Елена Ивановна Каримова
Кружковая деятельность для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
В. А. Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Публикация «Кружковая деятельность для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Старшая группа
- Темочки
Художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно заниматься с ребенком продуктивной деятельностью, то есть ручным трудом.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад №11 «Росинка» работает по программе «Я – человек» по направлениям здоровьесбережение, риторическое образование, также поликультурное воспитание, поэтому для занятий в кружке «Очумелые ручки» взяла технику – изонить. Изонить как вид искусства впервые появился в Англии. Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они вбивали в дощечку гвозди и в определенной последовательности натягивали на них, в результате получались ажурные кружевные изделия. В настоящее время для освоения этой техники детьми используется картон, как основа и игла с нитками.
Целью кружка является формирование у детей умений и навыков в технике изонити, развитие их творческих способностей, фантазии, воображения
Задачи:
1. Научить детей:
- владению иглой, шилом, ножницами, треугольником;
- двум основным приемам:
• заполнение угла;
• заполнение окружности.
2. Закрепить ранее полученные знания:
- геометрические фигуры;
- счет.
3. Развитие у детей:
- мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
- сенсорного восприятия;
- глазомера;
- логического мышления;
- воображения;
4. Воспитание волевых качеств:
- усидчивости,
- терпения,
- умения доводить работу до конца
- художественных способностей и эстетического вкуса.
Содержание программы:
1. Развитию у детей математических представлений.
Раздел «Геометрическая форма».
Дать детям понятие о разных углах: величине, длине сторон.
Дать понятие об окружности, хорде разной длины и ее направлении.
Раздел «Количество и счет».
Упражнять детей в количественном и порядковом счете.
Дать детям понять, что количество не зависит от расстояния.
Закрепить понятие, что результат количественного счета не зависит от начала отсчета и направления счета.
Дать понятие о точке отсчета.
Раздел -«Ориентировка на плоскости».
Закрепить знание направлений: вверху, внизу, слева, справа.
Дать понятие о середине, центре, вершине, крае.
2. Сенсорное развитие.
Развивать цветовое восприятие: дать понятие о холодных и теплых тонах, научить подбирать цвет к фону.
Научить различать толщину ниток, изнаночную и лицевую стороны изделия.
3. Умственное воспитание.
Развивать абстрактное мышление.
Обучить плоскостному моделированию — умению составлять из окружностей и углов (треугольников) изображения предметов и композиций.
Закрепить понятие «зеркальное изображение».
4. Трудовое воспитание
Научить владеть иголкой, ниткой, шилом.
Научить работе с трафаретом.
Научить технике работы с изонитью.
5. Физическое воспитание
Развивать мускулатуру кисти руки, глазомер, остроту зрения.
Развивать координацию движений рук под контролем глаз.
6. Нравственное воспитание
Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность.
7. Эстетическое воспитание
Познакомить детей с новыми видами художественной деятельности.
Воспитывать эстетический вкус.
Развивать умение подбирать контрастные цвета, оттеняющие
друг друга.
Привить умение использовать знания, полученные на других видах изобразительной деятельности (навык рисования, навык аппликации).
8. Речевой блок.
Развивать активный и пассивный словарь детей.
Развивать объяснительную и доказательную речь.
Способствовать введению в активный словарь детей математических терминов.
Тематический план.
месяц Тема
занятий Базовая
программа Компонент
ДОУ Материал
Ок- тябрь 1. «Грибок»
2. «Домик»
3. «Рыбка»
4. «Морковка» Познакомить с техникой изонити. Научить детей отличать лицевую и изнаночную стороны изделия, выполнять узор острого угла (показать, что нити пересекаются на лицевой стороне, а на изнаночной видны только стежки). Закрепить понятия: угол, вершина угла, левая и правая стороны угла. Упражнять детей вдевать нить в иголку и завязывать узелок. Научить дорисовывать изображение после вышивки
Продолжать обучение детей технике изонити, научить выполнять тупой угол.
Продолжить закрепление знаний правил работы с изонитью.
Научить подбирать цвета нитей.
Продолжать обучение детей технике изонити (прямой угол, дополняя изображение рыбки хвостом. Закрепить знание последовательности работы в соответствии с правилами (обратить особое внимание на умение самостоятельно выбирать цвет ниток).
Познакомить детей с линейкой (прямоугольным треугольником). Дать понятие: прямой угол, острый угол, тупой угол.
Упражняться в выполнении изонитью острого угла.
Научиться закреплять нить после ее окончания.
Вспомнить названия овощей и их внешний вид.
Повторить правила работы.
Обогатить словарь: изонить, угол, вершина
Обогатить словарь: тупой
Обогатить словарь: прямой угол лист цветного картона, на изнаночной стороне которого нарисован угол и проделаны отверстия; иголка с широким ушком, ножницы, катушка ниток цветная.
заготовка (угол, крыша обозначена 7-8 отверстиями); нитки, ножницы, игла.
заготовка (угол, хвост рыбы обозначен отверстиями, иголка, катушки ниток цветных, ножницы.
заготовка (картон с изображением острого угла и отверстиями на изнаночной стороне, игла, катушка ниток, ножницы, фломастеры.
Но-ябрь 1. Закладка
2. Узор на закладке
3. Узор на
Полосе
4. Закладка с двумя тупыми углами.
Закрепление навыка выполнения углов на узкой полосе картона.
Научиться укреплять нить с обратной стороны закладки.
Выполнить узор, состоящий из трех углов, на узкой стороне картона.
Определить направление углов. Дать понятие о сантиметре и миллиметре на обычной линейке. Научить детей пользоваться линейкой, измерять линию, определять количество отверстий на стороне угла. Закрепить умение самостоятельно подбирать цвет ниток.
Закрепить умение выполнять два угла изонитью на полоске цветного картона.
Повторить правила вышивки изонитью.
Закрепить понятие об острых и тупых углах.
Продолжить обучение умению анализировать образца. Выполнить изонитью тупые углы.
Потренироваться в закреплении узлов на изнанке.
Обогатить словарь: сантиметр, миллиметр заготовка (с изнанки нарисованы углы, проделаны отверстия, треугольник-линейка, игла, нитки разного цвета.
полоска цветного картона с нанесенными углами и отверстиями, линейка, цветные нитки, иголка, ножницы.
узкая полоска цветного картона с нанесенными на них отверстиями, игла, цветные нитки, ножницы, прямоугольные треугольники-линейки.
узкая полоска с нанесенными линиями и отверстиями, нити, игла, ножницы, прямоугольные треугольники
Де -кабрь 1. Закладка с двумя углами
2. Прямые углы
3. «Шапочка-колпак».
4. Итоговое занятие
Продолжать обучение детей умению анализировать рисунок на изнаночной стороне заготовки (сравнивать длину сторон угла, количество отверстий на сторонах). Упражнять детей в выполнении острых углов, направленных в противоположные стороны.
Анализ узора на изнаночной стороне заготовки. Определение углов по прямоугольнику. Сравнение сторон. Повторение правил выполнения углов.
Научить детей работать с трафаретом, подбирать нужный угол к рисунку.
Научить протыкать отверстия в картоне по отметкам на трафарете.
Дальнейшее закрепление знаний правил работы с изонитью.
Самостоятельно выбрать угол (прямой, острый, тупой, дорисовать задуманное.
полоска цветного картона с нанесенными на изнаночной стороне линиями углов и проколотыми отверстиями, игла, ножницы, нитки.
цветная полоска картона, прямоугольный треугольник (линейка, игла, цветные нитки, ножницы.
трафарет-треугольник из картона с делениями, игла, пенопласт, цветная картонка с нарисованным предметом, который надо дополнить изображением угла; шило; ножницы; нитки цветные, карандаши
трафарет-треугольник из картона с делениями, игла, пенопласт, цветная картонка, шило, ножницы, нитки цветные, карандаши
Ян -варь 1.«Телевизи -онная башня»
2. «Фонарик»
3. «Загадка»
4. «Елочка»
Путем анализа предмета показать, что он может состоять из нескольких треугольников. Предложить детям сравнить треугольники. Продолжить тренировки по прокалыванию отверстий при использовании линейки.
Научить детей определять на линейке расстояние в сантиметрах.
Продолжить учить детей пользоваться линейкой, измерять расстояния в 1 и 0,5 см. Упражнять детей в работе с иглой (прокалывание дырок). Закрепить знание пространственного расположения углов.
Закрепить умение анализировать образец, как с лицевой, так и с изнаночной стороны. Упражнять детей в координации движений рук при прокалывании отверстий на расстоянии 0,5 см. Проверить остроту зрения.
Проверить правила работы с изонитью. Придумать названия полученному на лицевой стороне изделия узору
Используя трафаретные треугольники, подкладывать один треугольник под другой. Упражняться в прокалывании отверстий по трафарету.
Совершенствовать умение работать изонитью
цветной картон с линиями на обратной стороне, линейка, игла,
подкладка из пенопласта, нитки, шило, ножницы.
картон цветной (на изнаночной стороне нанесены линии); линейка; игла; пенопласт, нитки разного цвета, ножницы, шило
цветной картон с начерченными на изнаночной стороне линиями, игла, подкладка, нитки, ножницы, линейка, шило
картон с нанесенными на обратной стороне центру прямой и двумя ограничивающими линиями, трафареты, карандаш, игла, нитки, линейка, ножницы, пенопласт, шило.
Фе-раль 1-2 «Снежинка»
3-4. «Кленовый лист»
Составить снежинку из шести треугольников.
Проанализировать образец.
Определить направление углов. Самостоятельная работа с иглой (прокалывание).
Продолжить обучение детей изображению предметов (из пяти углов).
Анализировать образцов. Упражнение в прокалывании иглой отверстий и самостоятельном выборе цвета нитей. картонка с пересекающими линиями одинаковой длины, игла, белые нитки, ножницы, линейка, подкладка, шило.
цветная картонка с линиями, начерченными на изнаночной стороне; линейка; игла, нитки, ножницы, подкладка, шило.
Март 1-2. «Дом»
3. «Мячик»
4. «Солнышко»
Создать образ домика в технике изонити путем наложения углов друг друга. Продолжить анализирование образца.
Научить детей создавать рисунки по опорным точкам на изнаночной стороне картона и прокалывать отверстия по линейке.
Научить детей выполнять окружность в технике изонити, пользуясь трафаретами. Познакомить с правилами и последовательностью работы над окружностью.
Научить детей выполнять окружность в окружности.
Закрепить приобретенные навыки работы изонитью по трафаретам.
цветной картон, на обратной стороне которой нанесены опорные точки (соединяя их, дети получают изображение домика); нитки, игла, ножницы, подкладка. карандаш, линейка.
цветной картон, трафареты окружностей, простой карандаш, игла, ножницы, шило.
трафарет- круг с делениями, картон, игла, цветные нитки, карандаш, ножницы, шило.
Ап-рель 1. «Одуванчики»
2-3-4. По замыслу Научить детей создавать сюжетные композиции, используя разные по величине окружности и углы. Анализирование образцов, определение размеров трафаретов на глаз.
Закрепить ранее полученные навыки работы изонитью (углы). Самостоятельно создавать сюжеты. цветной картон голубого цвета, трафареты окружностей, линейка, игла, ножницы, нитки цветные, карандаш, шило.
трафареты, линейка, игла, ножницы, нитки цветные, карандаш, шило, картон цветной.
Второй год обучения
Ок-тябрь – Но-ябрь 2-3-4 Закрепление раннее, полученные, на первом году обучении, навыки работы изонитью (выполнения угла). Картон, игла, нитки, ножницы, шило, треугольник, карандаш, трафареты
Де-кабрь 1.
«Мячик»
2- 3. «Солнышко»
Научить детей выполнять окружность в технике изонити, пользуясь трафаретами. Познакомить с правилами и последовательностью работы над окружностью.
Научить детей выполнять окружность в окружности.
Закрепить приобретенные навыки работы изонитью по трафаретам. цветной картон, трафареты окружностей, простой карандаш, игла, ножницы, шило.
трафарет- круг с делениями, картон, игла, цветные нитки, карандаш,
Ян-варь 1.
«Снеговик»
2.
«Птица»
3.
Узор из углов и окружности Создать образ снеговика из разных по величине окружностей.
Упражнять детей в работе по выполнению кругов в технике
изонити.
Обучение плоскостному моделированию (создание из углов
и окружностей образа птички при использовании трафаретов). Закрепление навыков по выполнению окружностей в технике
изонити.
Создание узора из углов и окружности путем накладывания
друг на друга.
Совершенствование навыков работы в технике изонити.
цветная картонка (15x10 см, белые нитки, игла, ножницы, конверт с трафаретами (кругами, прокладка из пенопласта, шило, простой карандаш.
цветной картон (15x10 см, трафареты углов и окружностей, подкладка, шило, карандаш, цветные нити, игла
картонка (15 хЮ см) с нанесенными на из-наночной стороне опорными точками, конверт с трафаретами (кругами, линейка, карандаш, шило, нитки, игла, ножницы, подкладка
Фев-раль 1.
«Узор в круге»
2- 3
«Одуванчики»
Научить детей выполнять окружность с двумя-тремя хордами разной длины. Закрепить приобретенные навыки работы изонитью по трафаретам.
Научить детей создавать сюжетные композиции, используя разные по величине окружности и углы. Анализирование образцов, определение размеров трафаретов на глаз.
цветная картонка (15x10 см, трафа-рет — круг с делениями, все принадлежности для работы изонитью
ножницы, шило.
цветной картон голубого цвета, трафареты окружностей, линейка, игла., нитки цветные, карандаш,
Март, Ап –рель, Май Закрепление раннее, полученные навыки работы изонитью (выполнения угла, окружности). Выполнение сюжета по желанию.
Диагностика.
Низкий. Умеет пользоваться иглой, нитью, т. е. вставляет нить в иглу, но не делает узелок.
Не знает и не называет углы, изображает их только при помощи воспитателя.
Делит на части с помощью воспитателя.
Заполняет угол и окружность только с помощью педагога.
Средний.
Умеет пользоваться иглой, нитью, т. е. вставляет нить в иглу узелок, делает с помощи педагога.
Знает и называет углы, изображает их с помощью треугольника.
Знает и показывает стороны и вершину угла.
Умеет делить стороны на равное количество частей и прокалывает их шилом.
Заполняет угол и окружность техникой изонити, с нумерации полученных точек.
Подбирает цвета
Высокий.
Умеет пользоваться иглой, нитью, т. е. вставляет нить в иглу, делает узелок.
Знает и называет углы (острый, тупой, прямой, при помощи треугольника изображает их. Знает и показывает стороны и вершину угла.
Умеет делить стороны на равное количество частей и прокалывает их шилом.
Заполняет угол и окружность техникой изонити, без нумерации полученных точек.
Подбирает цвета.
Литература.
1. Гусарова Н. И. Техника изонити для дошкольников. – СПб. : «Детство-Пресс», 2004.
2. Нагибина М. И. Чудеса своими руками. – Ярославль: «Академия развития», 1997.