МААМ-картинки

Конспект занятия «Традиции и обычаи народа Ханты»

Александра Ярцева
Конспект занятия «Традиции и обычаи народа Ханты»

Тема: Традиции и обычаи народа Ханты

Звучит музыка народов ханты. Дети заходят в зал.

Давайте поздороваемся с нашими гостями и родителями!

Садимся возле костра. Ребята, посмотрите вокруг как вы думаете, о чем мы с вами будем разговаривать? А где мы живем? -На севере. А какие у нас живут народы? Дети: Ханты и Манси, Ненцы, Саамы и т. д Воспитатель: Сейчас будем с вами разговаривать про народ Ханты. Мы с вами не так поста сели возле костра от искорки. Без огня в чуме жизни нет. Когда есть огонь в чуме, в нем всегда тепло и уютно. Огонь – жизнь для чума, поэтому его нужно беречь и охранять. Я хочу, чтобы и у нас сегодня на занятии было тепло и уютно.

Публикация «Конспект занятия „Традиции и обычаи народа Ханты“» размещена в разделах

-Воспитатель: А, сейчас давайте с вами послушаем национальную песню народа Ханты. (На проекторе появляется видеозапись)

Воспитатель: Хорошо, ребята вы молодцы внимательно слушали. Вам понравилась песня народа ханты? Дети: Да

Воспитатель: А сейчас давайте встанем и пройдем к нашему музею.

Ребята, вы обратили внимание, что моя одежда отличается от вашей? Чем? (ответы)

В: У народов ханты и манси есть своя национальная одежда. Одежда мужчин называется - «малица»

Женское платье называется «ягушка» Я хочу вам рассказать, что означает мое национальное платье.

Мое платье синего цвета и это говорит о том, что наш край богат водоемами - реками, озерами.

А вот это– орнамент. Орнамент – это не просто украшение, а символические изображения животных или растений. Он имеет и свои названия: хвост глухаря, заячьи ушки, рыболовная сеть, сосна и другие.

Воспитатель: ребята, а вы знаете, чем лакомятся ханты, ведь у них нет конфет,

сладостей, магазинов, где все это можно купить. Ханты собирают

(дикорастущие ягоды, грибы)

Воспитатель: посмотрите, у нас в музеи есть туесок для сбора ягод

Женщины занимались рукоделием, шили вот такие красивые игольницы, так же своим детям шили варежки, носочки и посмотрите, как красиво они украшали все это бисером.

Послушайте загадку

В доме лишь одна стена,

Очень круглая она

До того она кругла –

Ни единого угла. (Чум)

- Что такое чум? (Дом жилище – оленеводов).

Верно, чум – жилище оленеводов (выставляю макет чума).

Что Вы можете о нем рассказать? (Ответы детей).

Скажите, чум ставят, делают или строят? (Ставят)

Правильно, чум ставят, и обычно занимаются этим женщины – чумработницы существует определенный порядок установки чума. Прежде всего, выбирают место для жилища, которое зимой расчищают от снега. Потом намечают середину чума, куда кладут железный лист. На нем устанавливают железную печку. Вокруг железного листа укладывают по три доски – это пол. Когда все приготовлено, две женщины устанавливают два основных шеста- наверху их связывают.

В одном чуме живут по несколько семей разных национальностей (манси, коми-зыряне, ненцы, живут очень дружно, как одна большая, дружная семья.

А сейчас давайте поиграем в игру, нужно будет собрать чум.

Дети собирают.

Воспитатель: а чтобы будущие рыбаки ханты были ловкими да сильными, детей с детства приучали к труду, к играм, развивающим сноровку. Ребята, давайте, с вами поиграем в хантыйскую игру : «борьба на палке» Чертится линия. Играющие по двое садятся лицом друг к другу, упираясь ступнями ног. Держась за палку двумя руками, начинают перетягивать друг друга. Кто перетянет победитель. Такие игры тренировали руки, можно была управляться с вёслами, сетям. Дети: дети с педагогом играют в игру.

А, сейчас давайте немножко отдохнем, присаживайтесь возле костра.

Давайте, послушаем стихотворения Г. Лазарев.

ЛИСТВЕННИЦА

Видишь, лиственница встала

На скале береговой

Небо синее достала

Непокорной головой.

Есть предание, что когда-то

Обессиливший старик

К ней добрался в час заката,

Прислонился к ней на миг.

И услышал: «Сын мой милый,

Я хочу тебе сказать:

«От меня займи ты силы

Благо мне не занимать»!

Отдохнул старик душою,

И на утро помогло.

Совладать ему с волною

Лиственничное весло.

Стал надёжней на охоте

Крепкий лиственничный лук.

Вот и славится в народе

Это дерево как друг.

Ребята, вы внимательно слушали, а сейчас давайте свами поговорим, о чем же наше стихотворения?

К этому дереву ХАНТЫ приходят, чтобы исцелиться от болезней.

Ребята, давайте вернемся к музею, а вы заметили, что в чуме кто-то есть, это кукла «Акань»хантыйская кукла. В такие самодельные куклы, изготовленные из тонкой ткани, сукна или меха, играли дети народов Ханты и Манси, живущие в нашем округе. Вместе с маленькой хозяйкой кукла «Акань» отправлялась в летнюю деревню, в стойбище оленеводов, на рыболовецкий стан, на праздники. Первую куклу девочке делали мама или бабушка, иногда старшая сестра. Подрастая, девочка шила их сама. Куклы дарили своим родственникам и сами получали их в подарок. Вечером перед сном девочка должна была слегка покусать Акань за голову, так как существовало поверье, что если девочка не покусает ее, то ночью Акань укусит ее за большой палец ноги. На лице у Акань не принято было делать глаза, нос, рот, так как такие куклы считались священными и, по поверью, в них могли вселяться злые духи. Давайте, куклы Акань сделаем подружек, присаживайтесь за столы.

Звучит музыка народов ханты. Дети заходят в зал.

Давайте поздороваемся с нашими гостями и родителями!

Садимся возле костра. Ребята, посмотрите вокруг как вы думаете, о чем мы с вами будем разговаривать? А где мы живем? -На севере. А какие у нас живут народы? Дети: Ханты и Манси, Ненцы, Саамы и т. д Воспитатель: Сейчас будем с вами разговаривать про народ Ханты. Мы с вами не так поста сели возле костра от искорки. Без огня в чуме жизни нет. Когда есть огонь в чуме, в нем всегда тепло и уютно. Огонь – жизнь для чума, поэтому его нужно беречь и охранять. Я хочу, чтобы и у нас сегодня на занятии было тепло и уютно.

-Воспитатель: А, сейчас давайте с вами послушаем национальную песню народа Ханты. (На проекторе появляется видеозапись)

Воспитатель: Хорошо, ребята вы молодцы внимательно слушали. Вам понравилась песня народа ханты? Дети: Да

Воспитатель: А сейчас давайте встанем и пройдем к нашему музею.

Ребята, вы обратили внимание, что моя одежда отличается от вашей? Чем? (ответы)

В: У народов ханты и манси есть своя национальная одежда. Одежда мужчин называется - «малица»

Женское платье называется «ягушка» Я хочу вам рассказать, что означает мое национальное платье.

Мое платье синего цвета и это говорит о том, что наш край богат водоемами - реками, озерами.

А вот это– орнамент. Орнамент – это не просто украшение, а символические изображения животных или растений. Он имеет и свои названия: хвост глухаря, заячьи ушки, рыболовная сеть, сосна и другие.

Воспитатель: ребята, а вы знаете, чем лакомятся ханты, ведь у них нет конфет,

сладостей, магазинов, где все это можно купить. Ханты собирают

(дикорастущие ягоды, грибы)

Воспитатель: посмотрите, у нас в музеи есть туесок для сбора ягод

Женщины занимались рукоделием, шили вот такие красивые игольницы, так же своим детям шили варежки, носочки и посмотрите, как красиво они украшали все это бисером.

Послушайте загадку

В доме лишь одна стена,

Очень круглая она

До того она кругла –

Ни единого угла. (Чум)

- Что такое чум? (Дом жилище – оленеводов).

Верно, чум – жилище оленеводов (выставляю макет чума).

Что Вы можете о нем рассказать? (Ответы детей).

Скажите, чум ставят, делают или строят? (Ставят)

Правильно, чум ставят, и обычно занимаются этим женщины – чумработницы существует определенный порядок установки чума. Прежде всего, выбирают место для жилища, которое зимой расчищают от снега. Потом намечают середину чума, куда кладут железный лист. На нем устанавливают железную печку. Вокруг железного листа укладывают по три доски – это пол. Когда все приготовлено, две женщины устанавливают два основных шеста- наверху их связывают.

В одном чуме живут по несколько семей разных национальностей (манси, коми-зыряне, ненцы, живут очень дружно, как одна большая, дружная семья.

А сейчас давайте поиграем в игру, нужно будет собрать чум.

Дети собирают.

Воспитатель: а чтобы будущие рыбаки ханты были ловкими да сильными, детей с детства приучали к труду, к играм, развивающим сноровку. Ребята, давайте, с вами поиграем в хантыйскую игру : «борьба на палке» Чертится линия. Играющие по двое садятся лицом друг к другу, упираясь ступнями ног. Держась за палку двумя руками, начинают перетягивать друг друга. Кто перетянет победитель. Такие игры тренировали руки, можно была управляться с вёслами, сетям. Дети: дети с педагогом играют в игру.

А, сейчас давайте немножко отдохнем, присаживайтесь возле костра.

Давайте, послушаем стихотворения Г. Лазарев.

ЛИСТВЕННИЦА

Видишь, лиственница встала

На скале береговой

Небо синее достала

Непокорной головой.

Есть предание, что когда-то

Обессиливший старик

К ней добрался в час заката,

Прислонился к ней на миг.

И услышал: «Сын мой милый,

Я хочу тебе сказать:

«От меня займи ты силы

Благо мне не занимать»!

Отдохнул старик душою,

И на утро помогло.

Совладать ему с волною

Лиственничное весло.

Стал надёжней на охоте

Крепкий лиственничный лук.

Вот и славится в народе

Это дерево как друг.

Ребята, вы внимательно слушали, а сейчас давайте свами поговорим, о чем же наше стихотворения?

К этому дереву ХАНТЫ приходят, чтобы исцелиться от болезней.

Ребята, давайте вернемся к музею, а вы заметили, что в чуме кто-то есть, это кукла «Акань»хантыйская кукла. В такие самодельные куклы, изготовленные из тонкой ткани, сукна или меха, играли дети народов Ханты и Манси, живущие в нашем округе. Вместе с маленькой хозяйкой кукла «Акань» отправлялась в летнюю деревню, в стойбище оленеводов, на рыболовецкий стан, на праздники. Первую куклу девочке делали мама или бабушка, иногда старшая сестра. Подрастая, девочка шила их сама. Куклы дарили своим родственникам и сами получали их в подарок. Вечером перед сном девочка должна была слегка покусать Акань за голову, так как существовало поверье, что если девочка не покусает ее, то ночью Акань укусит ее за большой палец ноги. На лице у Акань не принято было делать глаза, нос, рот, так как такие куклы считались священными и, по поверью, в них могли вселяться злые духи. Давайте, куклы Акань сделаем подружек, присаживайтесь за столы.

Публикации по теме:

Открытое мероприятие в старшей группе «Обычаи и традиции бурятского народа» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «Серебряное копытце» hУРГУУЛИИН УРДАХИ.

Конспект занятия «Обычаи и традиции русского народа» для детей старшей группыКонспект занятия «Обычаи и традиции русского народа» для детей старшей группы «Обычаи и традиции русского народа» для детей старшей группы Цель: Воспитание любви к русской национальной культуре. Задачи: -Продолжать.

Конспект открытого занятия «Русская матрёшка и традиции русского народа»Конспект открытого занятия «Русская матрёшка и традиции русского народа» Открытое занятие «Русская матрёшка и традиции русского народа» Задачи: Дать представления о том, что как народные мастера изготавливают.

Конспект занятия «Быт и традиции чувашского народа» Развивательные: 1. Развивать у детей толерантность, доброжелательные отношения к представителям других национальностей; Воспитательные:.

Конспект логопедического занятия «Изучаем традиции своего народа. Пасха на Руси» для детей старшего дошкольного возраста Образовательные области: познавательное и речевое развитие. Цель: Знакомство детей с христианским праздником Светлой Пасхи, традициями и.

Проект «Традиции и обычаи башкирского народа» Паспорт проекта. Участники: воспитанники старшей группы, воспитатели, родители МАДОУ детский сад №38. Вид проекта: познавательный Тип проекта:.

Проект «Обычаи и традиции русского народа»Проект «Обычаи и традиции русского народа» Название проекта «Обычаи и традиции русского народа» составлен воспитателем 1 категории МБОУ "Начальная школа- детский сад №6 компенсирующего.

Тематическая папка «Приобщение детей к культуре народа ханты и манси»Тематическая папка «Приобщение детей к культуре народа ханты и манси» Данное пособие разработано в соответствии с планом по самообразованию. Нужно было по итогу весь подобранный материал собрать воедино,.

Традиции и обычаи абазинского народа, как источник сохранения и обогащения родного языкаТрадиции и обычаи абазинского народа, как источник сохранения и обогащения родного языка Ф. М. Биджева Заместитель заведующей по ВМР МКДОО «Амра а. Инжич-Чукун», Абазинский район. E- mail: fatima.bidzheva.60@mail.ru[/h4][/b].

Конспект занятия «Традиции русского народа»Конспект занятия «Традиции русского народа» Традиции русского народа (из опыта работы) Русские народные традиции; одна из составных частей культурного наследия русского народа. К.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Традиции и обычаи народа Ханты»
Опубликовано: 28 октября 2018 в 18:25
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД