Приложение МААМ

Коррекционно–логопедическая работа по формированию связной речи у детей с ОНР и задержкой психического развития

Овчинникова Маргарита
Коррекционно–логопедическая работа по формированию связной речи у детей с ОНР и задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, так как развернутая связная речь теряет свою значимость, так как появляются другие эталоны речи, которыми пользуются современные дети. Поэтому одно из важных направлений работы детского сада – речевое воспитание детей, в частности связной речи. Среди детей дошкольного возраста с речевым дефектом наибольшее распространение приобрела группа детей с общим недоразвитием речи. Наиболее сложной стороной речи является связная речь. Она характеризуется смысловой, структурной и языковой связью частей.

Публикация «Коррекционно–логопедическая работа по формированию связной речи у детей с ОНР и задержкой психического развития» размещена в разделах

Связная речь – построение связных высказываний разных типов – рассуждения, повествования; умение структурно выстраивать текст, развивать сюжет по серии картин, соединять части высказывания разными способами грамматически правильно.

Коррекционно – логопедическая работа по формированию связной речи у дошкольников 5 и 6 лет включает два направления работы :

• Совершенствование познавательной сферы.

• Совершенствование речевой сферы.

Коррекционно – логопедическая работа осуществляется поэтапно.

1 этап – подготовительный.

Основной целью подготовительного этапа логопедической работы по воспитанию навыков нормированного построения высказывания является формирование психофизиологических предпосылок для обучения.

Учитывая тесную связь процессов развития лексики и грамматического строя речи, большое внимание уделяется расширению словаря, в особенности глагольного. Обогащение и активизацию словаря детей с ОНР необходимо осуществлять в процессе наблюдений за животными, явлениями природы, в ходе бесед по ранее проводимых наблюдениям, во время экскурсий.

Исходя из того, что у детей данной категории страдают такие высшие функции, как зрительное восприятие, внимание, память, мышление, поэтому на подготовительном этапе предлагаются упражнения, направленные на их развитие.

Вначале обучения необходимо строить работу с использованием реальных предметов, затем переходить к работе на речевом уровне с опорой на картинки, и лишь на поздних этапах обучения использовать исключительно речевой уровень.

На подготовительном этапе большое внимание уделяется развитию мнестических процессов, для чего используются следующие приё мы:

- включение наглядности в процесс запоминания (игрушки, картинки, реальные предметы).

- двигательное и речедвигательное сопровождение (например, произношение вслух, позднее шёпотом запоминаемого материала).

- игровые упражнения: «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Запомни слово» и другие.

На начальных этапах обучения рекомендуется добиваться от ребенка оречевления своих действий по ходу деятельности, и их оречевление осуществляется под руководством педагога и с его помощью.

2 этап – основной

Целями 2 этапа являются:

- формирование навыка осмысления общего содержания картины;

- развитие практического навыка построения связного высказывания

На этом этапе ведущей должна быть работа по формированию навыка построения связного высказывания. Значительное место в работе над развитием связной речи занимают задания, цель, которых является обучение ребёнка отличать законченную мысль от беспорядочного набора слов, найти связи между предложениями :

- конструирование предложений из набора слов;

- окончание начатого предложения;

- установление логической связи между двумя – тремя предложениями.

Для составления рассказов используются предметные и сюжетные дидактические картинки. В качестве эффективного средства формирования связной речи, основанного на механизме подражания, можно использовать прослушивание звучащего образа. Он представляет собой запись специально подобранных примеров связных устных высказываний.

Образец рассказа облегчает процесс обучения, так как ребенку показывают результат, которого он должен достичь. Кроме того, образец определяет примерное содержание будущих рассказов детей, их объём и последовательность изложения, облегчает подбор словаря. Наглядно это подкрепляется сюжетной картинкой, позднее – используются рассказы, отражённые в серии сюжетных картин.

Залогом успеха является осмысление детьми общего содержания картины (О чём она? Про кого? Как её можно назвать). Прежде всего нужно помогать детям установить целую систему связей – пространственных, временных, цели, связи последовательности, причинно – следственных связей, установить взаимоотношения между объектами, персонажами, понять их мотивы, настроение (Дети тепло оделись, поэтому им не холодно, им нравится гулять).

На данном этапе работы рекомендуется следующие игры:

• Игры на установление правильного расположения картинок серии, объединённых единой темой, с последующим составлением рассказа или его фрагмента.

• Игры эвристического характера, направленные на нахождение недостающего элемента ситуации среди предложенных (фоновых) картинок.

В дальнейшем дети повторяют образец рассказа логопеда, при этом прямое подражание играет положительную роль, вызывая речевую активность. Образец необходимо употреблять в совокупности с другими приёмами, которые его поясняют, не допускают механического копирования и ведут к самостоятельной творческой работе мысли.

Постепенно дети всё больше привносят в рассказы элементы собственных высказывании, и логопед стимулирует их на оречевление отдельных действий сюжета.

Игры для отработки данного навыка :

• Чтение как специальный приём, создающий базу для развития интереса к различным типам связного сообщения : сказкам, рассказу, стихам.

• Игры на «воображение, связанные с придумыванием небольшого сюжета и последующим его оречевлением вначале с опорой на наглядный материал, а затем самостоятельно.

Большое значение имеет создание условий для целого комплекса высказываний. С этой целью рекомендуется проводить ролевые игры, разыгрывать сказочных героев, взрослых (мама, врач, учитель и другие, то есть сделать установку на необычность, вводя таким образом в речевую деятельность добавочные мотивы, личностный смысл.

На продвинутых этапах можно использовать составление рассказа по частям. Например, по картине «Ждут в гости маленьких друзей» (из серии «Наши маленькие друзья») детям предлагается сначала придумать рассказ на тему «Подготовка к приезду гостей» : как ребята убирали групповую комнату, как подготовили небольшой концерт, какие приготовили подарки. Содержание картины облегчает составление такого творческого рассказа на эту тему, логопед предлагает придумать дальше: кто приехал в гости к детям, как одеты гости, когда это было («Первое знакомство»). Завершает рассказ последняя часть – «Гости на празднике» : как приняли дети гостей, как их развлекали. Затем логопед может рассказать обо всём сразу.

Могут использоваться игры в «семантические абсурды», когда дошкольникам предлагают найти несоответствие между текстом и иллюстрацией к нему; найти в тексте слова, фразы, части, не подходящие по смыслу, и заменить их адекватными.

3 этап – заключительный.

На данном этапе дети закрепляют приобретенные навыки правильного употребления связного высказывания, и навыки самоконтроля за правильностью установления связного высказывания.

Используемые упражнения построены по принципу от простого к сложному.

Примеры возможных вариантов заданий:

• Закончить рассказ методом добавления одного предложения с опорой на предметные картинки;

• Составить рассказ по картинкам на определенную тему;

• Самостоятельно составить рассказ по серии сюжетных картинок или по заданной теме;

• Редактирование текста;

• Составление рассказа на определенную тему с данными словами;

• Рассказать о маме;

• Инсценировки;

• Драматизация сказок и другие виды заданий.

Для формирования навыка самоконтроля за правильность высказывания можно предложить ребёнку сравнить составленный им рассказ а рассказами других детей, обосновать в речевой форме правильность установления логических связей.

Эффективность процесса формирования связной речи зависит, прежде всего, от своевременного его начала и эффективности выбранного метода коррекционного воздействия с учетом выявленных нарушений и особенностей детей.

Список литературы

• Володина В. С. Альбом по развитию речи. –М. :ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2005. – 95с.

• Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. –М. - 2004.- 197с.

• Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников : Кн. Для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2003.- 320с.

• Журнал «Логопед» № 4 за 2004год

• Журнал «Логопед» № 2 за 2007год

Публикации по теме:

Моделирование как средство формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста с ЗПР Паспорт инновационного проекта "Моделирование как средство формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста с задержкой.

Презентация: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» …Чтобы научиться говорить, надо говорить. " М. Р. Львов Человек не может жить, трудиться,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционно–логопедическая работа по формированию связной речи у детей с ОНР и задержкой психического развития
Опубликовано: 19 апреля 2013 в 17:19
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекционно–логопедическая работа по формированию связной речи у детей с ОНР и задержкой психического развития» (включая файлы) размещена пользователем Овчинникова Маргарита (УИ 97704) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД