Получи документы

Коррекция речевых нарушений дошкольников в процессе экологического воспитания

Анна Ковалёва
Коррекция речевых нарушений дошкольников в процессе экологического воспитания

Ковалева А. Ф.

воспитатель МБДОУ д/с № 12 «Ивушка»

В современной мировой действительности достаточно актуальной проблемой является взаимодействие человека с природой. Человек не может существовать вне биосферы, но при этом результаты его деятельности в большинстве случаев приводят к нарушению экологического равновесия, в связи с чем, огромную роль играет экологическое образование, начальным уровнем которого является дошкольный возраст.

Публикация «Коррекция речевых нарушений дошкольников в процессе экологического воспитания» размещена в разделах

В первую очередь отметим, что в настоящее время со стороны детей часто наблюдается небрежное и даже, жестокое отношение детей к природе, что конечно, можно объяснить как негативным примером взрослых, так и отсутствием у детей элементарных экологических знаний.

Система экологического знания, адресованная дошкольникам, включает представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах со своими потребностями, находящихся в определенном равновесии и взаимосвязи со средой их обитания.

В рамках экологического образования дошкольников рассматривают экологическое воспитание дошкольников, под которым понимается формирование у человека экологических представлений и знаний, которые проявляются в эмоционально-положительном отношении к природе, в ответственном отношении к состоянию окружающей среды [4]. Основной задачей экологического воспитания в дошкольном возрасте является формирование экологической культуры, целенаправленного формирования системы экологических знаний, умений, навыков, развитие ответственного отношения к природе [6]. Безусловно, экологическое воспитание способствует не только развитию познавательной и эмоциональной сферы, но и нравственному становлению личности. В структуре экологического воспитания можно выделить познавательный, эмоциональный, практический аспекты [3] :

• Познавательный аспект предполагает формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника; развитие познавательного интереса к миру природы; – формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.

• Эмоциональный аспект предполагает воспитание бережного,

заботливого отношения к миру природы; развитие чувства сопереживания к объектам природы. Сформировать у детей гуманное отношение к природе возможно через сострадание, сопереживание, впечатлительность и эмоциональную отзывчивость, являющимися возрастными особенностями дошкольников.

• Практический аспект предполагает формирование экологически грамотного поведения; освоение элементарных норм поведения по отношению к природе; участие детей в посильной для них деятельности. Экологическое воспитание детей с нарушениями речи имеют свои особенности. Помимо решения выше обозначенных задач, при знакомстве детей с природой должен быть поставлен акцент на морфологических и выразительных особенностях речи детей, на формировании умения грамотного речевого употребления слов и рассказывания о явлениях природы, составления творческих рассказов на экологические темы.

Экологическое воспитание дошкольников имеет комплексный характер и предполагает взаимосвязь познавательно-исследовательской, игровой, изобразительной, театральной деятельности. В процессе первично-ознакомительных, углубленно-познавательных, игровых экологических занятий детей знакомят с внешним видом животных и растений, с особенностями поведения в среде их обитания. Эффективны экологические сказки, ориентированные как на развитие фантазии, мышления, памяти, воображения, так и решение речевых задач, обогащения словарного запаса, развития связной речи, умения правильно выражать свои мысли. И дидактические игры, ориентированные на закрепление представлений о предметах и явлениях природы, умении вычленять, группировать и сравнивать отдельные признаки предметов, что способствует развитию речи детей.

Экологическое воспитание дошкольников с нарушениями речи эффективно с использованием наблюдения за представителями растительного и животного мира: за деревьями, птицами, насекомыми, в связи с чем, достаточно целесообразны прогулки, экскурсии, в процессе которых детей знакомят с этими особенностями. Как результат, у детей развивается наблюдательность, возникает интерес к природе и бережное к ней отношение.

Экологическое воспитание тесно связано с литературной деятельностью, в частности с чтением художественной литературы о природе, в первую очередь, стихотворений А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, произведений К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина и других писателей и поэтов.

Крайне важно в рамках дошкольного учреждения организовывать практическую деятельность детей, привлекая их к участию в уборке территории, ее благоустройстве, посадке цветов, заботе о зимующих птицах. Безусловно, экологическое воспитание дошкольников немыслимо без участия родителей, так как только благодаря такому сотрудничеству можно достигнуть поставленной цели. В связи с этим следует использовать родительские собрания и беседы, дискуссии, совместную организацию определенных мероприятий.

Таким образом, коррекция речевых нарушений дошкольников

с нарушениями речи посредством экологического воспитания направлено как на развитие речевой деятельности, так и на формирование эмоционально-нравственного отношения детей к окружающей природе.

Список литературы.

1. Кадырова Р. М. Проблема экологического воспитания дошкольников в современной педагогической теории // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). – М. : Буки-Веди, 2014. – С. 160-162. – URL

2. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 2007.

3. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С Н. Николаева. – М. : Академия, 2011. – 336 с. 5

4. Рыжова Н. А. Экологическое образование в дошкольных

образовательных учреждениях: теория и практика / Н. А. Рыжова. –

М. : Карапуз, 2009. – 227 с.

5. Федосеева П. Г. Система работы по экологическому воспитанию дошкольников. Старшая группа / П. Г. Федосеева. – Волго-град: ИТД «Корифей», 2009. – 96 с

6. Ясвин В. А. Психология отношения к природе / В. А. Ясвин. – М. : Смысл, 2005. — 186 с

Публикации по теме:

Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологийКоррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий «Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий» Актуальность выбора темы работы. В последние.

Дидактический фотоальбом «Птицы Урала» для экологического воспитания дошкольниковДидактический фотоальбом «Птицы Урала» для экологического воспитания дошкольников В настоящие время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать любовь к природе надо с самого раннего.

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольниковИнтерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников Ведущую роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста играет формирование у них познавательного интереса к природе. Во время.

Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с использованием мультимедийной презентации Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с помощью мультимедийной презентации. Логопедическая работа,.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Огород как средство экологического воспитания дошкольниковОгород как средство экологического воспитания дошкольников Огород, как средство экологического воспитания дошкольников, позволяет ребёнку не только расширять свои познания в области окружающей.

Сказка как средство экологического воспитания старших дошкольников Аннотация: Данная статья раскрывает роль сказок в экологическом развитии детей старшего дошкольного возраста. Экологическая сказка является.

Консультация «Воспитание положительного отношения к труду в процессе экологического образования дошкольников» Мы живем в обществе, где существует множество проблем. Но проблема сохранения окружающей среды-одна из самых актуальных. Почти все дети.

Значение экологического воспитания в жизни дошкольников 4–5 летЗначение экологического воспитания в жизни дошкольников 4–5 лет Проблема современного экологического воспитания многоаспектна. Сегодня экология стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекция речевых нарушений дошкольников в процессе экологического воспитания
Опубликовано: 17 мая 2022 в 11:22
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД