Получи документы

LEGO-конструирование как средство развития связной речи детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями развития

Елена Майорова
LEGO-конструирование как средство развития связной речи детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями развития

ФГОС ДО обязывает нас обеспечивать выпускников детского сада равными возможностями независимо от того, какую группу посещает ребё нок: логопедическую или общеразвивающую. Понаблюдав за детьми 4 – 5 лет, увидела их интерес к конструкторам LEGO. Так как, работая в логопедической группе, одна из главных проблем – недоразвитие речи, то задумалась, как можно применить данный конструктор для развития речи детей.

Публикация «LEGO-конструирование как средство развития связной речи детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями развития» размещена в разделах

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Начиная работу со старшими дошкольниками, имеющими диагноз «Общее недоразвитие речи, 3-его уровня», выявила следующие проблемы: ограниченный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, неумение планировать речевое высказывание. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление. Для решения проблем недоразвития речи использовала различные методы и приёмы. Это и художественное слово, вопросы, беседа, рассказ, составление плана, повторное чтение с договариваем, дидактические игры и др. Но, как показала практика, в современном мире всего перечисленного недостаточно, чтобы решить проблему. Изучив литературу, опыт коллег по данному направлению, стала использовать LEGO – конструктор для развития речи в разных видах деятельности: на занятиях, в совместной деятельности с детьми и для организации их самостоятельной деятельности.

Перед собой поставила цель: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста, имеющих диагноз «Общее недоразвитие речи 3-его уровня» с использованием LEGO – конструирования.

Для решения поставленной цели были определенны следующие задачи:

1. Развивать связную речь у детей старшего дошкольного возраста с диагнозом «Общее недоразвитие речи 3-его уровня»

2. Развивать познавательный интерес к LEGO – конструированию.

3. Формировать умения и навыки конструирования, приобретение первого опыта при решении конструкторских задач.

4. Развивать творческую активность, самостоятельность в принятии оптимальных решений в различных ситуациях, развивать внимание, оперативную память, воображение, мышление (логическое, творческое).

Несформированность мелкой моторики является одной из причин недоразвития речи. О важности координации движения пальцев рук и развития мелкой моторики писала известный исследователь детской речи М. М. Кольцова. Она говорила, что кисти рук надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Одним из направлений применения LEGO - конструирования в работе с дошкольниками – это развитие мелкой моторики. Тренируя пальцы, мы оказываем воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи.

В своей работе для развития мелкой моторики использую следующие игры с использованием LEGO – конструктора :

• Игра «Чудесный мешочек»

• Игра «Разноцветные вагончики» и другие.

Во вторую половину дня, во время логочаса провожу игровой самомассаж конструктором LEGO с использованием элементов пальчиковой гимнастики.

Деятельность по LEGO - конструированию способствует развитию не только мелкой моторики, но и развитию речевой активности у дошкольников. Организация образовательной деятельности в игровой форме способствует развитию познавательного интереса у детей, позволяет уберечь их от утомления за счет частой смены позиций — сидя, стоя, на ковре, за столом и пр.

При проведении образовательной деятельности с детьми с использованием LEGO отрабатывала грамматические конструкции: согласование числительных с существительными «Сколько в твоём доме окон, этажей?», «Сколько яблок на дереве» и т. д.

При создании построек по определенной сюжетной линии учила детей правильно соотносить «право», «лево», «сзади», «спереди», «под», «над», «между» и т. д., тем самым формируя понимание пространственных отношений между предметами.

При обучении детей грамоте, можно предложить детям, используя LEGO, собрать буквы, найти схожие по строению буквы. Это помогает детям лучше запомнить буквы и освоить азы грамоты.

Конструирование фигур животных учила детей выделять части целого, отрабатывая падежные окончания (собака без чего? - без ушей). Составление частей разных животных помогает развивать понимание образования сложных слов. Например, игра «Весёлый зоопарк», в которой соединяется туловище крокодила и голова тигра, и получается «крокотигр».

Играя с LEGO, развиваем и разговорную речь ребенка. Ребёнок пересказывает рассказ не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора. Это помогает ребёнку лучше осознать сюжет, и пересказ получается более развёрнутым и логичным.

Закрепляя материал по лексической теме недели, с помощью конструктора LEGO, обогащается и активизируется словарь ребёнка, совершенствуется монологическая речь и диалоговое общение. Например, изучая темы «Путешествие в жаркие страны», «Путешествие на Северный полюс», предлагаю детям LEGO – конструктор «Животные мира». Обыгрывая постройку, дети ведут диалог от имени животных. Закрепляют названия животных, их детёнышей, а также учатся различать животных в соответствии с условиями их обитания.

В процессе занятий с детьми по LEGO - конструированию, работала над развитием интеллекта, воображения, творческих задатков. Особое внимание уделяла развитию логического и пространственного мышления. Дети учились работать с предложенными инструкциями, учились сотрудничать с партнером, работать в коллективе.

Конструктор «LEGO» помогал детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный результат.

Большая работа проводилась с родителями. В начале учебного года родители познакомились с возможностями использования конструктора LEGO, приобрели конструкторы для игр дома. В середине учебного года провела для родителей семинар – практикум «Играя в LEGO, развиваем речь». Родители совместно с детьми приняли активное участие в выставке «Возможности LEGO».

Благодаря интересам детей, в группе пополнилась развивающая среда уголка конструирования. Конструкторы LEGO приобретались с учетом интересов и возможностей детей. Также учитывался и гендерный принцип.

Диагностика развития связной речи у детей проводилась в начале и в конце учебного года. По результатам диагностики, проведённой в конце учебного года видно, что данная работа даёт положительные результаты.

Результаты диагностики получились такие: в начале учебного года - 0% детей с высоким уровнем речевого развития, 56% - со средним уровнем, 44% - с низким уровнем. В конце учебного года показатели изменились: 59% - с высоким уровнем, 31% - со средним уровнем, 10% - с низким уровнем речевого развития.

В дальнейшем планирую продолжить использование приёмов LEGO - конструирования в работе над развитием связной речи так, как работа по развитию речи с применением LEGO - конструирования сделала образовательный процесс более результативным. Дети воспринимали занятие как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогало лучше усвоить материал.

По результатам работы можно сделать выводы, что LEGO - технологии являются важным дополнением к имеющимся в общей и специальной педагогике методическим и дидактическим пособиям; LEGO - незаменимое средство в коррекционной работе с детьми, так как оно оказывает благотворное влияние на все аспекты развития ребенка.

Публикации по теме:

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровьяДидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра "Загадочный слоник" как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Использование пособия «Сундучок с тканями» как средство сенсорного развития в работе с детьми с ограниченными возможностямиИспользование пособия «Сундучок с тканями» как средство сенсорного развития в работе с детьми с ограниченными возможностями Использование пособия «Сундучок с тканями» как средство сенсорного развития в работе с детьми с ограниченными возможностями Назначение Занятие.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

LEGO-конструирование-как средство развития детских способностейLEGO-конструирование-как средство развития детских способностей LEGO -конструирование- как средство развития детских способностей. Дошкольный возраст - яркая неповторимая, неповторимая страница в жизни.

Мастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровьяМастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья Цель: • развивать тактильные ощущения ребенка; • побуждать выполнять двухступенчатую словесную инструкцию; • формировать умение брать предмет,.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
LEGO-конструирование как средство развития связной речи детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями развития
Опубликовано: 22 сентября 2020 в 12:44
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД