Краткосрочный исследовательско-творческий проект «Согласные — звук и буква»

Елена Витальевна Хворова
Краткосрочный исследовательско-творческий проект «Согласные — звук и буква»

Краткосрочный исследовательско-творческий проект

«Согласные – звук и буква»

Подготовила: учитель – логопед Хворова Е. В.

Сроки проведения: 15.10.2017г. – 15.12.2017г.

ТЕМА.

«Согласные – звук и буква»

АКТУАЛЬНОСТЬ.

Актуальность данной темы определяется увеличением количества детей с дефектами речи, такие дети часто путают понятия «звук» и «буква», с трудом запоминают графические образы букв.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА.

Создание условий для расширения представлений о согласных звуках и буквах (П, М, К, Т, Н) и развитие интереса у детей с ОНР к изучению согласных звуков родного языка

.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

1. Закрепить знания о согласных звуках, об особенностях их артикуляции.

2. Продолжать учить дифференциации звуков по твердости-мягкость, глухости-звонкости.

3. Закрепить зрительные образы согласных букв П, М, К, Т, Н. 4. Развивать общую и мелкую моторику. 5. Развивать фонематическое восприятие.

6. Развивать познавательные процессы, коммуникативные и творческие способности детей.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА.

Дети подготовительной к школе логопедической группы, логопед, воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА.

I этап – информационно-накопительный.

II этап – организационно –практический.

III этап – итогово-перспективный.

На I этапе: обозначается проблема: Не все дети логопедической группы дифференцируют понятия «твёрдый-мягкий», «звонкий-глухой»; с трудом запоминают графические образы букв, поэтому была выбрана тема проекта «Согласные – звук и буква». Далее определяется цель проекта, обозначаются задачи и прогнозируется результат проекта.

Осуществляется подбор методической литературы, наглядного и раздаточного материала, презентаций, подбор музыкальных и литературных произведений, подготовка материала для продуктивной деятельности. Составляется технологическая карта проекта, где обозначаются образовательные области, виды и содержание деятельности детей и педагогов, определяются средства и способы реализации проекта, определяются предполагаемые результаты проекта.

Предполагаемые результаты:

- У детей сформируются знания о согласных звуках, об особенностях их артикуляции.

- Дети научатся дифференциации согласных звуков по твердости-мягкость, глухости-звонкости.

- Закрепятся зрительные образы согласных букв П, М, К, Т, Н.

- Проект будет способствовать развитию фонематического слуха, речевого дыхания, общей и мелкой моторики.

- В процессе реализации проекта будут развиваться познавательные, коммуникативные и творческие способности детей.

На II этапе осуществлялась непосредственно-образовательная деятельность, познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, продуктивная деятельность с детьми, самостоятельная образовательная деятельность детей по данной проблеме, а также совместная деятельность логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, родителей.

III этап – итогово-перспективный.

III этап предполагает подведение итогов по проекту, демонстрацию продуктов деятельности участников проекта (Интелект-карты: «Соласный звук и буква П», «Соласный звук и буква К», «Соласный звук и буква М», «Соласный звук и буква Т», «Соласный звук и буква Н», открытое занятие для педагогов) определение и анализ достигнутых результатов, выявление проблем, возникших в ходе реализации проекта, а также определение целей и задач на будущее.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОЕКТА.

Образовательная область: Познавательное развитие

Вид деятельности: Познавательно-исследовательская

Содержание деятельности: Рассматривание букв из азбуки (плоскостные).

Рассматривание и ощупывание букв из магнитной азбуки (объёмные).

Краткосрочный исследовательско-творческий проект «Согласные — звук и буква»

Вид деятельности: Игровая

Содержание деятельности: Д/И «Изобрази букву», Д/И «Потрогай и угадай»

Д/И «Буква поломалась»

Образовательная область: Речевое развитие Вид деятельности: Познавательно-исследовательская

Содержание деятельности: НОД «Звуки П, Пь. Буква П», «Звуки К, Кь. Буква К», «Звуки Т, Ть. Буква Т», «Звуки К - Т», «Звуки П - Т - К», Звуки М, МЬ. Буква М», «Звуки Н, Нь. Буква Н», «Звуки Н — М»

(см. О. С. Гомзяк «Говорим правильно в 6-7 лет» I период)

Вид деятельности: Игровая

Содержание деятельности: Д/И «Домики», Словесная игра «Веришь — не веришь», Словесная игра «Поймай звук»

Вид деятельности: Коммуникативная

Содержание деятельности: Загадывание и разгадывание загадок о буквах (П, К, Т, М, Н). Прослушивание и заучивание стихотворений о буквах и звуках (П, К, Т, М, Н)

Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие

Вид деятельности: Познавательно-продуктивная

Содержание деятельности: Рисование букв и раскрашивание иллюстраций. Изготовление Интеллект-карт

Образовательная область: Физическое развитие Вид деятельности : Двигательно-игровая Содержание деятельности: Подвижная игра «Море волнуется раз…».

Итоговым мероприятием данного проекта являлось презентация Интеллект-карт, на которой дети демонстрировали свои работа, объясняли, как с помощью интеллект-карт, можно рассказать о звуке и букве, путешествовали по интеллект-картам друг друга.

Каждый ребёнок получил сертификат участника проекта

Практическая значимость проекта:

1. Обогащена предметно-развивающая среда :

- иллюстративный материал «Предметные картинки для выделения согласных звуков»;

- собран литературно-художественный, демонстрационный материал по теме проекта;

- оформлены дидактические игры: «Изобрази букву», «Угадай на ощупь», «Домики»

2. Подготовлены рекомендации для родителей по закреплению пройденного материала.

Заключение:

Такая целенаправленная, комплексная работа взаимодействия воспитателей, логопеда, музыкального руководителя, родителей с использованием игровой деятельности помогает детям логопедической группы в устранении имеющихся у них трудностей при усвоении грамоты. Разнообразие и вариативность дидактического материала, использование продуктивной и игровой деятельности позволяло ненавязчиво, опосредованно закрепить знания о согласных звуках, об особенностях их артикуляции, закрепить зрительные образы согласных букв П, К, Т, М, Н; позволило формировать основы звуко-буквенного анализа, развивать общую и мелкую моторику, фонематическое восприятие, познавательные процессы, коммуникативные и творческие способности детей.

Таким образом, задачи проекта выполнены.

Цель проекта: создание условий для расширения представлений о согласных звуках и буквах (П, М, К, Т, Н) и развитие интереса у детей с ОНР к изучению согласных звуков родного языка - достигнута.

Определён путь решения проблемы об умении детей дифференцировать понятия «согласный твёрдый - согласный мягкий», «звонкий согласный звук – глухой согласный звук» и о закреплении зрительных (графических) образов согласных букв П, М, К, Т, Н.

Тема проекта раскрыта и определена перспектива на будущее: продолжать знакомить детей с понятиями «звук» и «буква» родного языка и их графическими образами.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Исследовательско-творческий краткосрочный проект «Дикие или домашние?» для средней группы Проблема: Помочь детям узнать интересные факты из жизни животных. Обоснование проблемы Недостаточность знаний детей о жизни диких и домашних.

Исследовательско-творческий проект «Волшебная осень» группа № 2 «Звездочки Воспитатель: Шушлебина Е. А Тихонова Л. В. Вид проекта: Исследовательско-творческий. Возраст детей:.

Исследовательско-творческий проект «Бумажная Фея» Исследовательско- творческий проект По теме: «Формирование у детей представлений о необходимости бережного и сознательного отношения к.

Исследовательско-творческий проект «Дети в мире мультипликации и видео: первые шаги»Исследовательско-творческий проект «Дети в мире мультипликации и видео: первые шаги» Исследовательско-творческий проект: «Дети в мире мультипликации и видео: первые шаги»Актуальность проекта: Одним из принципов Федерального.

Исследовательско-творческий проект «Как рождается книга» для старшей группы Проект «Как рождается книга» Тип проекта: иследовательско - творческий. Участники проекта: дети, социум педагоги, родители. Обоснование.

Исследовательско-творческий проект по формированию логического мышления «Танграм» — волшебный квадрат» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 г. Приволжска Исследовательско- творческий проект ««Танграм».

Исследовательско-творческий проект «Волшебная соль» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 «Белочка» Исследовательско – творческий проект.

Исследовательско — творческий проект «Волшебные крышки-малышки»Исследовательско — творческий проект «Волшебные крышки-малышки» ПРОЕКТ «Волшебные крышки- малышки» Тип проекта: Исследовательско – творческий, среднесрочный Срок реализации: 1 мес. (март) Участники проекта:.

Исследовательско-творческий экологический проект «Лесные домишки» Экологический проект «Лесные домишки».«Летняя природа даёт большую пищу для ума ребёнка» Тип проекта: исследовательско-творческий. По организации:.

Краткосрочный исследовательско-творческий проект «Гласные-звук и буква» ТЕМА. «Гласные – звук и буква» АКТУАЛЬНОСТЬ. Актуальность данной темы определяется увеличением количества детей с дефектами речи, такие.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Краткосрочный исследовательско-творческий проект «Согласные — звук и буква»
Опубликовано: 10 декабря 2017 в 09:51
+180Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 53.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 апреля. День космонавтики

Юбилейной дате в истории космонавтики посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой игр и занятий, чтобы увлечь детей космической темой и расширить их представления о космосе.

12 апреля. День звёздного неба на МААМ

Звёздное небо в ясную погоду – это самая грандиозная и завораживающая картина, которую только можно придумать. Мы ещё так мало знаем об этих далёких мирах! Но этих знаний хватит, чтобы сформировать у...

Конспект занятия по лего-конструированию «Гуси-лебеди»
Тема: Конструирование по сказке «Гуси-лебеди" Цель: закрепление конструктивных приемов построения сказочных персонажей и навыков моделирования по схемам....
День звёздного неба на МAAM. Оформление музыкального зала в ДОУ
12 апреля 2021 года исполняется ровно 60 лет первому полёту человека в космос. Первым покорителем космоса стал советский лётчик - космонавт Юрий Гагарин....
Занятие по изодеятельности в старшей группе на тему «Человек в открытом космосе»
12 апреля в России отмечают День космонавтики в ознаменовании первого космического полета, совершенного Юрием Гагариным в далеком 1961 году. 2021год -...