Лучший педагог года

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сказочная грамота»

Валентина Мокерова
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сказочная грамота»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГУЛЬКЕВИЧСКИЙ РАЙОН

Принята на заседании УТВЕРЖДАЮ

методического совета Директор МБУДО ЦРТДиЮ

Протокол №___ ___Высоцкая И. В. «___»___ 20 г Приказ от «___»___ №__

КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Сказочная грамота»

Срок реализации программы : 4 недели (12час)

Возрастная категория: 5.5 -7лет

Публикация «Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа „Сказочная грамота“» размещена в разделах

Вид программы : модифицированная

Автор-составитель В. В. Мокерова

педагог дополнительного образования

г. Гулькевичи,2019

Раздел I. «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Краткосрочная образовательная программа «Сказочная грамота» социально-педагогической направленности способствует всестороннему развитию ребенка, формирования его познавательной сферы, потребности владения языком, расширения знаний об окружающем мире, и главной ценности образовательной деятельности – творческого мышления.

Программа предоставляет возможность организовать познавательный досуг детей дошкольного возраста в летнее время.

Новизна программы заключается в сроках ее реализации (6 недель, практико-ориентированном подходе к организации учебно-воспитательного процесса.

Программа «Сказочная грамота» приобщает детей к культурному наследию, позволяет им окунуться в мир творчества, незаметно для себя приобретать опыт социальных отношений, базовые знания, умения, навыки, определенные программой.

Актуальность определяется запросом со стороны родителей и их детей на программы раннего развития в летний период в учреждении дополнительного образования.

Развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка. В процессе решения проблемных ситуаций, выполнения игровых заданий каждый ребенок приобретает практические умения и навыки, опыт познания. При этом соблюдается комплексный подход к приобретению знаний, умений и навыков.

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что дает педагогу возможность интенсивно развивать познавательные способности детей, интеллект, творческое начало.

Игра выступает как средство самостоятельной творческой деятельности детей на занятиях по программе. В игре легкодоступным языком, в интересной форме раскрывается познавательный материал, который пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых условиях обучения. Происходит знакомство с окружающим ребенка миром.

Отличительные особенности данной программы

заключаются в том, что раскрытие программного материала происходит посредством погружения детей в мир сказок. Обучение происходит в процессе разнообразных видов деятельности при разборе сказочных сюжетов. Наряду с умственным развитием, развитием речи осуществляется дальнейшее формирование двигательной сферы.

Адресат программы :

Старший дошкольный возраст (5–7 лет) - период познания окружающего мира, человеческих отношений, осознанного общения со сверстниками, активного развития физических, творческих и познавательных способностей. Игра остается основным способом, узнавания окружающего, хотя меняются ее формы и содержание. Идет подготовка к следующему, совершенно новому этапу в жизни ребенка - обучению в школе.

Наполняемость групп 8-12человек.

Уровень программы : ознакомительный.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятия-30минут, перерыв 10 минут

Объем программы : срок обучения – 4 недели, общее количество часов –8, в неделю - 2 часа.

Особенности организации образовательного процесса. Занятия могут посещать все желающие дети (возраст 5,5 – 7 лет, как занимающиеся в объединении, так и вновь прибывшие, имеющие желание получить представление об элементарных навыках чтения, письма. Занятия могут посещать дети без медицинского допуска и предварительной подготовки. Программа реализуется в группах переменного состава. Дети могут приходить в любой день, входящий в расписание занятий. Каждое занятие представляет собой отдельный познавательно-воспитательный блок (начатая работа завершается на этом же занятии). Программа предполагает использование различных видов игровой деятельности: имитационных игр и игр-упражнений с предметами, сюжетно-ролевых игр, игр с правилами, игр-упражнений с ориентировкой на определенные достижения, позволяет максимально комфортно и интересно для детей строить образовательный процесс. Занятия направлены на развитие общей культуры мышления, речи, моторики, творческих способностей детей, на воспитание у них самостоятельности, чувства ответственности, гуманных отношений в общении с товарищами и педагогом.

Цель программы : Развитие интереса и способностей к чтению через игровую деятельность, приобщения к истокам народной культуры.

Задачи.

Образовательные:

• Приобретение знаний, умений и навыков учебной деятельности, предусмотренные программой;

• Развитие мотивации к учебной деятельности;

• Развитие любознательности как основы познавательной активности будущего ученика;

• Развитие речи, умение точно и ясно выражать свои мысли;

• Развитие мелкой моторики рук;

• Формирование представлений об окружающем мире.

Личностные:

• Развитие познавательной активности и умения устанавливать простейшие связи между явлениями окружающей жизни ребенка и развитие интереса познания;

• Развивать коммуникативные способности детей на основе общения;

Развивать познавательные способности: логику мышления, речь, внимание, память, воображение;

• Воспитывать самостоятельность, усидчивость, организованность, аккуратность, волевые качества, нравственные чувства;

Метапредметные:

• Формировать культуру общения друг с другом;

• Формировать умение организовать свое рабочее место, понимать учебную задачу и самостоятельно выполнять ее, контролировать и оценивать свои действия;

Формировать умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

• Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Содержание программы :

Учебный план

п/п Тема Количество часов

Всего Теория Практика

1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. 1 0,5 0,5

2. Сказочная грамота 4 0,5 3,5

3. Озорной карандашик 2 0,5 1,5

4. Итоговое занятие 1 1

Итого: 8 1,5 6,5

Содержание учебного плана.

Раздел 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Теория. Знакомство с детским коллективом. Инструктаж по технике безопасности. Собеседование с детьми, выявление ранних знаний, умений, навыков.

Практика.

Игра на знакомство «Кто в домике живет»». Упражнение «Покажи букву», «Какая это буква», викторина «Назови сказки».

Экскурсия по центру.

Раздел 2. Сказочная грамота.

Теория. Знакомство с русскими народными сказками.

Практика. Пересказ сказки «Колобок» с опорой на серию сюжетных картин.

Игра-драматизация «Гуси - лебеди». Беседы по содержанию сказки. Игровые ситуации. Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко». Отгадывание загадок. Коллективное составление рассказа по картинкам сказки «Как петушок лису перехитрил». Презентация сказки «Лиса и козел».

Работа над пересказом текста. Инсценирование диалога сказки «Красная шапочка». Игровые упражнение «Кто что делает?», «Закончи предложение». «Чудесный мешочек». Дидактические игры со словами: «Какой, какая?», «Назови ласково», «Один – много», «Назови одним словом»,

Раздел 3. Веселый карандашик.

Теория. Готовим руку к письму. Правила безопасности при работе с письменными принадлежностями. Знакомство с правилами посадки при письме за столом. Положение тетради, ручки, карандаша. Постановка руки. Практика. Рисование: рисование любимого сказочного персонажа, рисование сюжетов сказки, задание «Раскрась петушка».

Игровые задания. Работа с палочками (конструирование печатных букв).

Обводка, закрашивание и штриховка по трафарету. Лепка из пластилина печатных букв своего имени по трафарету. Упражнения с пальчиками: «Поварята», «Гуси серые», театр пальчиков -рисование пальцем в воздухе, «Семья», «Гости».

Раздел 5. Итоговое занятие.

Практика. Игра – путешествие в сказочный город.

Планируемые результаты.

В результате освоения краткосрочной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Сказочная грамота»

дети будут знать:

- сюжеты некоторых русских народных сказок;

- правила поведения на занятиях;

Уметь:

- составлять небольшие рассказы по серии картинок;

- участвовать, в коллективных разговорах, придумывать необычные окончания знакомых сказок;

- пересказывать сказки;

- правильно держать ручку, карандаш;

- ориентироваться на странице тетради

- подбирать слова с противоположным значением;

- овладеть обобщающими словами;

- слушать сказки, отвечать на вопросы по содержанию прослушанного материала.

Научатся:

- самостоятельно готовить и убирать рабочее место;

- внимательно слушать;

- концентрировать внимание;

- общаться и работать в детском коллективе;

- воспринимать и понимать речь взрослого и сверстников.

Раздел II. «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации».

Календарный учебный график программы :

Место проведения: ул. Привокзальная, 4

Время проведения: 8.30 – 10.20

п/п Дата Раздел

Тема занятия Кол - во часов

1 04.06.19 г. 1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Игра на знакомство «Кто в домике живет». Экскурсия по центру.

Собеседование с детьми, выявление ранних знаний, умений, навыков. Упражнение «Покажи букву», «Какая это буква», викторина «Назови сказки».

Динамическая пауза: «Веселая зарядка». 1

2 08.06.19г. 2

3

Пересказ сказки «Колобок» с опорой на серию сюжетных картин.

Игра «Какой, какая?»

Пальчиковая гимнастика «Поварята»

Правила безопасности при работе с письменными принадлежностями. Знакомство с правилами посадки при письме за столом. Положение тетради, ручки, карандаша. Постановка руки.

Рисование любимого сказочного персонажа.

Динамическая пауза: «Сяду – встану». 1

3 11.06.19г. 2

3 Игра-драматизация: «Гуси - лебеди». Беседа по содержанию сказки. Игровая ситуация.

Рисование сюжетов сказки.

Пальчиковая гимнастика «Гуси серые».

Динамическая пауза: «Динамическая пауза: «Гуси песню распевали…». 1

4 15.06.19г. 2

3

Чтение сказки : «Петушок и бобовое зернышко»

Отгадывание загадок.

Игра в мяч «Назови ласково».

Задание «Раскрась петушка».

Динамическая пауза: «Петушок, петушок, золотой гребешок». 1

5 18.06.19г. 2

3

Коллективное составление рассказа по картинкам сказки «Как петушок лису перехитрил».

Рисование сюжетов сказки.

Игра «Один - много».

Театр пальчиков - рисование пальцем в воздухе.

Динамическая пауза: «Мы по сказке походили». 1

6 22.06.19. г. 2

3

Презентация сказки «Лиса и козел».

Работа над пересказом текста.

Пальчиковая гимнастика «Семья».

Работа с палочками (конструирование печатных букв).

Игра «Назови одним словом».

Динамическая пауза: «Мы построим новый дом» 1

7 25.06.19. г. 2

3 Инсценирование диалога из сказки «Красная шапочка».

Игровое упражнение «Чудесный мешочек» Пальчиковая гимнастика «Гости».

Обводка, закрашивание и штриховка по трафарету.

Динамическая пауза: «Мы топаем ногами» 1

8 29.06.19г. 4

2

3 Итоговое занятие.

Игра – путешествие в сказочный город.

Игровые упражнение «Кто что делает?», «Закончи предложение», Лепка из пластилина печатных букв своего имени по трафарету. 1

Условия реализации программы :

Материально-техническое обеспечение программы.

Для реализации программы необходим оснащенный кабинет, где имеется зона для двигательной активности, столы и стулья, соответствующие росту детей, шкафы для хранения дидактических пособий и учебных материалов, доска, наглядные пособия, игрушки, настольные игры.

- Перечень оборудования в расчете на количество учащихся:

- Демонстрационный материал:

- Наглядный материал по развитию речи (предметные, сюжетные, серийные картинки);

- навесная доска, указка;

- наглядно-иллюстративный материал по развитию речи;

- игрушки по тематике занятий;

- ручка, набор цветных карандашей, ластик;

- материал по развитию мелкой моторики пальцев рук.

Раздаточный материал:

Раздаточный материал по количеству детей в соответствии с тематикой занятий:

- шаблоны с буквами;

- трафареты (овощи, фрукты, транспорт, цветы, листья деревьев);

Дидактический и наглядный материал по темам, дидактические игрушки:

- наглядно-дидактические карточки.

- противоположности в стихах.

Задания из тетради на печатной основе для самостоятельной работы.

- логопедическое лото;

- занимательные книги по развитию речи.

Информационное оборудование:

Телевизор, видеомагнитофон, видео программа «Утренняя зарядка для малышей», «Смешарики».

Кадровое обеспечение:

Педагог, реализующий данную программу, должен

обладать следующими личностными и профессиональными качествами:

- умение вызвать интерес к себе и преподаваемому предмету;

- умение создавать комфортные условия для успешного развития личности

учащихся;

- владеть культурой общения и речи : соблюдать этические нормы, проявлять

корректность при обсуждении с родителями особенностей ребенка, быть

внимательным и доброжелательным в общении с коллегами и т. п.

- постоянно работать над повышением качества образовательного процесса.

Формы аттестации учащихся.

- тетрадь посещаемости;

- тестирование в форме игровых упражнений;

- отзывы родителей;

- фото;

- игровые задания; - задания из тетради на печатной основе для самостоятельной работы.

Оценочные материалы.

- опрос учащихся (выявления знаний по технике безопасности);

- выявление ранних знаний, умений, навыков. Упражнение «Покажи букву», «Какая это буква»;

- выявление знаний детей о сказках. Викторина «Назови сказки»;

- выявление умение ориентироваться в клетке. Методика «Бордюры»; - --- выявление умение составлять рассказ по сюжетной картинке. Методика «Расскажи»; - выявление овладения обобщающими словами. Игровое задание «Назови, что это?»

Методические материалы. Методическое обеспечение программы : -- --- информационно-методические материалы (педагогическая литература, электронные издания, интернет - ресурсы, буклеты и памятки);

- методические разработки, планы - конспекты, методические указания и рекомендации к практическим занятиям, дидактические материалы, -- --- диагностические методики, диагностические карты;

- зрительный ряд: видеофильмы, репродукции, журналы, буклеты, альбомы;

- литературный ряд: стихи, загадки, сказки, потешки, считалочки, чистоговорки.

Описание технологий:

- здоровье сберегающие технологии - для повышения работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения на каждом занятии проводятся физкультминутки и игровые паузы. Уделяется внимание гимнастике для глаз, пальчиковой гимнастике, дыхательным упражнениям. Пальчиковая гимнастика и дыхательные упражнения помогают снять напряжение, успокаивают, развивают самоконтроль над поведением, эмоциями, речью.

- информационно – коммуникационные - использование ИКТ способствует запоминанию учебного материала, повышается уровень познавательных возможностей, при этом значительно возрастает интерес детей к занятиям.

- игровые технологии - из общей классификации игр использую в работе следующие основные группы: дидактические игры; игры - соревнования; ролевые игры; словесные и подвижные игры.

Игры используются на различных этапах занятия: при усвоении новых знаний знаний (обучающие, при проверке результатов обучения (контролирующие, при выработке навыков, формировании умений (обобщающие).

Использование игры в образовательном процессе способствует созданию благоприятной атмосферы на занятии, превращению занятия из скучного мероприятия в увлекательное приключение, способствует объединению детей в коллектив, установлению эмоциональных контактов, снятию эмоционального напряжения.

- технология проблемного обучения - технология при которой организация занятий предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками; образовательный процесс строится как ориентиров поиск новых познавательных Ребенок самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их от педагога в готовом виде. Формы организации учебного занятия: Беседа, игра, конкурс, презентация, викторина, занятие – драматизация, игровые упражнения, вопросы-ответы, заучивание, чтение, пересказ, практическое занятие. занятие-сказка,

Алгоритм учебного занятия:

1. Организационная часть:

- ритуал приветствия, проверка посещаемости, сообщение темы занятия, настрой на дальнейшую работу.

2. Основная часть.

- повторение пройденного материала в форме выполнения практического задания или беседы-опроса детей.

Работа по теме:

- знакомство с новым материалом: объяснение, упражнения и игры на развитие внимания, памяти, на развитие навыков речевой коммуникации, чтение рассказов, сказок, рассматривание иллюстраций беседа по вопросам, рисование-раскрашивание, практическая работа с наглядным материалом, физкультминутка, пальчиковые игры, инструктаж по т/б.

- закрепление полученных знаний: игра, упражнение, беседа с использованием проблемных вопросов.

3. Заключительная часть:

- подведение итогов занятия; рефлексия (оценивание учащимися своей деятельности, учебных умений группы в целом, а также отдельных детей); - уборка рабочего места (если нужно)

Список литературы:

1. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. ТЦ «Учитель». Воронеж, 2005г

2. Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития дошкольников// АСТ -2008г.

3. Грищук Л. А. Школа дошкольников. Занимательные уроки. Москва. «Глобус», «Панорама», 2007г.

4. Синицына Е. И. Умные пальчики //м. Лист, 2009г.

5. Узорова Е. А., Нефедова Е. А. 350 упражнений при подготовке детей к школе. / М., 2009г

6. Швайко Г. С. «Игры и игровые упражнения по развитию речи». Москва, 2006г.

7. Сайкина Е. Г., Фирилева Ж. Е. Физкульт-привет минуткам и паузам! Санкт- Петербург «Детство-Пресс», 2005 г

8. Гаврина С. Е. Большая книга тестов. Москва «РОСМЭН»,2006 г.

9. Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду» Изд. «Мозаика – синтез», Москва,2014г.

10. Бардышева Т. Ю. «Пляшут мои ручки» Издание для развивающего обучения. Серия «Школа для дошколят» .

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная-дополнительная общеразвивающая программа «Техно-детки» «ТЕХНО-ДЕТКИ» Дополнительная образовательная – дополнительная общеразвивающая программа по робототехнике для детей дошкольного возраста.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Изонить»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Изонить» Дополнительная общеобразовательная общеобразовательная программа «Изонить» на 2017-2019 гг Возраст обучающихся: 7 – 11 лет Срок реализации.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Домисолька» 1. Пояснительная записка. Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитбол-гимнастика» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» город Кирсанов Тамбовской области Рекомендовано к.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Сюрприз» Министерство образования и науки Республики Бурятия Комитет по образованию г. Улан-Удэ Муниципальное автономное учреждение дополнительного.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Теремок» .

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа нетрадиционного рисования «Кисточка» Раздел № 1. I Пояснительная записка В программе «Кисточка» представлены материалы по обучению дошкольников нетрадиционной технике рисования,.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по интеллектуальному развитию Содержание Блок №1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» 2 1.1. Пояснительная записка.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развивающие занятия с психологом» Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ Муниципальное автономное учреждение Дополнительного образования Центр дополнительного образования.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Знайка» [Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Знайка" (ознакомительный уровень) Возраст.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сказочная грамота»
Опубликовано: 1 июня 2019 в 21:19
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД