Папки-передвижки

Кружковая работа по экологии с детьми старшего дошкольного возраста «Юные экологи»

Кристина Сальвассер
Кружковая работа по экологии с детьми старшего дошкольного возраста «Юные экологи»

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Паспорт программы…. Стр. 3

2. Пояснительная записка…. Стр. 4

3. Цель и задачи программы…. Стр. 5

4. Предполагаемые результаты… Стр. 6

5. Механизм реализации программы… Стр. 7

6. Планирование работы по экспериментально-исследовательской деятельности с детьми 5-6 лет….

Стр. 9

7. Мониторинг уровня знаний, умений и навыков детей по освоению программы…

Стр. 14

8. Список литературы… Стр. 15

9. Приложения…. Стр. 16

Паспорт программы

Автор программы Сыркина Кристина Евгеньевна

Публикация «Кружковая работа по экологии с детьми старшего дошкольного возраста „Юные экологи“» размещена в разделах

Участники программы Воспитанники ДОУ 5-6 лет, педагоги ДОУ, родители воспитанников

Цель программы Развитие у детей познавательной активности, наблюдательности, мышления, формирование начальных естественнонаучных представлений и воспитание природоохранного сознания

Вид программы Адаптированная

Направленность Познавательно-речевая

Срок реализации 2 года

Уровень реализации Дошкольное образование

Краткое содержание программы В ходе реализации программы воспитанники ДОУ 5-6 лет знакомятся с экспериментально-исследовательской деятельностью. В процессе экспериментальной деятельности идет обогащение памяти детей, активизируются их мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, синтеза, сравнение, классификации, обобщения, благодаря чему у детей развивается познавательная активность, наблюдательность, мышление.

Пояснительная записка

На данном этапе развития современного общества, экологическое воспитание, является одной из важнейших проблем современности.

Первые основы экологической культуры и природоохранного сознания должны прививаться детям с раннего возраста. Если ребёнок научиться с младенчества жить в гармонии с природой, то это останется с ним до старости и не вытравиться ни какими обстоятельствами.

Многие исследователи и практики заняты поиском адекватных методов работы с детьми по формированию у них начала экологической культуры. К числу таких методов можно отнести детское экспериментирование - деятельность, которая присуща практически каждому малышу, ибо каждый ребёнок в душе является экспериментатором. Жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать – это важнейшие черты детского поведения.

Организация экспериментирования, проведение опытов – один из эффективных путей экологического воспитания дошкольников.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познания мира. Это и является основной задачей программы «Экология для малышей»

Актуальность

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, синтеза, сравнение, классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Цель программы:

Развитие у детей познавательной активности, наблюдательности, мышления, формирование начальных естественнонаучных представлений и воспитание природоохранного сознания.

Задачи программы:

Воспитывать у детей интерес к явлениям природы. Дать элементарные представления о свойствах песка, воды, камней, воздуха.

Развивать у детей познавательную активность, произвольное внимание, память, речь, мелкую моторику рук и тактильно – кинетическую чувствительность.

Показывать взаимосвязь человека и природы. Воспитывать культуру поведения в природе. Учить бережно, относиться к природному окружению.

Успех реализации данной программы зависит от тесного сотрудничества педагогов дошкольного учреждения и родителей. Данная программа опирается на возрастные особенности детей.

Предполагаемый результат освоения программы:

Предполагается получить результаты в области воспитания и обучения, а значит, развития ребенка: воспитание эмоционального, бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира, формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту; умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.

Кроме того, предполагается эмоциональное развитие ребенка в целом, формирование умения логически мыслить, самостоятельно делать обобщения (умственное развитие, обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности, ассоциативного мышления.

Механизм реализации программы

Занятия с детьми 5-6 лет проводятся в форме проведения опытов, 1 раз в неделю по 25 минут. Общее количество занятий за учебный год– 34.

Педагогический анализ знаний детей дошкольного возраста проводится 1 раз в год в мае месяце.

Лабораторное оборудование

Для проведения опытов, в качестве оборудования удобно использовать бросовый упаковочный материал разного размера, формы и фактуры. Например, это могут быть пластиковые стаканчики, бутылочки, трубочки от коктейля, пластиковые ложечки, различные мерные стаканчики, бумажные салфетки в качестве фильтрованной бумаги, воронки, небольшие миски, тазики, резиновые груши. Для демонстрации отдельных опытов нужно приобрести лупы, пипетки желательно на каждого ребёнка. Обязательно должно быть дополнительное оборудование в основном для демонстрации отдельно взятых опытов: микроскоп, термометры, песочные часы, весы, различные пробирки стеклянные колбы, фонарик, глобус. Так же необходимы комплекты для игр с водой, песком и ветром. Чтобы одежда детей во время экспериментирования была чистой, целесообразно иметь клеёнчатые фартуки на каждого ребёнка.

Материалы для работы

Лаборатория должна быть оснащена разнообразным природным материалом, предназначенным для проведения разных исследований: глина, земля, песок, камни, ракушки, семена растений, а также сахар, соль, пищевые красители. Для проведения опытов по выявлению некоторых физических свойств предметов необходимо иметь: металлические предметы, магниты, деревянные реечки, пластмассовые предметы, колокольчики, маленькие зеркала. Весь этот материал используется непосредственно для проведения опытов.

В качестве демонстрационного материала лабораторию необходимо пополнять различными коллекциями. Весь коллекционный материал собирается вместе с детьми и их родителями.

Для фиксирования наблюдений, опытов, исследований необходимо оформить дневник наблюдений, который заполняется детьми с помощью воспитателя.

Программа составлена с учё том интеграции образовательных областей:

«Физическая культура» Развитие мелкой моторики  

«Здоровье» Воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование начальных

представлений о здоровом образе жизни

«Коммуникация» Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, результатов продуктивной деятельности

«Познание» Сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора, формирование элементарных экологических представлений

«Социализация» Формирование патриотических чувств, ознакомление дошкольников с историко-культурным наследием (народными промыслами, родным краем, расширение

кругозора в процессе экспериментирования

«Музыка» Использование музыкальных произведений, пение птиц, звуки природы.

«Труд» Формирование трудовых умений и навыков,

воспитание трудолюбия, воспитание ценностного

отношения к собственному труду и труду других

людей и его результатам

«Чтение художественной литературы» Использование художественных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества.

«Безопасность» Формирование основ безопасности

собственной жизнедеятельности в процессе

продуктивной деятельности

Планирование работы по экспериментально-исследовательской деятельности с детьми 5-6 лет.

Перспективный план работы на учебный год по опытно- экспериментальной деятельности

месяц 1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя

Сентябрь 2017 «Росток»

Цель:

Закрепить и обобщить знания о воде, воздухе, понять их значение для всего живого.

«Песок»

Цель:

Рассмотреть форму песчинок «Песчаный конус»

Цель:

Установить свойства песка.

«Рассеянный песок»

Цель:

Установить свойство рассеянного песка.

Октябрь 2017 «Своды и тоннели»

Цель:

Выяснить, почему насекомые, попавшие в песок, не раздавливаются им, а выбираются целыми и невредимыми.

«Мокрый песок»

Цель:

Познакомить детей со свойствами мокрого песка.

«Свойства воды»

Цель:

Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета).

«Живая вода»

Цель:

Познакомить детей с животворным свойством воды.

Ноябрь 2017 «Испарение»

Цель:

Познакомить детей с превращениями воды из жидкого в газообразное состояние и обратно в жидкое.

«Агрегатные состояния воды»

Цель:

Доказать, что состояние воды зависит от температуры воздуха и находится в трех состояниях: жидком – вода; твердом – снег, лед; газообразном – пар.

«Свойства воздуха»

Цель:

Познакомить детей со свойствами воздуха.

Материал. Ароматизированные салфетки, корки апельсин и т. д.

«Воздух сжимается»

Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.

Декабрь 2017 «Воздух расширяется»

Цель:

Продемонстрировать, как воздух расширяется при нагревании и выталкивает воду из сосуда (самодельный термометр).

Вода при замерзании расширяется»

Цель:

Выяснить, как снег сохраняет тепло. Защитные свойства снега. Доказать, что вода при замерзании расширяется «Жизненный цикл мушек»

Цель: Понаблюдать за жизненным циклом мушек.

«Почему, кажется, что звезды движутся по кругу»

Цель:

Установить, почему звезды движутся по кругу

Январь 2018 Праздничные дни «Как работает термометр»

Цель:

Посмотреть, как работает термометр «Может ли растение дышать?»

Цель:

Выявит потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.

Материалы. Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа.

«Есть ли у растений органы дыхания?»

Цель:

Определить, что все части растения участвуют в дыхании.

Февраль 2018 «Нужен ли корешкам воздух?»

Цель:

Выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями «Что выделяет растение?»

Цель:

Установит, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений «Во всех ли листьях есть питание?»

Цель:

Установить наличие в листьях питания для растений.

«На свету и в темноте»

Цель:

Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений

Март 2018 «Кому лучше?»

Цель:

Выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы.

«Где лучше расти?»

Цель:

Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитее растений, выделить почвы, разные по составу.

«Лабиринт»

Цель:

Установить, как растение ищет свет «Как образуется тень»

Цель:

Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения

Апрель 2018 «Что нужно для питания растения?»

Цель:

Установить, как растение ищет свет.

«Что потом?»

Цель:

Систематизировать знания о циклах развития всех растений.

«Как обнаружить воздух»

Цель:

Установить, окружает ли нас воздух и как его обнаружить. Определить поток воздуха в помещении.

«Для чего корешки?»

Цель:

Доказать, что корешок растения всасывает воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функций растения

Май 2018 Праздничные дни «Как увидеть движение воды через корешки?»

Цель:

Доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растения, установить взаимосвязь строения и функции

«Как влияет солнце на растение»

Цель:

Установить необходимость солнечного освещения для роста растений. Как влияет солнце на растение.

Как устроены перья у птиц»

Цель:

Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме

Содержание опытов и экспериментов представлено в Приложении 1.

Мониторинг уровня знаний, умений и навыков детей по освоению программы

Мониторинг усвоения программы проводится в конце 2 учебного года (май). В рамках реализации программы разработаны критерии оценки знаний детей (Таблица 1).

Таблица 1

Код ребенка Усвоение (У – усвоил, Ч/У – частично усвоил, Н/У – не усвоил)

Свойства воды Свойства воздуха Свойства песка Растения, насекомые

Анкета для родителей.

Уважаемые родители!

Цель данной анкеты: выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей.

1. Как Вы думаете, в Вашем ребёнке проявляется исследовательская активность?    Если да, то в чём именно?

2. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребёнок (с водой, с мылом, с бумагой, с зеркалом и т. п.)

3. Какое участие Вы принимаете в экспериментальной деятельности Вашего  ребёнка?

4. Как Вы думаете, нужно ли поддерживать в ребёнке желание экспериментировать? Почему?

5. Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию,   связанному с экспериментированием?        (очень эмоционально, когда как, эмоции ярко не выражены) Другое.

6. Часто ли ребенок задает вопросы? Какие именно

7. Дожидается ли ответа на поставленный вопрос?  

8. Присутствуют ли в речи вопросы-цепочки (за одним вопросом следует другой, возможно третий, относящийся к одной теме)

Список литературы

1. Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.

2. Рыжова Н. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.

3. Тугушева Г. П., Чистякова А. В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.

4. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. –М. : ТЦ «Сфера», 2005.

5. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/ : детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М. : ТЦ «Сфера», 2004.

6. Рыжова Н. А. Волшебница –вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М. : Линка-Пресс, 1997

Публикации по теме:

Фотоотчет о викторине по экологии «Как прекрасен этот мир!» с детьми старшего дошкольного возрастаФотоотчет о викторине по экологии «Как прекрасен этот мир!» с детьми старшего дошкольного возраста Здравствуйте уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию викторину по экологии на тему: «Как прекрасен этот мир!» Планета Земля – наш.

Игры по экологии и ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста Игры по экологии и ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста. Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется.

Информационно-исследовательский проект с детьми старшего дошкольного возраста «Мы — юные метеорологи. Метеоплощадка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 «Белочка» Информационно – исследовательский проект.

Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Юные дизайнеры» Интегрированная организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию с элементами.

Конспект занятия-экспериментирования по экологии с детьми старшего дошкольного возраста «Воздух» Конспект занятия-экспериментирования по окружающему миру для детей средней группы «Воздух» Цель: систематизировать знания детей о свойствах.

Кружковая работа для детей старшего дошкольного возраста по динамической игре преследования «Сонор» Кружковая работа для детей старшего дошкольного возраста по динамической игре преследования «Сонор» Павлова Людмила Васильевна, воспитатель.

Кружковая работа с детьми старшего дошкольного возраста по пластилинографии «Пластилиновые чудеса» В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов.

Кружковая работа «Юный исследователь» для детей старшего дошкольного возраста Цель:– способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Практическая работа с детьми логопедической группы «Юные экологи. Ростки жизни — ростки пшеницы!» Я хочу поделиться опытом работы с детьми ОВЗ. Введение Многочисленные детские вопросы ставят в тупик даже самого эрудированного взрослого.

Экологический проект «Юные экологи» Образовательная область: «Познавательное развитие» Возрастная группа: Подготовительная группа (6-7 лет) Тема: Экологический проект «Юные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кружковая работа по экологии с детьми старшего дошкольного возраста «Юные экологи»
Опубликовано: 6 февраля 2019 в 09:33
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД