что позволяет преодолеть механическое усвоение знаний детьми, активизировать их познавательную и речевую деятельность.

Литература:

1. Ковайкина Е. В. Преодоление трудностей в овладении предложными конструкциями детьми с общим недоразвитием речи. // Логопед. -2007 - № 3. – с. 36.

2. Ковшиков В. А. Методика диагностики и коррекции нарушений употребления падежных окончаний существительных. – СПб. : КАРО, 2006. – 80 с.

3. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В., Зорина С. В. Нарушение речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: Учебное пособие для студ. высш. учебн. Заведений. – М. : Гуманит. издание центр ВЛАДОС, 2003. – 304с.

4. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Изд-во «Союз», 2001. – 191 с.

5. Подобед С. О., Щербинина Д. К. Комплексный подход в коррекции

нарушений речи у дошкольников. // Логопед. – 2007. - №1. – с. 41.

Публикации по теме:

Самообразование как форма повышения профессиональной компетентности педагога Я хочу начать с цитаты римского философа Сенека: «Уча других, мы учимся сами». Эта цитата очень подходит к моей заявленной теме: «Самообразование.

Конспект для семинара по развитию речи для родителей детей старшего дошкольного возраста Цель: Педагогическое просвещение родителей по проблеме речевого развития детей старшего дошкольного возраста. Родители – главные воспитатели.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекция речевой деятельности детей дошкольного возраста с нарушениями речи
Опубликовано: 16 января 2015 в 11:45
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД