Приложение МААМ

Коррекционная работа по преодолению устных нарушений речи в условиях школьного логопункта

Татьяна Чемёркина
Коррекционная работа по преодолению устных нарушений речи в условиях школьного логопункта

Коррекционная работа по преодолению устных нарушений речи в условиях школьного логопункта

Сorrective work on overcoming speech disturbances in the conditions of a school logopedic institute

Аннотация: В статье рассматривается коррекционная работа по преодолению устных речевых дефектов у детей младшего школьного возраста в условиях школьного логопедического пункта. Описываются основные методологические действия по развитию звукопроизношения, связной речи, формированию артикуляционной и мимической мускулатуры, дикции.

Публикация «Коррекционная работа по преодолению устных нарушений речи в условиях школьного логопункта» размещена в разделах

Ключевые слова: устные нарушения речи, младший школьный возраст, речевые расстройства, связная речь, коррекционная работа, логопедический пункт.

В современном обществе огромное внимание уделяется детям с устными нарушениями речи. На школьные логопункты с каждым годом поступает все большее количество детей с различными устными речевыми патологиями. По этим причинам требуется увеличение предельной наполняемости школьного логопедического пункта для проведения как групповых, так и индивидуальных занятий, но при характерных сложностях речевых нарушений и индивидуальных особенностях учащихся, это становится невозможным.

Также требуется увеличение числа квалифицированных учителей – логопедов для осуществления коррекционного процесса обучения, в ходе которого правильно и своевременно нормализуется устная речь. На сегодняшний на одну ставку логопеда в среднем приходится 20 - 25 человек, что подразумевает огромную нагрузку на специалиста [4].

На логопедический пункт младшие школьники с устными нарушениями речи отбираются в поставленные сроки – первые две недели сентября, где проводится логопедическое обследование всех компонентов речевой системы. Далее намечается педагогический маршрут, составляется календарный, годовой и перспективный план. Для детей с устными нарушениями речи предлагаются индивидуальные и групповые занятия, которые проводятся не менее 3-х раз в неделю.

Чтобы правильно и грамотно построить коррекционный логопедический процесс выделяют следующие направления работы [1] :

коррекция звукопроизношения (развитие артикуляционной моторики, воздушной струи, речевого дыхания);

– развитие фонетико - фонематических процессов (развитие звукового и слогового анализа и синтеза, развитие и закрепление навыка вычленения звуков из слогов, слогов из слов, умения делить слова на слоги, ударение и т. д.);

– развитие лексико - грамматических категорий;

– формирование связной речи (развитие словаря, проведение работы над пониманием многозначных слов, антонимов, синонимов).

Разнообразие патологий устной речи, уровень овладения родным языком и специфика учебной деятельности требуют специальной организации логопедического воздействия. Поэтому, логопедическая работа должна быть тесно связана с устранением слабых звеньев при усвоении школьной программы по русскому языку, в которой дети должны уметь анализировать и синтезировать звуковой и морфологический состав слова, разбираться в значении тех или иных слов, уметь правильно стоить речевое высказывание, владеть нормами и правилами лексико - грамматических категорий [8].

С группой детей, имеющими устные нарушения речи, необходимо предусмотреть следующие аспекты проведения логопедических занятий :

1) преодоление речевой патологии и формирование языковых средств;

2) ликвидация пробелов по программе родного языка, которые обусловлены устными нарушениями речи;

3) осуществление коррекционно - воспитательного процесса с младшими школьниками с речевыми патологиями.

При поступлении детей с устными речевыми нарушениями в школу, на начальных этапах обучения русскому языку внимание уделяют всестороннему изучению звуков. Чтобы привлечь интерес и внимание ребенка к изучению звуковой стороны речи, логопед формирует у него умения прислушиваться к звукам, выделять их из слова и дифференцировать его от других, различать и определять место звука в составе слова, сопоставлять их по артикуляционным и акустическим свойствам, развивать навыки звукового анализа и синтеза [6]. Для этого используются такие игры, как: «Звуковая цепочка», «Стучалочка», «Хлопни, если услышишь», «Поймай звук», «Речевое лото», «Найди слова в слове» и т. д.

Для того, чтобы организовать систематическую работу по развитию устной речи, решаются следующие задачи [2] :

– развитие речевой произносительной стороны;

– развитие плавности речи;

– формирование связной речи, умения слышать собственную и чужую речь.

Так как у детей младшего школьного возраста прослеживаются нарушения в произношении звуков, будет иметь место невнятность, смазанность и вялость речи, нарушение дикции. Ясное и внятное артикулирование звуков требует энергичной и четкой работы речевого аппарата, поэтому в логопедическом занятии будет иметь место артикуляционная, мимическая гимнастика, которые укрепляют мышцы артикуляционного аппарата (язык, губы, челюсть, мимической мускулатуры лица, а также дыхательная гимнастика, направленная на развитие воздушной струи, речевого дыхания, формирование правильного вдоха и выдоха [2].

Для развития мышц артикуляционного аппарата можно предложить упражнения:

– для языка - «Иголочка», «Вкусное варенье», «Лошадка», «Качели», «Часики», «Чашечка», «Чистим зубки», «Блинчик», «Лопаточка», «Индюк», «Гармошка», «Дразнилка» и т. д. ;

– для губ - «Недовольная лошадка», «Забочик», «Львенок сердится», «Улыбка - трубочка»? «Рыбки разговаривают», «Уточка», «Пятачок» и т. д. ;

– для щек - «Толстячки - худышки», «Перекати мяч», «Кулачки», «Голодный хомячок», «Щечки замерзли» и т. д. ;

– для нижней челюсти - «Трусливый птенчик», «Акулы», «Верблюд», «Силач», «Дразнилки», «Обезьянка» и т. д. ;

– для мышц глотки и мягкого неба - «Спать хочется», «Горлышко болит», «Шарик», «Силач» и т. д.

Для развития речевого дыхания детей младшего школьного возраста можно использовать адаптированную дыхательную гимнастику А. Н. Стрельниковой. Базовый комплекс состоит из 14-ти упражнений, которые подразумевают развитие физических данных дыхательной системы, формирование правильного вдоха и выдоха, развитие речевого дыхания, силу и направленность воздушной струи. Работу следует начинать с трех упражнений: «Погончики», «Ладошки», «Насос». Далее, по мере усвоения и закрепления, происходит увеличение используемых упражнений [7].

Упражнения для мимической мускулатуры используются для укрепления мышц лица, развития мимики для выражения эмоций, развитие умения по мимике лица окружающих распознавать их эмоциональные состояния. Детям предлагается не только показать с помощью мимики определенную эмоцию, но и комплекс упражнений, основанный на речевом и дидактическом материале: «Маски», «Дразнилки», «Покажи как я», «Веселая обезьнка», «Узнай и покажи!», «Подбери схему» и т. д. [5].

При коррекционной работе над плавностью речи задача состоит в необходимости дать ребенку почувствовать течение ритмов разных уровней: слогового и словесного, которые составляют фразу – логический центр синтагмы. Воплотить это возможно с помощью определенного режима произнесения фразы, а именно в тонкой и различной передаче голосом ударных и безударных фрагментов. Для более эффективного закрепления материала рисунок фразы подкрепляется тактильными опорами, например, использование барабанных палочек, поворачиванием сложенных друг к другу ладошек ребенка, шагами разной силы и амплитуды. Далее происходит выделение ударных пунктов сначала сопряженно, затем отраженно и спонтанно координирование работы голосового, дыхательного и артикуляционного аппарата [6].

Учащиеся с устными нарушениями испытывают сложности в построении связного монологического высказывания. Несформированность связной речи может привести к трудности в овладении школьными гуманитарными программами. Дети не умеют достаточно полно и последовательно пересказывать тексты, в следствии чего нарушается порядок изложения мысли, которое ярче всего проявляется при написании изложений и сочинений [3].

Работу по формированию связной речи следует начинать с пересказа, к которому будут опираться на вопросы, действия, предметные и сюжетные картинки, данные в последовательности рассказа. Определение частей в рассказе, составление плана и пересказ отдельного фрагмента рассказа (начало, середина, конец) организуются на последующих этапах работы над связностью речи.

После усвоения детьми последовательной передачи содержания услышанного теста, далее им предлагаются упражнения на составление выборочного пересказа. Этот вид работы на логопедических занятиях требует умения обобщать и выделять из текста самое главное. Особые сложности у детей вызывает краткий пересказ текста, так как при его подготовке требуется найти самые яркие и значимые детали и воспроизвести в собственной речи [3].

В дальнейшем предоставляется возможность обучению детей творческому пересказу, составлению самостоятельного рассказа по аналогии (изменение героя, места и действия в рассказе, изменение лица повествования рассказа (1-е, 2-е или 3-е лицо) по серии сюжетных картинок, составление рассказа - рассуждения по собственным впечатлениям и наблюдениям, инсценировка рассказа (пьеса, спектакль, пересказ по ролям). Перед любым видом пересказа должна быть проведена словарная работа и анализ текста.

В коррекционной работе по устранению устных нарушений речи у детей младшего школьного возраста также имеет место игра, так как является способом самовыражения, проявлением творческой активности, способом «отыгрывания» сложных, конфликтных жизненных ситуаций. Игра помогает соприкоснуться с теми психическими процессами, которые не входят в в сферу сознания субъекта – бессознательное, являющегося проводником во внутренний мир ребенка. Применение игровой техники позволяет убедиться в том, что дети с устными нарушениями речи проявляют не меньше ассоциативности в различных вариантах игр, чем дети с нормой развития. Поэтому, очень важно коррекционную работу по устранению устных нарушений речи включать игры различной направленности [9].

Участие родителей в коррекционной работе является очень важным фактором, так как от этого зависит успешность устранения нарушения речи. Следует психологически готовить родителей на диагностическом этапе к сотрудничеству с психологом, логопедом и врачом, показывать значимость совместной работы семьи и специалистов, задействованных в коррекционном процессе, разъяснять, объяснять, рассказывать, поддерживать родительские функции и настраивать на возможно длительную коррекционную работу [9].

Таким образом, нарушение устной речи среди детей младшего школьного возраста, к сожалению, является очень распространенным, имеющим разнообразный и диффузный характер. Коррекционная логопедическая работа, в данном случае, имеет дифференцированный характер, учитывающий сложность нарушения, структуру речевого дефекта, его проявления и симптомы, психологические и коммуникационные особенности каждого ребенка.

Список литературы

1. Гернер Е. В. Коррекция устной и письменной речи у младших школьников. [Интернет ресурс] URL : https://infourok.ru/statya-na-temu-korrekciya-ustnoy-i-pismennoy-rechi-mladshih-shkolnikov-2805660.html ( дата обращения: 14.04.2021)

2. Жданова О. Б. Коррекция устной речи у младших школьников. – Кемерово: Журнал «Педмастерство», 2015г. – С. 13-15. [Интернет ресурс] URL : https://www.pedmasterstvo.ru/categories/8/articles/436 ( дата обращения: 15.04.2021).

3. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов. – М. : Национальный книжный центр, 2015 г. – С. 320

4. Мазанова Е. В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы : методическое пособие для учителей-логопедов. — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2009. – С. 124

5. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе с общим недоразвитием речи. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. – С. 525.

6. Основы логопедической работы с детьми : Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д. п. н., проф. Г. В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М. : АРКТИ, – С. 240.

7. Щетинин М. Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой. – 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Метафора, 2016. – С. 127.

8. Ястребова А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. – М. : Просвещение,1984.–С. 158

9. Якубовская, Ю. В. Особенности коррекции нарушений письменной и устной речи младших школьников / Ю. В. Якубовская, О. Б. Елышева, Е. В. Метелкина. — Текст : непосредственный // Психология: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО «Издательство АСГАРД», 2016. — С. 80-83. [Интернет ресурс] URL : https://moluch.ru/conf/psy/archive/197/9960/ ( дата обращения: 16.04.2021).

Публикации по теме:

Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологийКоррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий «Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий» Актуальность выбора темы работы. В последние.

Дидактическое пособие для дошкольников «Овощи-фрукты» по развитию зрительного восприятия и коррекции нарушений речиДидактическое пособие для дошкольников «Овощи-фрукты» по развитию зрительного восприятия и коррекции нарушений речи Дидактическое пособие «Овощи-Фрукты» для развития зрительного восприятия и коррекции нарушений речи В повседневной работе дефектолога.

Использование визуально-ритмических рядов в автоматизации поставленных звуков в работе логопеда в условиях логопунктаИспользование визуально-ритмических рядов в автоматизации поставленных звуков в работе логопеда в условиях логопункта Использование визуально-ритмических рядов в автоматизации поставленных звуков в работе логопеда в условиях логопункта Филиал №2 «Теремок».

Конспект индивидуального занятия по преодолению общего недоразвития речи у ребёнка подготовительной группы Конспект индивидуального занятия по преодолению общего недоразвития речи у ребёнка подготовительной группы Фонетическая тема: Звук [Р].

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игрКоррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игр .

Коррекционная работа с детьми с ОВЗ с использованием дидактического пособия. Тактильная книга «Теремок сказок»Коррекционная работа с детьми с ОВЗ с использованием дидактического пособия. Тактильная книга «Теремок сказок» Тактильная книга «Теремок сказок» представляет собой дидактическое пособие по формированию связной речи и математических представлений.

Коррекционная работа в старшей группе с ТНР в свете решения ФГОС до с использованием методических приемов Н. Н. ЕфименкоКоррекционная работа в старшей группе с ТНР в свете решения ФГОС до с использованием методических приемов Н. Н. Ефименко Вот уже несколько лет я веду кружковую работу по горизонтальному пластическому балету. Ведь не секрет, что дети с задержкой речевого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционная работа по преодолению устных нарушений речи в условиях школьного логопункта
Опубликовано: 20 марта 2025 в 22:18
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекционная работа по преодолению устных нарушений речи в условиях школьного логопункта» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Чемёркина (УИ 1699622) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных