Пичугина Светлана Леонидовна
«История происхождения денег». Квест-игра в подготовительной группе
Ставропольский край г. Михайловск
МБДОУ Детский сад 31 «Капитошка»
Пичугина Светлана Леонидовна
Квест - игра : «История происхождения денег»
Цель: познакомить с историей и причинами происхождения денег и их значением в жизни.
Задачи:
• Формировать представления об истории и развитии денежной единицы от прошлого к настоящему;
Публикация «„История происхождения денег“, Квест-игра в подготовительной группе» размещена в разделах
- Деньги, монеты. История возникновения денег
- История предметов, путешествие в прошлое, река времени
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Подготовительная группа
- Темочки
• Обогащать знания детей об истории денег, углублять представления детей о прошлом, настоящем и будущем денег;
• Продолжать устанавливать соотношение между монетами и числами;
• Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, опытным путём знакомить с различными свойствами бумаги и металла;
• Уточнить знания детей о том, что можно, а что нельзя купить за деньги;
• Воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение работать командой.
Предварительная работа: Беседы, просмотр мультфильмов по финансовой грамотности, Рассматривание монет и банкнот, чтение художественной литературы, создание мини-музея денег.
Материал и оборудование:
• Карта;
• Таблички со станциями;
• Дидактическая игра: «Найди и обменяй»;
• Игра: «Собери купюру»;
• Дидактическая игра: «Что можно купить за деньги, а что нельзя»
• Контейнера для опытов, монетки, купюры;
• Шаблоны для денег.
Методы и приемы: словесный, игровой, наглядный, практический.
Ход:
Мы пришли в детский сад (имитируют ходьбу)
Миша рад и Рома рад
И конечно все ребята (хлопаем в ладоши)
Нашей встрече очень рады.
Воспитатель: Вот собрались мы друзей
И отправимся в музей.
Нам в музее интересно,
Что увидим неизвестно!
Станем все мы изучать
Будем всё запоминать!
В: Ребята, а какие мини – музеи у нас есть в группе?
Дети перечисляют.
В: Сегодня мы с вами, ещё раз рассмотрим музей денег.
В: Скажите пожалуйста, а что такое деньги?
Откуда берутся деньги у людей?
Д: Деньги – это товар для обмена и услуг.
За деньги можно купить вещи, дом, квартиру, машину, корабль и продукты.
Деньги получают за работу.
Деньги домой приносят родители – это зарплата.
В: Давайте посмотрим, что же у нас здесь в музее есть…
Рассматривают мини-музей денег.
В: Ой, ребята, а почему же здесь пустые листы? Посмотрите карта-путеводитель…давайте с вами отправимся в путешествие по карте. И когда мы пройдём все остановки, мы обязательно узнаем, почему в нашем мини-музее, остались пустые листы.
Станция №1 «Древний мир»
Давным-давно, миллионы лет назад, на заре становления человеческой цивилизации, когда мужчина ходил охотиться на мамонта, а женщина ждала его в пещере у очага, денег не было. Деньги этому человеку совершенно не были нужны.
Но прошло много лет и люди научились делать себе из камня топоры, ножи, глиняные горшки, копья, стрелы, делать посуду и предметы домашнего обихода, шить одежду. Пищу добывали охотой и рыбной ловлей. У одного получалось лепить глиняные горшки, но никак не получалось поймать зайца, а у другого – наоборот.
И пришла людям в голову мысль: можно меняться продуктами своего труда. Я тебе – зайца, а ты мне –горшок для варки. Так появился бартер -предшественник современных денег.
Они просто обменивались различными предметами. Гончары меняли горшки. Кузнецы – топоры. Земледельцы – зерно. Скотоводы – овец, шерсть, кожу.
В: Ребята, я вам предлагаю сейчас, как в древнем мире обменяться товаром.
Игра: «Найди и обменяй»
Детям раздаётся по одной карточку, на которой на одной стороне нарисована картинка-предмет, то есть тот товар, который принадлежит игроку. А на другой стороне написано слово-название, которое необходимо получить в обмен на этот товар, далее дети начинают искать у игроков товар, который им нужен.
Воспитатель: Понравилось вам обмениваться своим товаром? Получили желаемый результат? А называется такой обмен -бартер. (Дети повторяют слово – бартер.)
В: Как вы думаете, это удобно было? (ответы детей)
Почему неудобно?
Д: Такие деньги в карман не спрячешь. Это было тяжело, занимало много места.
Постепенно люди поняли, что деньги должны быть постоянными. Они не должны портиться, быть лёгкими, не терять своей ценности.
Деньги в виде перьев применялись в обороте жителей некоторых островов Тихого океана. Представляли они собой тонкие красные перья длиной до 10 сантиметров, которые склеивались между собой. Использовались такие деньги для взаимных расчетов и покупках в зависимости от яркости перьев: чем ярче, тем дороже она использовалась при обмене.
Так же, одними из первых денег были ракушки. В ракушках просверливали отверстие и нанизывали на веревочку как бусы. Они были лёгкими и не портились. За одного быка нужно было отсчитать тысячу таких раковин.
Ракушку использовали как средство обмена. В обмене было неудобным то, что весь товар приходилось носить с собой.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, удобно было с такими деньгами?
Ответы детей: Это было тяжело, и товар занимал много места.
Воспитатель: Ну, а мы отправляемся дальше в путешествие.
Смотрим на карте, куда же нам отправляться дальше.
Станция №2 «Древний Египет»
Именно в Древнем Египте изобрели заменитель вещи, на которую будет обмениваться нужный товар - первые в мире деньги.
Прошло еще много времени. Люди научились добывать металл. И придумали делать деньги из металла. Тогда деньги существовали лишь в виде монет разной формы, размера. Деньги могли быть квадратными, удлиненными, полукруглыми и, конечно же, круглыми. Их можно было не только держать в кошельке, но и носить на шее.
Деньги изготавливали из драгоценных металлов - золота, серебра, делали медные, бронзовые монеты. И рисунок наносили на монетки, какой угодно. Но это были драгоценные металлы и люди стали чеканить деньги из металла.
Так появились металлические деньги - МОНЕТКИ.
Кстати, когда монеты начали чеканить в Российской империи, то на монетах, выдавливали три, пять точек, так как население было неграмотным и не могло прочитать, какая это монетка.
Однако, долгое время основной единицей расчета оставалась копейка – маленькая серебряная монета с изображением всадника с копьем. Отсюда и ее название – КОПЕЙКА
ПОДВИЖНАЯ ИГРА «МЫ МОНЕТКИ»
Дети делятся пополам. Одна половина встает полукругом – это кошелек. Остальные дети надевают золотистые круги на лентах – это монетки.
«Монетки»
«Мы не детки, мы не детки,
А веселые монетки. (Идут по кругу, держась за руки.)
Звонко катимся по кругу, (Идут вприпрыжку.)
Жмемся спинками друг к другу. (Прижимаются спинкой к соседу.)
Дружно скачем: скок да скок… — (Прыгают на месте.)
И обратно в кошелек.
(Монетки-дети должны успеть запрыгнуть в кошелек, пока он не захлопнулся – дети смыкают круг.)
Игра повторяется – дети меняются ролями.
Воспитатель: Молодцы! Замечательно поиграли.
Воспитатель: Ну а мы отправляемся дальше в путешествие. Смотрим на карте, куда же нам отправляться дальше.
Станция №3 «Древний Китай»
Воспитатель: У металлических денег все же оказался важный недостаток.
Как вы думаете какой?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, они тяжелые и занимают много места. И поэтому люди обратили внимание на бумагу.
Так впервые появились на свете бумажные деньги в Китае. Причина появления бумажных денег в Китае довольно проста: на территории Китая не хватало полезных ископаемых золота и серебра. Поэтому для изготовления денег использовали бумагу.
Сначала они были очень большого размера, как лист бумаги. А расписывались бумажные деньги иероглифами - китайскими буквами. Каждый иероглиф имеет свое значение: солнце, небо, луна, земля, сила, человек.
Игра: «Собери купюру»
В конвертах разрезанные первые деньги Китая. Дети собирают картинку.
Воспитатель: Молодцы ребята. Справились с этим заданием.
Воспитатель: Ну а мы отправляемся дальше в путешествие. Смотрим на карте, куда же нам отправляться дальше.
Станция №4 «Современный мир»
В России бумажные деньги появились позднее, при императрице Екатерине II. Назывались они «Катеньки», на деньгах были портреты императрицы. Позднее на купюрах менялись портреты правителей эпохи.
-А сейчас давайте поговорим о современных деньгах.
-Какими деньгами пользуются современные люди?
- Назовите виды денег (выслушиваем ответы детей).
Правильно, бумажные – купюры, монеты – рубли, копейки.
Воспитатель: А, как вы думаете, какие деньги удобнее монеты или купюры?
Дети: Высказывают своё мнение.
Воспитатель: Итак, деньги это разрешенное государством и законом средство обмена.
А что значит «разрешенное законом»?
Это очень просто: попробуй, нарисуй рубль. За такую бумажку ты ничего не купишь, потому что закон разрешает пользоваться только деньгами, выпущенными государством. Тот, кто сам печатает или рисует денежные знаки, называется фальшивомонетчиком. Если внимательно посмотреть на денежную купюру, то можно увидеть надпись «Билет Банка России».
Воспитатель: Как же нам наверняка разобраться, что лучше монеты или купюры? Подумайте?
Давайте проверим. Сейчас мы с вами пройдем в мини - лабораторию.
Воспитатель: Что бы нам войти в лабораторию, надо купить билет.
(Дети выбирают карточку с примером, решают его. Ответ примера - это цена билета, дети берут монеты и получают билет.)
Воспитатель: Напомните мне правило – как надо вести себя в лаборатории? Итак, зачем же мы сюда пришли? А пришли мы, чтобы узнать, что удобней монеты или купюры. Давайте возьмем лист бумаги, разделим его пополам – правая половина – это монеты, левая – бумажные деньги. Наши колонки будут пополняться плюсами, и в конце мы сделаем общий вывод.
Начинаем проводить эксперименты.
Эксперимент 1: Давайте попробуем сжать в одном кулаке монетку, а в другом бумагу. Что произошло? (помялась, не помялась). Теперь давайте попробуем порвать. (бумага мнётся, рвется; монета - нет.)
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно монета лучше. Она не мнётся и не рвется. На карточке напротив монеты ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие качества.
ВЫВОД: монетка
Эксперимент 2:
Воспитатель: Нам нужен стакан с водой. Кладем бумагу в воду. Что происходит?
Ответы детей
Воспитатель: А если она намокнет, что произойдёт?
Ответы детей
Воспитатель: А теперь проверим монету. Что произойдёт? Какой вывод сделаем, кто в этом эксперименте выигрывает?
ВЫВОД: опять монетка
Эксперимент 3:
- А теперь в одну руку возьмите монетку, а в другую бумажную купюру.
Давайте определим, что тяжелее монета или купюра.
Ответы детей
Воспитатель:
- Может, подуем?
- Что происходит с монетой?
- А что происходит с купюрой?
- Какой вывод сделаем? Что легче?
ВЫВОД: Что выигрывает? Бумажная купюра
Эксперимент 4:
Воспитатель: Теперь возьмите бумажную купюру в 10 рублей и 10 монеток (монетки берем по одной). Скажите пожалуйста, какие деньги мы возьмем быстрее?
ВЫВОД: Правильно – бумажные
Воспитатель: Давайте посмотрим на наши колонки, (По одним свойствам выигрывают монеты, а по другим купюры, а в наших колонках одинаковое количество плюсов. Какой можно сделать вывод?
ВЫВОД: Правильно, нужны нам и монеты и купюры, а ещё их называют банкноты.
Воспитатель: Давайте закрепим наши знания, поиграем в игру, «Добавь словечко».
Я буду говорить словосочетание, а вы противоположное значение.
Договорились?
Монета круглая, а банкнота….
Банкнота бумажная, а монета….
Монета звенит, а банкнота….
Воспитатель: Ну а мы отправляемся дальше в путешествие. Смотрим на карте, куда же нам отправляться дальше.
Станция №5 «Сюрпризная»
В: Ребята, посмотрите:
Мы не детки, мы не детки,
А весёлые монетки.
Звонко катимся по кругу
Радуемся мы друг другу.
Дети берут атрибуты к дыхательной гимнастике:
Набираем воздух носом
Выдыхаем ртом
Вдох – выдох – 5 раз
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, все ли на свете можно купить? А есть ли такие вещи, которые купить нельзя ни за какие деньги? (Ответы детей)
Дидактическая игра: «Что можно купить за деньги, а что нельзя»
Воспитатель: Есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются. Вот сколько стоит ваша дружба?
Дети: Нисколько.
Воспитатель: В наше время для удобства были придуманы электронные деньги. Для того чтобы мы могли пользовать электронными деньгами, были придуманы банковские карты, на которых хранятся электронные деньги. И поэтому вместо наличных денег, которые мы держим в руках, чаще используем банковские карточки.
История денежных знаков продолжается, но и они уже уступают место более удобным… электронным деньгам.
Сегодня во многих странах при расчетах пользуются кредитными карточками. С помощью кредитной карточки можно платить за все: за квартиру, за продукты.
Но можем ли мы считать эти кредитные карточки последним словом в денежном обращении? Нет, конечно! Так уж устроены люди: они будут искать и, несомненно, отыщут что-то еще более удобное и совершенное.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось путешествие в «Денежную страну»?
-Что нового вы узнали сегодня на занятии?
-Что понравилось больше всего?
Воспитатель: Ребята, а вот и сюрприз. Предлагаю вам изготовить свои деньги, деньги будущего. (Подарок детям Шаблоны для денег будущего.) И деньги будущего мы поместим в наш мини-музей, таким образом заполним последнюю страницу.
А теперь мы улыбнёмся,
Дружно за руки возьмёмся.
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожеланье –
Знания ищи всегда
Умным станешь ты тогда.