Ирина Ходорова
Кружковая работа — средство речевого развития детей младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Истоки способностей и дарований детей
находятся на кончиках их пальцев».
В. А. Сухомлинский
Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов», сказал еще Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», писал Кант.
Публикация «Кружковая работа — средство речевого развития детей младшего возраста» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Чем раньше малыши начинают активно и умело двигать пальчиками, ладошками, показывая то или иное действие, тем раньше они развиваются, начинают быстрее говорить, речь становится более связной и эмоциональной.
Поэтому, работая с детьми раннего возраста на протяжении нескольких лет, провожу кружковую работу («Страна Игралия») направленную на развитие мелкой моторики через использование пальчиковых игр и упражнений, т. к. они помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела, также способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.
Изучив научную и методическую литературу по данному направлению выделила ряд основных задач:
1. Развивать у детей тактильную чувствительность, зрительно-двигательную координацию движений через использование пальчиковых игр.
2. Формировать речевую деятельность детей, сочетая игры и упражнения для тренировки пальцев.
3. Повысить компетентность родителей в вопросах значимости пальчиковых игр для развития речи детей раннего дошкольного возраста.
В работе с детьми использую пальчиковые игры и упражнения разнообразные по содержанию.
Игры - манипуляции: «Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока», «Пальчик-мальчик, где ты был», «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик хочет спать…», «Этот пальчик - дедушка…», «Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире?», «Пальчики пошли гулять…», «Замок», «Дождь».
Сюжетные пальчиковые упражнения: «Пальчики здороваются», «Распускается цветок», «Грабли», «Ёлка».
Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой:
Ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п, д-т, к-г.
Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»). «Колечко», «Кулак – ребро – ладонь», «Ухо – нос», «Симметричные рисунки», «Горизонтальная восьмёрка».
Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук: «Помоем руки под горячей струёй воды», «Надеваем перчатки», «Засолка капусты», «Согреем руки», «Молоточек», «Забиваем гвозди», «Гуси щиплют травку».
Разминание, растирание, надавливание, пощипывание:
Для более эффективного самомассажа кисти рук используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.
Театр в руке: «Бабочка», «Сказка», «Осьминожки», «Рыбка».
Игры и игровые упражнения с бегом, прыжками, упражнения на метание, равновесие, на ориентировку в пространстве, ползанье и лазание:
«Догони мяч», «Солнышко и дождик», «Птички в гнездышках», «Воробышки и автомобиль», «Бегите ко мне», «Карусель»,«Зайка беленький сидит», «Веселые зайчишки», «Мой веселый звонкий мяч», «Перепрыгни через ручеек», «По ровненькой дорожке», «Поймай комара», «Поймай снежинку».
«Попади в обруч», «Кто дальше бросит», «Прокати мяч в воротца», Лови – бросай», «Сбей кеглю».
«По ровненькой дорожке», «Ходьба по доске», «С горки на горку», «Пройди по верёвочке», «Бег боком».
«Найди где спрятался зайка?», «Где звенит?», «Найди флажок», «Кто позвал?», «Бездомный заяц», «Воробышки и автомобиль», «Кролики», «Не задень», «Найди пару». «Проползи между пирамидками», «Подлезь под воротики».
Игры с предметами: Мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застёгивание молний, кнопок, липучек, продевание колечек на веревочку, игры с карандашами, фасолью, камешками, с грецкими орехами, прищепками, перебирание зерен, работа с тестом или с пластилином, складывание разрезных картинок,
Хороводные игры: «Каравай», «Раздувайся пузырь», «Ровным кругом», «Вокруг домика хожу», «Колпачок».
Организация кружковой деятельности осуществляется один раз в неделю, во второй половине дня по 10 минут. Работа проводится по подгруппам согласно перспективного планирования.
Для эффективной организации кружковой работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста в группе организована предметно-пространственная среда, элементами которой являются разнообразные дидактические пособия и игрушки. Они используются не только при проведении кружковой работы, но и в самостоятельной деятельности детей :
- пирамидки, пазлы, логические кубы, кубики, мозаика, дидактические подушки, горки для катания предметов, набор объемных геометрических фигур, лабиринты, туннель, игрушки – забавы;
- доски – вкладыши с основными формами; наборы объемных тел (кубы, цилиндры, бруски, шары, диски);
- рамки - вкладыши с геометрическими формами, разными по величине, 4-х цветов;
- ящик с прорезями основных геометрических форм для сортировки объемных тел, сенсомоторные коврики с различными деталями. Дополнен материал звучащими игрушками, контрастными по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчиками, барабанами, дудочками, резиновыми пищалками, погремушками);
- панно «Лесная полянка» и черепаха Дуся, на нем детскому вниманию представлены: замочки, кнопки, шнуровки, липучки которые открывают и закрывают разнообразных игрушечных персонажей, явления природы из которых дети сами могут сложить определенный сюжет;
- наборы для экспериментирования с водой и песком, емкостями разной формы, предметами – орудиями для переливания и вылавливания предметов;
- природный материал: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, фасоль, горох, камешки и многое другое. Сделаны массажные ванночки для рук, которые наполнены фасолью, горохом, некрупными камешками, разноцветными пуговицами.
Также в группе оборудованы музыкальный, физкультурный, центр семьи, книги и отдыха.
Активными участниками организации предметно-развивающей среды являются родители воспитанников. В работе с родителями использую разнообразные формы работы индивидуальные беседы, консультации на тему: «Коррекционно – развивающее влияние мелкой и общей моторики на речь детей раннего возраста». «Пальчиковые шаги», «Речь и пальчики», «Наши пальчики играют». С целью повышения компетентности родителей в речевом развитии детей раннего возраста провела мастер-класс «Волшебные пальчики», семинар-практикум «Чтобы чётко говорить – надо с пальцами дружить», организовала выставку дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей. В рубрике родительского центра «Мама, поиграй со мной» в течение года указывается перечень игр по речевому развитию детей дома. Представленные формы помогают сделать работу с семьей более интересной и эффективной, способствуют совместной деятельности педагогов и родителей по речевому развитию детей раннего возраста.
Считаю, что мой опыт организации кружковой работы способствует развитию речи и познавательных психических процессов детей раннего возраста. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умения подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка, формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.