МААМ-картинки

Проект «Традиции и обычаи башкирского народа»

Зульфира
Проект «Традиции и обычаи башкирского народа»

Паспорт проекта.

Участники: воспитанники старшей группы, воспитатели, родители

МАДОУ детский сад №38.

Вид проекта : познавательный

Тип проекта : среднесрочный (октябрь-февраль)

Актуальность.

Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувство гордости за свою Родину.

Публикация «Проект „Традиции и обычаи башкирского народа“» размещена в разделах

История Башкортостана, как многонационального региона, сложна и многообразна, она вбирает в себя историю деревень и городов, прилегающих к ним территорий, тем самым вооружая их знаниями по истории родного края.

В традиционной культуре любого народа можно выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения эмоциональной насыщенности: это устное народное творчество, музыкальное народное творчество, народные игры, праздники, традиции и обычаи.

Самый благородный путь – возрождение забытых национальных ценностей. К счастью,детство – то время, когда возможноподлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры. Сегодня становитсявозможным на деле осуществить «связь времён», внести в воспитание детей разнообразные элементы культуры.

Педагогический аспект культуры понимается нами не только как возрождение и воссоздание традиций башкирского народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи. Приобщение дошкольников к народным традициям будет эффективным, если педагогическая технология обеспечивает взаимодействие в системе «педагог – ребёнок – родитель».

Проблема: низкий уровень знаний детей об истории, традициях и обычаях башкирского народа.

Цели:

приобщение дошкольников к системе культурных ценностей башкир;

воспитание толерантного отношения к другому народу.

Гипотеза: развитие интереса к культуре и традициям башкирского народа будет эффективным при соблюдении следующих условий:

создание развивающей среды;

проведение систематического знакомства (обучение) с традициями и обычаями башкирского народа использованием наглядного материала;

привлечение к данной теме родителей.

Задачи:

1. Развивать у детей эмоциональное, активное отношение, действительный интерес к народной культуре башкир.

2. Познакомить детей с особенностями культуры, быта, традициями народа (жилище, народный костюм, национальная кухня).

3. Обогащать интеллектуальную, информационную сторону ребёнка.

4. Формировать интерес к самостоятельному изготовлению поделок, отражающих национальное искусство башкир.

5. Воспитывать уважение к культурным традициям других народов.

Формы и методы работы

1. Художественно-дидактические и конструктивные игры (изучение внешнего и внутреннего убранства башкирского жилища, декоративного оформления предметов быта и утвари, национальной мужской и женской одежды, костюмов батыров воинов).

2. Знакомство с традиционным укладом жизни башкир, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней.

3. Художественно-продуктивная деятельность: лепка,рисование.

4. Использование на занятиях сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализовано - дидактических игр.

5. Знакомство с башкирскими народными подвижными играми, с устным народным творчеством.

Для успешной реализации программы необходимо создать условия для формирования у детей целостного восприятия прошлого и настоящего своего края, осмысление своего места в нём, осознание своей ответственности за него.

Этапы реализации:

подготовительный - сбор информации из различных источников по теме; обогащение и дополнение развивающей среды в группе, составление тематического планирования мероприятий;

основной - осуществление деятельности в соответствии с тематическим планированием; привлечение родителей к участию в мероприятиях детского сада, осуществлению проектной деятельности; осуществление контроля над реализацией проекта;

заключительный– НОД, презентация опыта работы по проекту.

Ожидаемый результат:

Дети знают:

место проживания: республика, город; предприятия родного города и их значимость; символику республики, города, достопримечательности, климатические условия; флору и фауну;

умеют находить на карте крупные города республики;

свою нацию, культуру, язык, традиции, гордятся своим народом, его достижениями. Столицу своей Родины, ее историю, достопримечательности, показывают на карте России несколько крупных городов. Флаг, герб, гимн России;

называют представителей других национальностей, населяющих Родину. Уважают их культуру и традиции;

национальные игры, с удовольствием в них играть.

Перспективный план по реализации проекта

№ Тема Форма Сроки

1Выбор темы,цели.

Задач проекта. Знакомство воспитателей, родителей с содержанием работы по проекту. Подборка детской и научно – популярной литературы. Сентябрь

Дидактические игры. «Кто больше найдет и назовет башкирской посуды,«Собери орнамент», «Назови башкирское блюдо», «Составь башкирскую обувь : ситек, быйма»,

«Найди и назови женский головной убор», «Составь башкирское нагрудное украшение». Сентябрь-февраль

4 Подвижные игры. «Юрта», «Платок», «Невод», «Курочка»,

«Ак тирак», «Курай». Сентябрь-февраль

5 Родина моя – Башкортостан.

Формировать интерес к своему краю, вызывать чувство ответственности по отношению к родине. Познавательное занятие:

«Родина моя-Башкортостан».

Рисование «Курай».

Октябрь

6 Национальная башкирская одежда.

Познакомить детей с особенностями башкирской одежды.

Развивать умение подбирать цвета и составить узоры национального калорита. Познавательное занятие:«Башкирская национальная одежда».

Рисование «Ситек». Ноябрь

Башкирское жилище.

Формировать знания детей о башкирском народе, познакомить с особенностями жилища. Познавательное занятие «Башкирское народное жилище».

Рисование «Юрта».

Декабрь

7 Башкирская народная музыка.

Башкирские музыкальные инструменты.

Познакомить детей с башкирскими народными музыкальными инструментами и музыкой. Познавательное занятие: «Башкирские музыкальные инструменты».

Разучивание башкирской народной песни

«Ай,Урал».

Январь

Башкирская кухня.

Расширить знания об особенностях национальной кухни. Познавательное занятие: «Башкирские национальные блюда».Лепка «Башкирское угощение».

«Кадушка для кумыса». Февраль

Вывод

Задача воспитателя при ознакомлении детей с историей родного края – показать сложность, противоречивость, неоднозначность исторического пути родной им земли. Целью образовательного процесса в дошкольных учреждениях должно стать создание таких условий для воспитания и образования, при которых духовное нравственное, эстетическое, патриотическое развитие дошкольников осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через приобщение к региональному компоненту. Предполагается, что благодаря обращению к особенностям культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно-природной среде, поймут меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение.

Литература

1. «Я Родину хочу свою познать» Р. Х. Гасанова. Уфа-2007.

2. «Башкирская народная сказка в системе образ-го процесса ДОУ».З. Г. Нафикова. Уфа-2011.

3. Л. Н. Гасанова, Р. Х. Гасанова «Словесное творчество старших дошкольников на основе национальной культуры башкирского народа». Учебно-методическое пособие. Уфа: издательство ИРО РБ,2012г-136с.

4. Р. Л, Агишева «Я познаю Башкортостан». Издательство БИРО Уфа-2008-100с. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений и учителей начальных классов.

5. Р. Л, Агишева, Ф. Х. Губайдуллина «Я познаю Башкортостан». Учебная хрестоматия.

6. 8.«Фольклор и литература РБ».Учебная хрестоматия для детей ДОУ.

7. Г. М. Нафикова. Уфа-2004.

Публикации по теме:

Конспект интегрированной ОДД по ознакомлению с национальной культурой башкирского народа (вторая младшая группа)Конспект интегрированной ОДД по ознакомлению с национальной культурой башкирского народа (вторая младшая группа) Тема: «В гости к бабушке Айбике» Цель: -формировать у воспитанников гуманное отношение к окружающему миру, любви к родной семье, родному.

Долгосрочный проект «Традиции и обычаи наших предков — казаков станицы Змейской» Материал к Аттестации 5 ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ Тема: «Традиции и обычаи наших предков- казаков станицы Змейской». 2014-2015.

Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Традиции русского народа» Тема: «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Традиции русского народа» Срок реализации проекта– 1 год.

Педагогический проект «Православные традиции русского народа» Воспитатель: Клинкова Е. А. Проект рассчитан на работу с детьми 6 – 7 лет. Вид проекта: познавательно – исследовательский. Продолжительность.

Проект «Культура и традиции русского народа» Актуальность В настоящее время необходимо с дошкольного возраста уделять внимание вопросам духовно- нравственного развития детей, что способствует.

Проект «Обычаи и традиции русского народа»Проект «Обычаи и традиции русского народа» Название проекта «Обычаи и традиции русского народа» составлен воспитателем 1 категории МБОУ "Начальная школа- детский сад №6 компенсирующего.

Проект по духовно-нравственному воспитанию для детей дошкольного возраста «Традиции и обычаи русского народа» Государственное казенное учреждение Самарской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Солнечный лучик».

Проект «Традиции удмуртского народа» Проект «Традиции нашего народа» Актуальность :Живя в Удмуртии, дети мало знают традиции народа, многие пренебрежительно относятся к традициям.

«Традиции и обычаи удмуртского народа». Технологическая карта организации совместной образовательной деятельности Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад «Чебурашка» (МБДОУ детский сад «Чебурашка») Технологическая карта организации.

Творческий проект «Формирование нравственно-эстетических качеств дошкольника через культуру и традиции дагестанского народа»Творческий проект «Формирование нравственно-эстетических качеств дошкольника через культуру и традиции дагестанского народа» ЦРР МБДОУ – Детский сад № 49 ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ На тему: «Формирование нравственно - эстетических качеств дошкольников через культуру.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Традиции и обычаи башкирского народа»
Опубликовано: 15 марта 2018 в 19:54
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД