Светлана Разумий
Конспект занятия «Культура и традиции мордовского народа» (2)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Продолжать формировать элементарные представления воспитанников о культуре и традициях мордовского народа.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить знания о том, что Мордовия - часть большой страны Россия;
дать представление о том, что для каждого человека малая Родина - это место, где родился.
Продолжать знакомить с историей мордовского края, с достопримечательностями г. Саранска;
продолжать закреплять знание своей фамилии и отчества
Публикация «Конспект занятия „Культура и традиции мордовского народа“ (2)» размещена в разделах
знакомить детей с характерными особенностями мордовской вышивки, учить соединять элементы мордовского узора в зависимости от назначения предмета. Ввести рисование такого элемента, как «восьмиконечная звезда», «ступеньки».
Развивающие:
Развивать творческие, композиционные способности, воображение воспитанников);
развивать интерес к орнаментике женского национального костюма;
развивать навыки речевого общения, умение воспринимать на слух читаемый текст.
Воспитательные:
Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине;
расширять представления об искусстве, традициях и обычаях мордовского народа;
формировать интерес к культуре, предметам быта, национальной одежде, мордовским языкам;
продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.
Методические приемы.
Словесный.
Наглядный.
Игровой.
Практический.
Материал и оборудование.
Экспонаты мини-музея «Национальная изба».
Куклы в мордовской одежде (мокшанка, эрзянка).
Образцы элементов мордовской вышивки.
Заготовки для индивидуальной работы (силуэты женской одежды, аудиозапись «Мордовские народные песни».
Акварель, кисти, баночки с водой, салфетки.
Тематические альбомы о Мордовии.
Содержание непосредственно организованной деятельности детей.
Ребята, сегодня у нас будет очень интересное занятие о том, как люди жили в прошлом, какой у них был быт, традиции, обычаи. Но сначала, скажите мне, как называется страна, в которой мы живем?
- Россия.
- Назовите столицу России?
- Москва.
- А как называется наша республика?
- Наша республика называется Мордовия.
- Назовите столицу Мордовии?
- Саранск.
- А как называется село в котором мы живём?
- Село Александровка.
Да, ребята, мы живем с вами на мордовской земле. Она очень красивая, самобытная и многонациональная.
- Люди, каких национальностей живут у нас в Мордовии?
Русские, татары, мордва. Но коренными жителями Мордовии являются мордва : эрзя, мокша и шокша. Мордовский народ очень любит свой край, и старается сделать его еще богаче и краше. Сколько у нас в городе замечательных мест: Кафедральный собор имени Ф. Ушакова, музеев, театров, спортивных комплексов, стадионов, ледовых дворцов, культурно-развлекательных центров, памятников и т. д.
- Какие еще достопримечательности Саранска вы знаете? (Ответы детей).
- Молодцы.
Физкультминутка.
-Дети, а сейчас мы с вами поиграем в мордовскую народную игру «Пацинесэ».
Дети называют себя разными именами: «колокольчики», «цветок», зайчик» и т. д. и вслух называют свои имена водящему. Потом завязывают ему глаза платком так, чтобы он ничего не мог видеть. Тот, после произношения считалки говорит, что он пойдёт играть, начинает ловить играющих. Когда поймает, должен узнать его – назвать имя, выбранное игроком. Затем водит тот, чьё имя угадано.
Правила игры:
Если водящий долго не может поймать кого-нибудь, то игроки должны подать ему голос. Игроки не должны прятаться друг за другом и не убегать за пределы условленных границ
- Ребята, Саранск не всегда был таким. Когда-то давно в этом городе не было всего этого. Люди жили в маленьких деревянных домиках, ездили в повозках, ходили по тропинкам и по дорогам, покрытыми булыжниками. Дети, хотите узнать, как люди жили раньше в городах и деревнях?
Давным-давно, когда еще жили наши прадедушки и прабабушки, не было никакой техники. Людей того времени кормила и одевала сама природа и труд человека. Мордовские люди старались жить ближе к лесам и водоемам. Леса и реки были очень богатые.
- Как вы думаете зачем люди ходили в лес?
(Ответы детей).
Правильно, в лес ходили на охоту, там собирали, грибы, ягоды, орехи, травы; рубили дрова. В реках и озерах они ловили рыбу.
- Как вы думаете, чем они ловили рыбу?
(Ответы детей).
Ребята, удочек и сетей тогда еще не было, а рыбу ловили наретом - сплетенная из веток и прутьев, ловушка (показ иллюстрации).
Землю обрабатывали вручную, пахали на быках. Люди выращивали рожь, просо, гречиху, лен, коноплю. В ступе толкли из проса пшено, а из пшена, которое снова толкли, получали муку. Из муки пекли пшенные блины.
Дома строили из глины, а крыши делали из соломы. Потом стали строить дома из бревен. Давайте рассмотрим экспонаты в нашем мини-музее.
Мебель была вся из дерева: это и лавки, столы. Люди раньше спали на лавках, кроватей не было. Вся домашняя утварь была сделана из дерева, из глины, бересты и лыка. Вот в таких глиняных горшках люди хранили молоко, оно там долго не прокисало.
Одевались раньше только в одежду, которую изготавливали сами. Сначала выращивали лен и коноплю, потом его жали вручную серпом, так как не было раньше комбайнов, затем сушили, отмачивали в речке, опять сушили, мяли, расчесывали деревянными гребешками, ткали. Затем женщины шили рубахи - панары, потом их вышивали национальным узором и делали украшения.
На ногах носили лапти, а зимой валенки. Лапти умел плести каждый мужчина.
В каждой избе была печка, в ней готовили пищу. В праздники в каждом доме пекли блины, пироги с капустой и калиной, варили холодец и ставили брагу, это напиток такой, как квас.
Мордовские семьи были обычно большими, жили все вместе. Посередине избы висела зыбка или люлька. Туда клали ребеночка и качали, чтобы он не плакал. Посмотрите, у нас в зыбке тоже лежит ребеночек – это девочка Татюня. Часто мамы пели своим детям колыбельные песенки. Чтобы наша Татюня крепче уснула, мы все вместе споем ей мордовскую колыбельную песенку…
Спи, спи, усни, усни,
Моя девочка усни,
Мой ребенок, засыпай,
Спит кукушка, спи и ты.
И синица уж уснула,
И ты глазки закрывай,
Баю, баю, баю, бай.
(Воспитатель с детьми становятся в круг, выполняя движения поют).
Вот она и уснула. Я узнала, что у нашей Татюни сегодня первый день рождения.
Дети, давайте и мы с вами сделаем подарок для Татюни– и не простой подарок, а настоящий национальный костюм. Нарисуем мордовские узоры для одежды Татюни и подарим его ей. Но прежде я вам расскажу о мордовском костюме, какой он самобытный, красивый, не похожий на другие национальные костюмы.
Мордовский народ очень бережно относился к своей одежде. Как вы думаете, почему? (Ответы детей.) Правильно, изготовление одежды - это очень тяжёлый и поэтапный труд, который занимает очень много времени. Давайте рассмотрим части национальной одежды мокшан и эрзян:
(Выставляются куклы в мордовской одежде (мокшанка, эрзянка).
Рубаха – панар (мокш., покай (эрз.). Почему она кажется нам такой нарядной? Да, она украшена узорами. По народному поверью узоры не только украшали одежду, но и служили оберегом, защитой от злых сил. Послушайте, как звучит слово «оберег» от слова «оберегать». Узоры – обереги располагались в определенных местах: на рукавах оберегали руки, сохраняли силу, ловкость. Узоры на горловине оберегали легкие и сердце, по низу – не давали злой силе подобраться снизу.
Передник – сапоня (мокш, рукават (эрз.). Он украшен узорами мордовской вышивки.
Пояс – каркс (мокш. иэрз.) Также украшен вышивкой, различными бусинками и бисером. По низу обязательно пришивалась красивая бахрома.
Набедренное украшение – пулай (эрз.). Украшался вышивкой, бусенками и бисером.
Нагрудное украшение – сюлгам (мокш., сюлгамо (эрз.). Чаще всего украшался монетами, бисером, бусами.
Головной убор – панго (эрз.). Имел разную форму, украшен вышивкой, бусинками, бисером.
(Воспитатель рассаживает детей за столы.)
Создавая костюм, подумайте, какие элементы узора вы хотите использовать. Вы можете создавать узоры из уже знакомых элементов – «крест», «галочка», «ромб» ритмично располагая их.
(Напоминание способов рисования элементов мордовских узоров)
Также хочу познакомить вас с новыми элементами - «восьмиконечная звезда», «ступеньки». (Показ способов рисования).
У вас на столах лежат силуэты одежды мордовского костюма, рассмотрите их, и приступайте к работе. (Воспитатель напоминает об осанке во время работы, помогает детям).
Во время работы детей звучат мордовские народные песни.
После работы детей воспитатель хвалит их работу, отмечает аккуратность.
Ребята, я уверена, что Татюне все ваши костюмы очень понравятся и когда она немного подрастет, их обязательно будет носить.