МААМ-картинки

Кружок по детскому экспериментированию «Познавай-ка» с детьми первой младшей группы

Оксана Черемушкина
Кружок по детскому экспериментированию «Познавай-ка» с детьми первой младшей группы

Дети по своей природе – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке; объем воды и т. д. Все это объекты исследования. Исследовательское поведение дошкольника – главный источник для получения представлений о мире.

Публикация «Кружок по детскому экспериментированию „Познавай-ка“ с детьми первой младшей группы» размещена в разделах

Жизнь не стоит на месте, меняются наши дети, меняется информационный поток и способы усвоения новых знаний. Приходится следовать времени и искать новые пути обучения и воспитания дошкольников, применяя в работе современные образовательные технологии. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. В повседневной жизни дети часто сами экспериментируют с различными предметами, стремясь узнать что-то новое. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, они стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, попробовать, понюхать, постучать им и т. п. Взаимодействие с песком и водой стабилизирует эмоциональное состояние. Во время наблюдения и экспериментов обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием этого является накопление фонда умственных приемов и операций. Актуальность метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Поэтому мною была разработана «Программа дополнительного образования по детскому экспериментированию», которую апробировала с детьми 1 младшей группы.

Основная цель программы: развитие у детей дошкольного возраста познавательного интереса, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию.

Достижение поставленной цели рабочая программа предусматривает решение следующих задач:

Воспитывать у детей интерес к явлениям природы.

Дать элементарные представления о свойствах песка, воды, камней, воздуха.

Развивать у детей познавательную активность, произвольное внимание, память, речь, мелкую моторику рук и тактильно – кинетическую чувствительность.

Дополнительная образовательная программа по детскому экспериментированию рассчитана на 1 год обучения.

В данной программе участвовали дети 1младшей группы. В ДОУ велась кружковая работа по данной теме. Кружок «Познавай-ка» проводился 1 раз в две недели по 10 минут.

На первом этапе мною была проведена диагностика на определение уровня познавательной активности у детей I младшей группы

Мониторинг "Проявление познавательной активности через экспериментальную деятельность" (метод - наблюдение)

___ Ф. И. ребёнка

Вопросы

1 Как часто ребенок занимается в уголке экспериментирования? а) часто б) иногда

в) очень редко

2 Часто ли ребенок рассуждает самостоятельно, когда задан вопрос на сообразительность? а) часто б) иногда в) очень редко

3 Часто ли задает вопросы: почему? зачем? как? а) часто б) иногда в) очень редко

4 Проявляет интерес к символическим "языкам": пытается самостоятельно "читать" схемы, алгоритмы, и выполнять действия по ним (лепить, проводить опыт, конструировать); а) часто б) иногда в) очень редко

5 Проявляет интерес к познавательной литературе а) часто б) иногда в) очень редко

Баллы :

а) часто - 5

б) иногда - 3

в) очень редко – 1

25-20 баллов – потребность в познавательной активности выражена сильно;

19 –15 баллов – потребность в познавательной активности выражена умеренно;

14 и меньше баллов – потребность в познавательной активности выражена слабо.

2 этап Реализация программы в соответствии с планом

Мною было разработано перспективное планирование экспериментальной деятельности на учебный год на основе тематического плана данной возрастной группы с постепенным усложнением познавательных задач.

Также проводилась работа по созданию предметно - развивающей среды в группе: оборудование для проведения опытов и экспериментов.

Согласно тематическому плану был разработан цикл совместной организованной деятельности «Познавай-ка» и картотека опытов, игры по экспериментированию.

Систему работы выстроила из взаимосвязи трех основных блоков.

Непосредственно-образовательная деятельность, как специально организованная форма обучения.

Совместная деятельность педагога и детей.

Самостоятельная деятельность детей.

Непосредственно-образовательную деятельность построила на принципах развивающего обучения и направлена она на развитие личности в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, а также на совершенствование речи дошкольников, их мышление, творческих способностей.

Проводила разные игры – экспериментирования с песком, водой. Организуя игры, детей побуждаю к обследованию, сравнению, установлению связей и зависимостей. Именно в играх дети приобретают опыт поисковых действий.

Игры, пособия, модели, книги которые использовала на занятии и в совместной деятельности доступны детям и находятся в их свободном пользовании.

В своей работе использую следующие правила:

- не заставлять ребенка играть, а создать условия для возникновения интереса к игре.

- не сдерживать двигательную активность детей.

- хвалить ребенка за успехи.

Тема: «Вода»

Свою работу я начала с экспериментов с водой, согласно тематическому плану. С помощью предметно-манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса.

На занятиях дети получили представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда; что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить; что вода может быть теплой и холодной.

С помощью дидактических игр «Чистые ручки» и «Помощники» дети узнавали о том, что руки и предметы станут чище, если их помыть водой.

Совместно с детьми мы провели опыты с целью получить представления о том, что вода прозрачная; что прозрачная вода может стать мутной; что некоторые вещества в воде растворяются; что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус; что вода может превращаться в лед, что лед может превращаться в воду.

Наблюдая на прогулке, дети получили элементарные представление о процессе испарения и процессе конденсации воды. А при проведении развлечения «У куклы Кати день рождения» дети убедились в том, что влажные салфетки высыхают быстрее на солнце, чем в тени.

Тема: «Песок»

Знакомясь с данной темой, проводились различные эксперименты с песком. На организованной совместной деятельности «Испечем угощение» дети пробовали слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце занятия мы с детьми подвели итог – мокрый песок принимает любую нужную форму.

С помощью дидактической игры «Следы», дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

А при проведении опыта с песком детям было предложено пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой – малыши пришли к выводу, что сухой песок может сыпаться.

Помимо этого мы с детьми проводили наблюдения в природе на прогулке, где было выявлено, что песок – это множество песчинок.

Дети с удовольствием переливают воду из одной посуды в другую, проверяют тонут или плавают игрушки, пускают кораблики. Я помогла детям разнообразить игры с водой: подкрашивала ее пищевыми красителями, делала пену, вместе с детьми пускали мыльные пузыри. Детям интересно пересыпать фасоль или горох в миску, насыпать ложкой в чашку крупу. Такие игры –экспериментирования способствуют сенсорному развитию детей, расширяют и углубляют представления детей о свойствах и качествах природных материалов. Дети узнали, что играть лучше с влажным песком а сухой рассыпается; что вода льётся, проливается; в воде тонут камешки, а деревянные лодочки плавают; лёд скользкий, холодный.

Использую игры на познание и классификацию объектов окружающего мира, понимание единства всех его составляющих законов его развития:

- «Природный мир бывает разным», «Кто, где живет», «Летает, плавает, бегает», «Малыш – следопыт», «Мир растений», «Живая природа», «Животные и птицы: как говорят, что едят», «Мамы и малыши».

Игры на развитие чувственного восприятия:

- «Мир звуков», «Умные пальчики», «Живая природа», «Найди пару», «Мое первое лото», «Фрукты и овощи».

Игры способствующие формированию основ экологического самосознания:

- «Хорошо – плохо», «Что будет, если», «Береги природу».

Серия развивающих игр на магнитах:

- «Ферма», «В лесу», «Времена года – оденемся на прогулку».

Настольный материал:

- «Птицы», «Домашние животные», «Дикие животные».

Игровой материал развивающего характера, используемый в ходе работы, постоянно варьировался, усложнялся.

Большое значение придаю проведению наблюдений на прогулке. Эта работа не только развивает наблюдательность детей, но и побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой и неживой природе.

Организуя такие игры, побуждала детей к обследованию, сравнению, установлению связей и зависимостей. Такие игры доставляют детям радость,

удовольствие, именно такие игры приобретают опыт поисковых действий и установление причинно-следственных связей.

Использование элементарных опытов и исследований в работе с детьми младшего дошкольного возраста помогли сделать деятельность детей при формировании целостной картины мира действительно более интересной и разнообразной.

Взаимодействие с родителями воспитанников

В начале учебного года, на первом родительском собрании я сообщила родителям, какое направление работы планируется в этом году, каким образом будут проводиться занятия, игры по выбранной теме. Объявила результаты диагностики уровня познавательной активности детей. Заранее подготовила памятки, которые помогут создать наиболее благоприятные условия для реализации представлений ребенка о предметах и явлениях окружающего мира.

Совместными усилиями пополнялся исследовательский уголок.

Для родителей был проведен круглый стол на тему: «Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста в условиях экспериментальной деятельности».

В родительский уголок я поместила консультацию на тему: «Малыши познают мир вокруг себя!»

3 этап Проведение повторной диагностики, анализ полученных результатов

Мониторинг "Проявление познавательной активности через экспериментальную деятельность" (метод - наблюдение)

___ Ф. И. ребёнка

Вопросы

1 Как часто ребенок занимается в уголке экспериментирования? а) часто б) иногда

в) очень редко

2 Часто ли ребенок рассуждает самостоятельно, когда задан вопрос на сообразительность? а) часто б) иногда в) очень редко

3 Часто ли задает вопросы: почему? зачем? как? а) часто б) иногда в) очень редко

4 Проявляет интерес к символическим "языкам": пытается самостоятельно "читать" схемы, карты, алгоритмы, чертежи и выполнять действия по ним (лепить, проводить опыт, конструировать); а) часто б) иногда в) очень редко

5 Проявляет интерес к познавательной литературе а) часто б) иногда в) очень редко

Баллы :

а) часто - 5

б) иногда - 3

в) очень редко – 1

25-20 баллов – потребность в познавательной активности выражена сильно;

19 –15 баллов – потребность в познавательной активности выражена умеренно;

14 и меньше баллов – потребность в познавательной активности выражена слабо.

Подводя итоги нервно-психического развития детей в конце учебного года, отметила, что дети стали более любознательными, активными расширился их словарный запас, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, начальное представление о физических свойствах жидких и твердых телах. Все это явилось предпосылками для восприятия естественно-научных представлений. Высказывания детей стали более точными, разнообразными, интересными.

У детей повысился уровень познавательного интереса, обогатился кругозор познанием мира природы.

Анкета для родителей

Цель: выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей.

1. В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка?

___

2. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?

___

3. Бывает ли так, что начатое в детском саду экспериментирование ребенок продолжает дома? Если до, то как часто? (нужное подчеркнуть)

(Часто, редко, всегда, никогда.)

4. Какое участие Вы принимаете в экспериментальной деятельности Вашего ребенка?

___

5. Делится ли ребенок с Вами результатами эксперимента (открытиями?

(нужное подчеркнуть)

(Часто, редко, всегда, никогда.)

В анкетировании приняло участие 16 родителей группы раннего возраста.

Качественный анализ полученных ответов показал, что у всех детей проявляется исследовательская активность все 100 %.

В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка?

Родители дали разнообразные ответы как:

1) любит возиться с водой, снегом, резать бумагу, наблюдает за растениями, животными.

2) её интересует образование мыльных пузырей, превращение снега в воду.

3) наблюдение, открытие для себя чего - то нового.

4) с красками экспериментируем, с цветными стёклышками.

5) находясь на прогулке, мой ребёнок интересуется окружающей средой, животными и растительным миром. находясь дома интерес проявляет к бытовым приборам, содержимым шкафов, кухонной утварью.

6) разбирать машины и собирать.

7) в любопытстве.

8) узнавать новое из разных источников (просмотр телевизионных передач, чтение ребёнку детских энциклопедий, рассказы взрослых).

9) нравится ребенку экспериментировать с песком, также воздух.

10) исследует собственное тело, незнакомые предметы и приборы.

11) машины разбирает, с песком играет.

12) во всём проявляется.

13) в этом возрасте ему многое интересно и вся его деятельность - исследование.

14) всё нужно потрогать, повертеть, попытаться разобрать.

15) исследует содержимое шкафов, ремонтные инструменты, технику, компьютер.

16) рассматривает, трогает, кидает, нюхает, пробует в действии.

14 родителей (88 %) ответили, что любит их ребёнок экспериментировать с водой, мылом, природным материалом.

У 8 родителей (50 %, ответили, что ребёнок любит экспериментировать с пластилином.

"Какое участие Вы принимаете в экспериментальной деятельности Вашего ребёнка?".

Прозвучали такие ответы: наблюдаем за происходящими вокруг явлениями; показываем различные превращения, вырезаем, лепим; стараюсь помочь, подсказать; как правило это контроль с участием; выращиваем лук в стакане, почки на ветках; помогаем, предлагаем новое; наблюдаю за действиями, если требуется помощь, помогаю; слежу за безопасностью, стараюсь заинтересовать; активное участие; непосредственное участие; отвечаем на интересующее вопросы; предлагаем варианты использования применения того или иного предмета. знакомим его с свойствами; показываю, объясняю, рассказываю.

Из этого следует, что наша работа ведется не зря. Дети с интересом продолжают экспериментировать дома, родители принимают в этом активное участие, что способствует удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях. Они поддерживают познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

Анализ результатов диагностики показал, что у детей заметно повысился уровень познавательного интереса.

Сравнивая результатов выявленных в процессе работы срезов, можно судить о том, что познавательный интерес возрос, знания во многом расширились, углубились, систематизировались.

Разработанная и апробированная на практике программа дополнительного образования по детскому экспериментированию доказала свою эффективность в познавательном развитии дошкольников.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Анкета для родителей по детскому экспериментированию Анкета для родителей 1. Знаете ли Вы, что в группе углубленно занимаются вопросами опытно- экспериментальной деятельности? 2. Интересует ли.

Конспект родительского собрания в первой младшей группе «Адаптация детей к детскому саду» Цель: Создать условия для знакомства родителей друг с другом. Познакомить родителей с программой развития детей, задачами развития и воспитания.

Конспект родительского собрания в первой младшей группе «Адаптация детей к детскому саду». Цель: Создать условия для знакомства родителей друг с другом. Познакомить родителей с адаптацией детей в детском саду. 1. Цель собрания:.

Конспект занятия по экспериментированию в первой младшей группе «Подарок для мышки» «Подарок для Мышки» Цель: развитие экспериментальной деятельности, активизацию и обогащение словаря. Образовательные задачи: • Познакомить.

Кружок по ознакомлению с устным народным творчеством «В гостях у дедушки Фольклора» для детей первой младшей группы Программа кружка по ознакомлению с устным народным творчеством «В гостях у дедушки Фольклора» для детей первой младшей группы Пояснительная.

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Опыт работы по детскому экспериментированию»Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Опыт работы по детскому экспериментированию» Для воспитателей ДОУ был организован мастер-класс по опытно-экспериментальной деятельности. Основной целью познавательно-исследовательской.

Опыт работы по детскому экспериментированию «Занимательная наука: узнаем-познаем-развиваемся!» Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения.

Проект по экспериментированию с использованием методом коллекционированием в первой младшей группе ВИД ПРОЕКТА: - познавательно – исследовательский. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: - краткосрочный, 1 месяц ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: - развивать игровой опыт.

Родительское собрание в первой младшей группе «Адаптация ребенка к детскому саду» Родительское собрание в первой младшей группе на тему: «Адаптация ребенка к детскому саду.» Боженко Виктория Михайловна педагог-психолог.

Родительское собрание в первой младшей группе «Адаптация ребёнка к детскому саду» Уважаемые родители! Детский сад – новый период в жизни не только ребнка, но и вас – взрослых. Вам предстоит прожить вместе несколько.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кружок по детскому экспериментированию «Познавай-ка» с детьми первой младшей группы
Опубликовано: 4 марта 2018 в 22:59
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД