Нина Васильевна Шефер
Кроссенс «Эмоции» в коррекционной деятельности педагога-психолога ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Психологическое сопровождение дошкольников с ОВЗ в соответствии с ФГОС ДО направлено на создание максимально благоприятных условий для интеграции детей с ОВЗ в социум и устремлено на овладение дошкольниками специальными компетенциями, обеспечивающими постепенное формирование у них системы социальных навыков поведения, продуктивных форм общения с взрослыми и сверстниками.
Общие принципы и правила работы с детьми с ОВЗ:
Публикация «Кроссенс „Эмоции“ в коррекционной деятельности педагога-психолога ДОО» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
1. Индивидуальный подход к каждому воспитаннику.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
3. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактичная помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
4. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность детей.
Как развивать логическое мышление ребенка и его мыслительную деятельность интересно, творчески, нестандартно, но в то же время эффективно?
Использование нетрадиционных методов и приемов обучения дают положительный результат. Их использование способствует повышению мотивации к познавательной деятельности, развивает наглядно образное мышление, вербальные коммуникативные навыки детей. Одним из методов развивающей технологии является метод Кроссенс, который я считаю возможным использовать в коррекционно-развивающей работе с детьми с ментальными нарушениями.
Ментальные нарушения – это нарушение психического развития, при котором, прежде всего у ребенка страдает способность к социальному взаимодействию и поведению. У детей с ОВЗ психические нарушения проявляются в отставании развития, инертности, в существенном недоразвитии моторных и речевых функций, в примитивности интересов, нарушении эмоционально-волевой сферы.
У некоторых детей (РАС) нет эмоционального отклика на боль друга, на прочитанный рассказ, рисунок и т. д. Таким детям свойственна инертность, отсутствие интереса к окружающему, поэтому эмоциональный контакт с окружающими, потребность в общении у ребенка часто совсем не возникает.
Содержательная часть
Кроссенс это новый метод, используемый в работе со старшими дошкольниками. Метод, разработанный нашими соотечественниками Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко - доктором технических наук, художником и философом. Слово «кроссенс» означает «пересечение смыслов». Кроссенс – головоломка нового поколения. Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом кроссворд. Идея технологии - объединить понятия, слова и образы воедино.
Кроссенс представляет собой стандартное поле из девяти квадратов. Он похож на кроссворд, но в отличие от кроссворда, где все клетки пусты, в Кроссенсе они заполнены картинками. Разгадать Кроссенс, значит составить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений. Изображения расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Кроссенс читается сверху вниз и слева направо. Можно начать с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат в центре, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в Кроссенсе.
Использование в работе нетрадиционной технологии Кроссенс способствует :
• развитию познавательной активности, любознательности, заинтересованности, повышению внимания у дошкольников;
• помогает создать ситуацию успеха, т. к. ребенок может начать расшифровывать Кроссенс с любой картинки, которая ему знакома, и каждый сможет рассказать о своей картинке;
• способствует познавательному развитию детей посредством занимательных творческих игровых заданий, направленных на индивидуализацию и развитие словесно-логического мышления;
• направлено на развитие сформированности у детей обобщений и ассоциативных связей, соответствующих возрасту;
• способствует развитию умения правильно употреблять в речи существительные, прилагательные, глаголы, предложно-падежные окончания:
• направлено на развитие восприятия зрительно - пространственных отношений соответствующих возрасту.
Кроссенс «Эмоции».
Дошкольник, взаимодействуя с окружающим миром, постоянно испытывает определенные эмоции по отношению к происходящему. Вся жизнь маленького человека проходит окрашенная эмоциями, эмоциональными переживаниями и чувствами. Эмоции оказывают большое влияние на особенности общения и деятельности дошкольника, развитие межличностных взаимопониманий.
Детская эмоция – это особый класс психических процессов и состояний, отражающих отношение маленького человека к миру, окружающим его людям, самому себе и связанных с удовлетворением потребностей. При кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций детьми — достаточно сложное задание. Чем лучше ребёнок знает, какие бывают эмоции, умеет их распознавать и передавать, тем точнее он поймёт состояние другого человека и отреагирует на него. К старшему дошкольному возрасту у ребенка уже сформировано представление о человеческих эмоциях, к которым относятся: радость, грусть, страх, гнев, обида, удивление. Картинки для детей с изображением эмоций учат ребенка рассуждать, описывать причинно-следственные связи, анализировать собственный жизненный опыт. Дети должны уметь узнавать и назвать чувство персонажа на рисунке, подбирать антонимы к определению. Упражнения в такой форме позволяют прочнее закрепить характеристики эмоций. Дети должны знать, что о психологическом состоянии человека мы можем узнать, как из слов, так и наблюдая за поступками, поведением. Каждой эмоции соответствует как словарь, так и набор: жестов, мимики, действий. Важно предварительно хорошо изучить с детьми не только названия разных эмоций, но и те художественные приемы, которые позволяют точно передать то или иное психологическое состояние человека. В этом очень большую помощь может оказать использование пиктограмм.
Целью Кроссенса «Эмоции» является: расширение представлений детей о роли эмоций в жизни людей, создание условий для максимального развития логического и неординарного творческого мышления детей старшего дошкольного возраста.
Задача: исследовать и оценить отношение ребенка к эмоциональным проявлениям героев, изображенных на картинках.
Я изготовила несколько наборов карточек по теме «Эмоции» и использую их для различных занятий, самостоятельных упражнений детей, совместных игр, а также индивидуальной работы на развитие эмоциональной сферы ребенка. Поняв смысл и суть, дети могут разгадывать Кроссенсы сами, и составлять их, подбирая необходимые по теме и смыслу картинки. Такие творческие задания, повышают инициативность, креативность, развивают воображение, фантазию, логическое и творческое мышление у дошкольников.
Адаптацию развивающей технологии Кроссенс для дошкольников, возможно осуществлять начиная с определения темы. Педагог создает и решает с детьми Кроссенс только в рамках одной определенной темы, постепенно расширяя ассоциативный ряд у детей.
На начальном этапе применения технологии, возможно, составлять Кроссенс из -2, -3, -4 ячеек, проговаривая с детьми возможные варианты взаимосвязи предметов и явлений, связанных определенным смыслом. У дошкольников наблюдается недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений, поэтому возникают трудности восприятия материала. На начальных этапах использования технологии можно рисовать стрелочки, или просто показывать направление от одной картинки в таблице к другой по часовой стрелке.
Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку из девяти картинок, замкнутых в стандартное поле. Задача разгадывающего кроссенс, найти ассоциативную связь между соседними, то есть имеющими общую сторону, картинками. Связи в головоломке могут быть как поверхностными, так и глубинными.
Вывод
Кроссенс - хороший способ найти связи между объектами и явлениями, и углубить понимание детьми уже известных понятий. Ребенок, озвучивая всю цепочку, выложенную на поле, раскрывает новые грани понимания привычных вещей, быстро запоминает материал, развивает логическое и творческое мышление. Дети с особыми образовательными потребностями, имеют возможность испытать ситуацию успеха, поверить в собственные силы. Дети учатся думать, творить, высказывать свою точку зрения и защищать ее. Всё это помогает им самоутвердиться, а значит быть более подготовленными к будущей жизни.
Используемая литература
1. Атемаскина Ю. В., Богословец Л. Г. Современные педагогические технологии в ДОУ, - СПБ: ООО Издательство «Детство-пресс» 2012 г.
2. Подласый И. П. Педагогика, кн. 2. М. : Владос, 2004 г.
3. Интернет – ресурсы:
Сайт Инфоурок для воспитателей.
Сайт maam. ru. для воспитателей.
Cайтnsportal.ru. для воспитателей.