Папки-передвижки

Кроссворд как метод развития логического мышления в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Юлия Коцуба
Кроссворд как метод развития логического мышления в работе с детьми старшего дошкольного возраста

КРОССВОРД КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Аннотация: статья знакомит педагогов с этапами ознакомления дошкольников с методикой разгадывания кроссвордов, а также с историей возникновения кроссворда и его влиянием на развитие психических процессов дошкольника. Ключевые слова: кроссворд, развитие логического мышления, быстрое слово, развлечение. В XXI веке мы уже не можем представить свою жизнь без компьютера, сотового телефона, планшета. Все эти достижения цивилизации облегчают жизнь человека, расширяют горизонты его знаний, вносят определённые перспективы в плане обучения и образования. Дети дошкольного возраста зачастую быстрее взрослых осваивают компьютер, легко разбираются и ориентируются в клавиатуре планшета и сотового телефона, чем вызывают нескрываемую радость и гордость родителей. Однако часто игры, легко осваиваемые детьми стереотипны, вызывают стойкую зависимость, а зачастую и вызывающее опасение. Думаю, многие практикующие педагоги, психологи согласятся со мной, что, несмотря на то, что современные дети с лёгкостью оперируют современными гаджетами, могут самостоятельно выходить в интернет, у них часто затруднены психические процессы: память, речь, мышление. Дошкольники испытывают затруднения в разгадывании загадок, в опосредовании образов предметов, т. е. страдает логическое мышление. Несомненным является тот факт, что развивающие игры способствуют обогащению словаря ребёнка, активизируют их творческий потенциал. Разнообразие игр, используемых педагогами на занятиях, а также в свободной Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» Воспитание и обучение: теория, методика и практика деятельности вносят свой вклад в развитие и обучение ребёнка дошкольного возраста. Мне кажется, что целесообразным является внедрение в практику работы педагогов ДОУ такой интересной и развивающей игры, как кроссворд, который в настоящее время является на мой взгляд, незаслуженно забытым. Обратимся к истории возникновения кроссворда. Первый кроссворд появился более ста лет назад. Его создатель, южноафриканец Виктор Орвилл отбывал наказание за автомобильную аварию, находясь в камере, заметил, что мощёный плитами пол камеры похож на правильную сетку из клеток. Он начал придумывать слова так, чтобы каждая буква укладывалась в отдельную клетку. И тут ему в голову пришла мысль: нельзя ли подбирать слова так, чтобы при пересечении их буквы совпадали. Свою находку Орвилл назвал игрой «Туда-сюда по квадрату». Кроссворд в переводе означает «быстрое слово»развлечение, которое используется как средство активизации мыслительных процессов. Он достойно нашёл своё применение в работе преподавателей на всех ступенях образования. Изучив различную литературу, а также проведя беседы с педагогами ДОУ и диагностику детей старших и подготовительных групп я пришла к выводу, что дошкольники часто затрудняются с решением кроссворда. Воспитатели же считают эту форму работы с детьми достаточно интересной, но редко используют её на занятиях, так как не всегда знакомы с методикой преподнесения кроссворда, не имеют необходимой литературы по данной тематике. Безусловно, подготовка кроссворда требует от педагога немало времени и умения. Зато умело преподнесённый кроссворд, красочный и правильно оформленный вызывает неподдельный интерес у дошкольников. Каждый ребёнок, разгадывая кроссворд, становится как бы исследователем, ему необходимо прилагать усилия, напрягать свой ум, тем самым активизировать приобретённые знания и опыт, уметь сосредотачиваться, размышлять. Кроссворды в полной мере способствуют тренировке памяти, развивают сообразительность, умение анализировать, сопоставлять, мыслить логически, сосредотачиваться, воспитывают настойчивость в достижении цели. Нельзя не отметить, что работа в ДОУ с использованием кроссворда может осуществляться только при условии, что у детей присутствуют определённые знания букв Дошкольная Педагогика алфавита и достаточно высокий уровень развития звуковой культуры речи. Как же научить детей отгадывать кроссворд? Работу в этом направлении следует проводить поэтапно. Так на первом этапе детям предлагается для рассматривания красочно оформленный кроссворд, педагог обращает внимание дошкольников на изображённые предметы, предлагает назвать их и внести эти названия в соответствующие клеточки. Детям необходимо объяснить основные правила: начинать решать кроссворд можно с любого зашифрованного в нём слова, каждая клетка предназначена только для одной буквы, слово начинается с клетки, где стоит цифра, а заканчивается тёмной заштрихованной клеткой или краем фигуры кроссворда. На данном этапе от воспитателя требуется эмоциональное преподнесение материала, чтобы вызвать у детей живой интерес к предстоящей деятельности, а также установить атмосферу сотрудничества. На втором этапе педагогу предстоит работа с заранее приготовленными кроссвордами с целью воспроизведения в памяти ранее полученной информации и её закрепления. На данном этапе организация работы может быть разнообразной: фронтальной, например, с целью формирования интереса к раскрываемой теме (например, педагог обращается к детям с вопросом «Угадайте, какое слово спрятано в этих клеточках, и вы узнаете, о чём мы будем говорить на занятии»); по подгруппам (по принципу соревнования) с целью закрепления изученного материала, полученных знаний; индивидуальной, например: разгадывание загадок и внесение отдельных слов в клеточки кроссворда. На третьем этапе дошкольники, имея уже достаточный багаж знаний и представлений об окружающем мире, учатся самостоятельно составлять элементарные кроссворды. Если на предыдущих этапах дети лишь воспроизводили в памяти полученную информацию, что являлось эффективным способом закрепления знаний, то теперь он переходит на иной продуктивный уровень деятельности, который требует не только многократного анализа, но и констатации игровой задачи. Воспитателю важно содействовать проявлению самостоятельности у дошкольников, поощрять их инициативу, творчество, чтобы закрепить результаты предыдущей работы по применению кроссвордов в работе с детьми

Публикация «Кроссворд как метод развития логического мышления в работе с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Публикации по теме:

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возрастаРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Знакомство с величиной, формой начинается у ребёнка очень рано. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму.

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Консультация для родителей «Играем с детьми дома. Развивающие игры для развития логического мышления для детей 6–7 лет» Консультация для родителей. «Играем с детьми дома. Развивающие игры на логическое мышление для детей 6 – 7 лет»Интересно и эффективно можно.

Дидактические игры для развития логического мышленияДидактические игры для развития логического мышления Предлагаю вашему вниманию игровые упражнения, которые способствуют развитию логического мышления. Играть можно на занятиях и на улице..

Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Мышление – это важный процесс, который влияет на обучение и развитие ребенка и способствует комплексному развитию личности старшего дошкольника.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей среднего дошкольного возрастаРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей среднего дошкольного возраста Период дошкольного детства недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день, приносит ребёнку что-то, неизведанное становится близким,.

Задания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть перваяЗадания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть первая Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей и необходимо для успешного.

Задания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть втораяЗадания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть вторая Вадик и Валера сорвали в саду: кто- то большое яблоко с одним листочком, кто- то- маленькое с двумя листочками. Большое яблоко было неспелым,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кроссворд как метод развития логического мышления в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 17 марта 2021 в 16:10
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД