Николаева Анна
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Литературный сундучок» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Уровень программы : базовый уровень
Категория и возраст обучающихся: дошкольный возраст, 5-6 лет
Срок освоения программы : 1 год
Объем часов: 72 часа
Программу разработала : Николаева Анна Викторовна
Содержание
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа „Литературный сундучок“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цели и задачи программы
1.3. Объем программы
1.4. Содержание программы
1.5. Планируемые результаты
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Учебный план
2.2. Календарный учебный график
2.3. Условия реализации программы
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6. Иные компоненты
2.7. Список литературы
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования
1.1. Пояснительная записка
Книга – духовное завещание одного поколения другому.
Александр Герцен
Направленность программы : социально-гуманитарная
Актуальность программы : не секрет, что за последние десятилетия в нашей стране наметилась негативная тенденция: значительное снижение к чтению книг вообще и художественной литературы в частности. На наш взгляд, 1.3. Объем программы
Работа начата: 1 сентября 2022г.
Предполагается закончить: 31 мая 2023г.
Программа разработана на 1 год для детей 5-6 лет, общее количество учебных часов на весь период обучения, необходимых для освоения программы 72 часа.
1.4. Содержание программы
Занятие состоит из трех частей
1. Вводная часть - дать детям представление о том, что такое слово и наша речь. Хороший собеседник владеет голосом, речь его правильна, богата, выразительна. Какую речь приятно слушать. Повторение изученных средств выразительности речи.
2. Основная часть – изучение художественных произведений.
3. Заключительная часть – драматизация эпизода художественного произведения, выставка рисунков.
1.5. Планируемые результаты
Осознание детьми базовых нравственных качеств: совестливость и порядочность, самоотверженность и незлобие, сопереживание и сочувствие, патриотизм.
Понимание необходимости развития таких волевых качеств, как послушание, почитание родителей и взрослых.
Знание определенных сказочных сюжетов, составляющих духовный опыт человечества.
Понимание эмоционального состояния окружающих.
Усвоение детьми норм духовно-нравственного воспитания, открытость их к добру, позитивное отношение детей к окружающему миру, к другим людям и самому себе.
Знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах; деятельное отношение к труду, ответственность за свои дела и поступки.
Формировать представления о честности, справедливости, доброте; отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости.
Содержание дополнительной образовательной программы «Литературный сундучок»
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий.
существует ряд факторов, вызвавших это явление.
Во-первых, глобальная информатизация объективного пространства, окружающего каждого человека: посредством Интернета, как дети, так и взрослые могут беспрепятственно и без особого труда получить любые данные по любой теме, в том числе и «сжатый» вариант любого литературного произведения. Ясно, что художественная ценность и неповторимость авторского произведения в таком варианте просто уничтожается и литературный шедевр становится набором, кратким перечнем основных событий жизни героев. О какой привлекательности такого чтения может идти речь?
Во-вторых, засилье в СМИ (телевидении, прессе) рекламы, формирующей у ребёнка представление о псевдоценностях в жизни человека. Дети многое знают о бытовой электронике, автомобилях, сотовых телефонах. Они уверены, что настоящий Человек – это успешный бизнесмен, непременно выходящий из роскошной иномарки и раздающий указания подчинённым по самой последней модели телефона. Но нет ни одного рекламного ролика, ни одной телевизионной передачи, пропагандирующих КНИГУ как непременную часть духовной жизни современного культурного человека!
В-третьих, объективные экономические и финансовые трудности приводят к тому, что взрослые вынуждены посвящать все свои мысли и своё время зарабатыванию материальных благ. Они даже и не вспоминают о книгах! Психологами же доказано, что именно родители являются образцом для подражания для детей. Если родители не читают, нельзя ожидать этого от детей.
Но есть и ещё одна причина. И кроется она в системе дошкольного образования. Многие воспитатели в современных детских садах настолько увлечены непосредственным обучением детей, что книга является для них чем-то второстепенным. А при обращении к художественной литературе практикуют «школьные» приё мы: чтение и пересказ. Результат печален: интерес ребёнка к детской книге гаснет. И чем старше становятся дети, тем реже они берут в руки произведения известных писателей. А в школьном возрасте они делают это по принуждению – «потому что задали». В связи с этим возникает потребность в развитии духовно-нравственных качеств детей. С этой целью была разработана и внедрена в образовательный процесс программа «Литературный сундучок».
1.2. Цель:
Цель данной рабочей программы – повышение интереса детей к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательных и речевых умений на материале любимых сказок.
Задачи:
Воспитательные задачи:
Воспитывать у детей представление о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире.
Формировать социально-нравственное, психическое здоровье детей.
Способствовать развитию творческой деятельности. Вживаться в роль героев сказок и сопереживать им.
Формировать необходимые навыки и умения, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Личностные:
Формировать устойчивые навыки эффективного обращения с книгой.
Метапредметные:
Формировать умение сохранять стилистические и жанровые особенности произведения при пересказе.
Образовательные (предметные) :
Обучать положительному отношению к себе и принятию других людей;
Обучать связной, логической и выразительной речи.
Знакомить детей с русско-народными сказками, произведениями писателей.
Формировать у детей миропонимание с помощью сказок и произведений других авторов.
Развивающие задачи:
Развивать интерес к своей личности, раскрывать свое «Я».
Повышать самооценку;
Развивать у детей умение чувствовать и понимать других.
Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей.
Развивать эмоциональную сферу ребёнка.
Условия реализации программы
Аспекты Характеристика (заполнить)
Материально-техническое обеспечение Оборудование: комплект столов и стульев для дошкольников, демонстрационная доска, стол для воспитателя. Наглядные пособия: демонстрационный материал к сказкам, иллюстрированные сказки, сборники сказок. Раздаточный материал: цветная бумага, ножницы, клей, цветные карандаши, бумага для рисования, краски, фломастеры.
Информационное обеспечение Ноутбук, телевизор, приставка для чтения USB, сеть Интернет, книги.
Кадровое обеспечение Воспитатель, образование высшее.
2.5. Методические материалы
Методы обучения:
• Словесный
• Наглядный
• Частично-поисковый
• Исследовательский
• Игровой
• Дискуссионный
Формы организации образовательной деятельности:
• Групповая
• Беседа
Педагогические технологии:
• Технология группового обучения
• Технология коллективного взаимодействия
Тип учебного занятия:
Изучения и первичного закрепления новых знаний.
Дидактические материалы:
• Раздаточные материалы
Список литературы
1. Васькова О. Ф. ,Политыкина А. А. сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста 2012-112с.
2. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду (для занятий с детьми 4-5 лет). - Мозаика-Синтез, М., 2014
3. Ильин И. Духовный мир сказки или введение в христианскую нравственность
4. Куликовская Т. А. Сказки-пересказки. Обучение дошкольников перезказу. 2012-80с.
5. Литвинцева Л. А. Сказка как средство воспитания дошкольника. Использование приемов сказкотерапии. 2010-114с.
6. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. – Мозаика-Синтез, М., 2008
7. Рыжова Л. В. Методика работы со сказкой. 2012-160с.
8. Харько Т. Г. Методика позновательно-творческого развития дошкольников. Сказки Фиолетового леса. 2012-208с.
9. Этические беседы с детьми 4-7 лет: нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов.
Оценочные материалы
Показатели качества реализации ДООП Методики
Уровень развития творческого потенциала учащихся • Методика «Креативность личности» Д. Джонсона
Уровень развития социального опыта учащихся • Тест «Уровень социализации личности» (версия Р. И. Мокшанцева)
Уровень удовлетворенности родителей предоставляемыми образовательными услугами • Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (методика Е. Н. Степановой)
Оценочные материалы (указать конкретно в соответствии с формами аттестации) • Мониторинг в соответствии с ожидаемыми результатами.