Инна Пастухова
Краткосрочный проект в разновозрастной группе «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Продолжительность проекта : 4 недели
Тип проекта : информационно-ориентированный
Участники проекта : воспитатели, дети разновозрастной группы, родители, учащиеся Богучанской образовательной школы№2, Богучанская Центральная библиотека.
Возраст детей : 4-5 лет
Цель проекта : Формирование у детей осознанного выполнения правил поведения. Обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта
Задачи проекта :
Публикация «Краткосрочный проект в разновозрастной группе „Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей в ДОУ“» размещена в разделах
• Знакомить детей с правилами дорожного движения и правилами безопасного поведения на улице;
• Закреплять представления об опасностях, которые могут возникнуть в быту, на улице, при контактах с чужими людьми;
• Формировать и расширить представления о причинах и последствиях неосторожного обращения с огнём;
• Учить находить выход из сложившейся опасной ситуации;
• Объяснить правила общения с животными;
• Обогатить представление детей о здоровье, формировать элементарные представления о человеческом организме;
• Обучить уходу за своим телом, навыкам личной гигиены и оказания элементарной помощи;
• Воспитывать самостоятельность и ответственность;
• Обогащать словарный запас новыми терминами (злоумышленник, контактировать, террорист, МЧС, правонарушитель и др.);
• Дать детям понятие «терроризм»;
• Способствовать развитию познавательной активности детей, коммуникативных навыков;
• Повышать уровень знаний родителей по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности.
Проблема: Современная наука совершила переворот в культурно-историческом бытие людей, меняются ценностные ориентации и установки, проблема поддержания безопасной жизнедеятельности, устойчивого здоровья становится предметом научных исследований, появляются специальные практики и методики. Существуют различные подходы к данному вопросу, поэтому необходимо подобрать такие образовательные средства, которые позволят наиболее эффективно достичь максимального результата в дошкольном возрасте, так как у детей дошкольного возраста недостаточно сформированы понятия о собственной безопасности, как в социуме, так и в окружающем мире.
Актуальность проблемы: Основы безопасности – один из наиболее актуальных вопросов для любого возраста.
Сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком – только тогда она станет действенным регулятором его поведения.
Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. В связи с этим надо уделять большее внимание организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определённого навыка поведения, накопление практического опыта. Ведь всё, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.
Принципы реализации проекта :
1. Доступность:
• Учёт возрастных особенностей детей
• Адаптированность материала
2. Систематичность и последовательность:
• Постепенная подача материала от простого к сложному
• Частое повторение усвоенных знаний, правил и норм
3. Наглядность и занимательность:
• Предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза
4. Динамичность:
• Интеграция проекта в разные виды деятельности
5. Дифференциация:
• Создание благоприятной среды для усвоения предложенного к изучению материала каждым ребёнком.
Предполагаемые продукты (выход) :
• Оформление проектной папки;
• Макет совместными усилиями родителей, детей, воспитателей «Наша улица»;
• Выставки детских рисунков;
• Картотека с загадками об опасных предметах др. ;
• Лзпбуки по основам безопасности жизнедеятельности, созданные родителями после проведения мастер-класса;
• Дорожные знаки – накидки, сделанные родителями;
• Мультимедийная презентация
Этапы реализации проекта :
1 этап – Подготовительный
Цель: определение основных направлений работы
Задачи: разработать концептуальные подходы к вопросам, которые формируют навыки обеспечения жизнедеятельности ребёнка в детском саду
.
2 этап – Организационный
Цель: составление программы проекта взаимодействия семьи, детского сада, социума.
Задачи: создать необходимые условия для профилактики основ безопасности жизнедеятельности детей.
3 этап – Основной
Цель: проведение мероприятий проекта по профилактике основ безопасности
Задачи: подобрать инновационные методы работы по организации профилактики основ безопасности жизнедеятельности детей
4 этап – Аналитический
Цель: систематизация методического материала и сопоставление промежуточных результатов с задачами проекта
Задачи: количественная и качественная обработка промежуточных итогов работы
5 этап – заключительный
Цель: Обобщение результатов работы и его анализ.
Участие детей в проекте позволит :
- сформировать навыки безопасного поведения на улице, в природе и в быту;
- сформировать простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья:
Участие родителей в проекте позволит повысить уровень знаний у родителей по формированию основ безопасности жизнедеятельности.
Участие педагогов позволит создать условия для формирования основ безопасности и сделать процесс формирования полноценным.
Участие социума (библиотека, школа) позволит расширить знания детей по основам безопасности жизнедеятельности детей.
Прогнозируемый результат реализации проекта :
Дети:
- осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих :
- умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать её :
- знание и применение правил безопасного поведения на улице :
- умение заботиться о своём физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности :
- умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях :
- умение организовать деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих поведения в «типичных» ситуациях:
- представления о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями.
Родители:
- осознанная причастность к воспитанию личности безопасного типа.
Педагоги:
- сформированная ориентация на реализацию компетентностного подхода к развитию ценностей здорового и безопасного образа жизни. Предложенный проект – попытка показать на практике систему деятельности родителей и воспитателей ДОУ по обучению дошкольников основным правилам безопасности. Сформировать у детей необходимые представления, умения и навыки безопасного поведения в различных ситуациях.
Система и последовательность работы по основам безопасности жизнедеятельности дошкольников представлена тематическими блоками:
• Мир вокруг
• Пожарная безопасность
• Безопасная дорога
Блок «Мир вокруг» :
• Даётся объяснение тому, что именно может быть опасным в общении с другими людьми: что не всегда приятная внешность совпадает с добрыми намерениями и какое поведение следует выбрать в сложной ситуации
• Если ребёнок потерялся, ориентирование на местности.
• Мы говорим о загрязнении окружающей среды, о бережном отношении к живой природе: о ядовитых растениях: о контактах с животными.
• Острые и тяжёлые предметы, балкон, открытое окно и другие бытовые опасности. А также умение пользоваться телефоном в экстремальных ситуациях. Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей (иголка, ножницы, нож) : предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, режуще-колющие инструменты)
• Изучение строения организма, закрепление навыков личной гигиены, о роли лекарств и витаминов, отношение к больному человеку, а также детские страхи, конфликты между детьми и т. д.
Блок «Пожарная безопасность» :
• Представление о пожаре, об опасности огня, о порядке действия во время пожара. А также умение пользоваться телефоном в экстремальных ситуациях. Пожароопасные предметы. Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей (спички, газовые плиты, розетки, включенные электроприборы)
Блок «Безопасная дорога» :
• Правила дорожного движения. Правила поведения в транспорте.
Реализация каждой определё нной темы проходит через три этапа:
• Начальный: рассматривание рисунков, фотографий, использование дидактических игр, знакомство с литературными произведениями, в которых отражены различные способы поведения и соответственно меры предосторожности:
• Основной : тематические занятия, беседы, организация досугов, игры:
• Итоговый: КВН, продуктивная деятельность.
Формы организации по формированию основ безопасного поведения :
• Познавательные занятия
• Беседы
• Рассказ
• Рассказ-объяснение
• Работа с наглядным материалом
• Игры (подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические)
• Игровые ситуации – загадки
• Моделирование ситуаций
• Просмотр тематических фильмов, мультфильмов
• Конкурсы, викторины
• Продуктивная деятельность (рисование, конструирование, лепка)
• Развлечения, досуги.
Средства обучения:
• Плакаты
• Иллюстрации
• Сюжетные картинки, отображающие различные ситуации
• Разрезные картинки
• Настольно-печатные игры
• Дидактические игры
• Атрибуты для сюжетно-ролевых игр
• Компьютерные презентации
• Игрушечный транспорт различного функционального назначения (грузовые, легковые машины, автобусы, пожарные машины, скорой медицинской помощи и т. д.)
• Макеты светофоров, улиц, домов, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщиков)
• Настольный макет, моделирующий улицы и дороги
• Альбомы по ОБЖ
• Дорожные знаки
• Аптечка
• Карточки с телефонами служб спасения
• Телефон
• Картотека подвижных игр по ОБЖ
• Подборка художественной литературы по теме
• Папки-передвижки
• Подборка тематических консультаций, анкет и памяток для родителей.
.