Конспект занятия «Лекарственные растения»

Флорида Хакимова
Конспект занятия «Лекарственные растения»

«Лекарственные растения»

Цели:

1. познакомить с историей использования лекарственных растений;

2. расширить знания детей о лекарственных растениях нашего района и способах их применения человеком;

3. выяснить правила сбора лекарственных растений.

4. продолжить знакомство со способами укрепления здоровья.

5. развивать экологическую культуру школьников.

Задачи:

• сформировать у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам своего здоровья

• формирование у учащихся практических навыков и умений использования различных лекарственных растений для оказания медицинской помощи на природе

• воспитывать у учащихся чувство стремления к здоровому образу жизни

• воспитывать бережное и доброе отношение к природе.

Занятие проходит в форме объяснительно-иллюстративный беседы-диалога с элементами обсуждения.

Учебно-наглядный комплекс: компьютерная презентация, лекарственные травы

Форма работы на занятии: групповая и индивидуальная.

Оборудования занятия:

1.Техническое обеспечение:

- персональный компьютер;

- мультимедийный проектор;

2.Программное обеспечение:

Microsoft Power Point, Word.

Предварительная работа:

• подбор по данной теме научно-методической литературы (список прилагается);

• подбор детских художественных произведений по данной теме (список прилагается);

• сбор произведений устного народного творчества (загадок, народных пословиц и поговорок);

• составление кроссворда “ТРАВНИК”;

• разработка конспекта “Лесная аптека»;

• подготовка отдельных учащихся с выступлениями по теме урока.

«Если посмотреть вокруг взглядом врача, ищущего лекарственные средства, то можно сказать, что мы живем в мире лекарств

изречение древнебуддийских медиков.

Ход занятия

Iэтап: организационный

IIэтап: подготовка учащихся к усвоению нового материала

Повторение пройденного материала прошлого урока: «Аптечка».Отвечаем на вопросы:

• Что нужно взять с собой отправляясь в поход? (Ответы детей… аптечка)

• Как называются растения, которые помогают нам лечиться?

• А как еще можно назвать эти растения?

Дети: Зеленая аптека или лесная аптека.

IIIэтап: изучение нового материала.

Тема сегодняшнего урока: «Лекарственные растения» (приложение 1, слайд 1).

Итогом нашего урока будет проверочная работа по тестам.Поэтому я перед вами ставлю следующую задачу: “Внимательно прослушать материал урока, сделать в тетради необходимые записи и в результате урока правильно сделать проверочную работу”.

На основных понятиях по теме урока я буду останавливаться. Изучение нашей темы мы начнём с просмотра компьютерной презентации. После просмотра обсуждение.

Учитель: (приложение 1, слайд 2).

Эпиграф нашего урока:

Здесь в зарослях лесных,

Где всё для сердца мило,

Где чистым воздухом так сладостно дышать,

Есть в травах и цветах целительная сила

Для всех умеющих их тайну разгадать.

М. Рязанов

Лечение травами давно известно в народе. Но прежде чем найти действительно полезное человеку растение, нужно его долго и осторожно проверять. Не раз знахари ошибались, и люди погибали.

Лечебные травы собирали специальные люди. Чтобы узнать, как называли этих людей, давайте, решим кроссворд.

Разгадываем сканворд – загадку (приложение 1, слайд 3).

Загадки к кроссворду (приложение 2).

В народной медицине с давних пор используются различные растения. В древние времена многие считали, что лекарственные растения, а также люди, лечившие ими, наделены сверхъестественной силой. В Древней Руси были травники или травознаи, которые без науки пытались проникнуть в тайны природы. Травников любили и уважали в народе, слагали о них песни.

Существовали книги-травники, в которых были собраны сведения о свойствах трав. Много в них было фантастического и даже вредного, но много было и полезного, подсказанного наблюдательностью, народным опытом. Особое значение стали придавать лекарственным растениям со времён Петра I. Позднее многие народные лечебные средства получили правильное научное истолкование и применяются в современной медицине.

3. Но давно ли мы знаем о лекарственных растениях? Откуда они появились? Кто их открыл? (приложение 1, слайд 4).

Оценка 1-ому докладчику и ответ на вопрос: Когда в России появилась первая аптека?

Первая российская аптека, открывшаяся в 1581 году, обслуживала царскую фамилию. Для простого люда лекарства продавались в зеленных и москательных лавках, и такая свободная торговля «зельем» часто приводила к отравлениям и злоупотреблению ядовитыми и сильнодействующими веществами. В связи с этим в Москве в 1672 году была открыта первая аптека для населения города, а с 1701-го после разрешения Петром I частных аптек и запрещения продажи лекарств в лавках была введена так называемая аптечная монополия. На определенной территории разрешалось открывать только одно такое заведение. К концу XVIII века в России их было уже свыше ста. Аптечным делом в стране с момента открытия первой аптеки ведала Аптекарская палата.

4. Какие лекарственные растения вы знаете? Для лечения каких заболеваний они применяются? (ответы детей)

Назовите, какие лекарственные растения растут в нашем лесу? (ответы детей)

Лекарственные растения (приложение 1, слайд 5-11).

В производстве лечебных средств используется 200 с лишним видов растений. Из них вырабатывается более 30 процентов лекарств. Сейчас уже заметно истощение некоторых видов когда-то многочисленных растений («любка» двулистная, валериана лекарственная и др., поэтому многие из них занесены в "Красную Книгу" и охраняются законом.

Далее приводятся примеры и небольшая характеристика таких растений.

После 2-3 - го сообщений ответьте на вопрос: почему некоторые лекарственные растения занесены в «Красную книгу»?

Сохранение и умножение природных богатств и их рациональное использование закреплено в Конституции нашей страны, а исчезающие и редкие виды включены в Красную книгу России. Растения Красной книги России содержат и лекарственные виды, и их количество лишь увеличивается с каждым годом из-за различных причин, но в основном из-за бездумной деятельности человека.

5.Вопрос: Всегда ли можно применять лекарственные растения не посоветовавшись с врачом? Почему? Ответы детей.

Рассказ о том, что лекарственные растения могут представлять и серьезную опасность (приложение 1, слайд 13-17).

Прежде чем воспользоваться рецептами народной медицины обязательно посоветуйтесь с врачом!

Ответ на вопрос: почему перед применением лекарственных растений надо обязательно советоваться с врачом?

Травы могут не только лечить, но и повышать давление, «убивать» печень и почки, вызывать гастрит, гемолитическую анемию (разрушать эритроциты, уменьшать количество тромбоцитов и преподносить многие другие сюрпризы. Поэтому к их дозировке нужно относиться с повышенным вниманием и осторожностью

6.Вопрос: А вы знаете, как правильно заготавливать лекарственные растения:

Заготовка лекарственных растений.

Сбор и заготовка лекарственных растений связана с определенными трудностями. Несведущему человеку, отправившемуся за целебными травами, недолго нанести им и вред или собрать недоброкачественное, а то и ядовитое сырье. Качество лекарственного сырья также зависит не только от искусства сборщика, но и от времени года, атмосферных условий и ряда других факторов. Кроме того, среди лекарственных растений немало и таких, которые, ввиду их малочисленности, необходимо тщательно оберегать. При сборе лекарственного растения следует учитывать, какая именно его часть используется во врачебных целях и как производить сбор, чтобы не уничтожить заросли. Пренебрежение этими правилами может привести к полному исчезновению некоторых растений в данной местности (приложение 1, слайд 18-19).

7.Обзор литературы по данной теме: «Книги о лекарственных растениях» (приложение 1, слайд 20).

8.Вопрос: А как еще можно применять лекарственные растения?

Ответы детей: для приготовления лечебных чаев, различных добавок к еде и т. д.

В некоторых кухнях народов мира лекарственных растения используются в пищу (приложение 1, слайд 21-22).

Учитель рассказывает о том, что лекарственные растения применяются не только для лечения, но и как вкусовые добавки к пище.

Именно пища обеспечивает все клетки нашего организма энергией и множеством различных веществ, необходимых для нормальной жизнедеятельности. Качественный и количественный состав пищи – основа обеспечения наших физиологических потребностей. Нужно не только ввести в организм определенное количество пищи, но и сбалансировать ее по соотношению питательных веществ, витаминов, минералов и микроэлементов. Наверное, точно подобрать питание на каждый день нашей жизни нереально, но ведь наш организм тонко отрегулирован природой и способен взять из пищи столько, сколько ему необходимо в данный момент. Исключением являются детский и пожилой возраст, когда приспособительные возможности ограничены. Кроме того, есть ряд веществ (некоторые витамины, минералы, микроэлементы, которые наш организм не может самостоятельно синтезировать в процессе обмена, поэтому они обязательно должны поступать с пищей.

С пищей организм получает основные питательные вещества: белки, жиры и углеводы, а также витамины, макро- (кальций, калий, натрий, фосфор, магний, железо) и микроэлементы (медь, цинк, йод, марганец, кобальт, молибден, серу, бром, селен, хром, олово, кремний, фтор, ванадий). Они служат источником энергии и строительным материалом для всех клеток нашего тела, без витаминов и микроэлементов не могут протекать разнообразные процессы обмена, то есть реакции превращения энергии и веществ.

Многие из лекарственных растений являются замечательной пищей. Собирают цветы до обеда, когда они только начинают распускаться. Цветки используют как пряную, вкусовую, лечебную добавку для чая, супов, соусов. Во Франции, например, очень популярны фиалковое желе, желе из розмарина, конфитюр из лаванды и прочее.

Лук, чеснок, чабрец, тмин, укроп и т. д. Зверобой. Пряная приправа для рыбных блюд, из него также варят чай и другие, полезные для здоровья напитки.

Иван-чай. Из молодых побегов и листьев готовят салаты, супы, чай

9. Приготовление лекарственного витаминного чая - семейный рецепт. (приложение 4).

Дегустируем фиточай.

Оценка 5-ому докладчику и ответ на вопрос: почему полезно пить такой чай?

IVэтап:

Первичное закрепление знаний

Проверочная работа «Проверь себя» по пройденной теме (приложение 1, слайд 24).

Этап рефлексии (приложение 2, слайд 25)

Закончить фразу:

О чем сегодня говорили на уроке?

Мне показалось самым интересным …

Какие лечебные свойства растений вы запомнили?

Что такое отвар? Настой?

Я сегодня научился (лась)

Мне показалось трудным …

Мне пригодится в жизни …

После урока я сам (а) смогу …

Vэтап: Итог урока

Учитель подводит итог урока (приложение 1, слайд 26-27, выставляет оценки.

VIэтап: Информация о домашнем задании

Домашнее задание: (приложение 2, слайд 28)

1. составить рецепт с применением лекарственных растений для лечения простуды и повышения иммунитета.

2. Подготовить семейный рецепт с использованием лекарственных растений;

Сочинить рассказ, сказку, стихотворение о лекарственном растении

Список используемой литературы

1. Зорина Т. Г., «Школьникам о лесе», 2 издание, доп., Лесная промышленность, 1971г.

2. Зотов В. «Лесная аптека» - «Вороний глаз» - аудиозапись, интернет-ресурс

3. Картинки, анимации, gif-рисунки - Интернет-ресурсы.

4. Литвинов Е. Н., Смирнов А. Т., учебник «Основы безопасности жизнедеятельности», Москва, АСТ, 2009 год.

5. Максиняева М. Р. «Занятия по ОБЖ с младшими школьниками», Москва «Сфера», 2004 год

6. Популярная медицинская энциклопедия, Москва, 2003 год.

Приложение 1

Загадки для кроссворда

1. Золотая голова

Велика, тяжела.

Золотая голова

Отдохнуть прилегла.

Голова велика,

Только шея тонка. (Тыква) 3. Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

(Малина)

2. В лес уходили - здоровыми были,

А вернулись обратно в синяках да в пятнах.

Не дрались, не падали, собирали ягоду. (Черника) 6. Вырастает, где придётся,

И кусается, и жжётся.

(Крапива)

3. Стоит в саду кудряшка - белая рубашка,

Сердечко золотое. Что это такое?

(Ромашка)

7. Сидит дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает.

(Лук)

4. Где-то в чаще дремучей,

За оградой колючей,

У заветного местечка

Есть волшебная аптечка.

Там красные таблетки

Развешаны на ветке. (Шиповник)

Приложение 2

П А М Я Т К А

(приготовление лекарственного чая)

Чай из шиповника

Ягоды шиповника богаты витамином С, кроме этого они содержат и другие витамины и микроэлементы, обладают фитонцидными и бактерицидными свойствами.

Чтобы приготовить чай из шиповника ягоды засыпать в эмалированную посуду или посуду из огнеупорного стекла, залить горячей водой и вымачивать 5—10 минут. Медленно нагревать до закипания, затем держать на небольшом огне 5—6 минут. Пить можно горячим, но не менее полезен чай из шиповника холодный, в последнем случае дать напитку остыть, накрыв его крышкой. Ягоды шиповника можно съесть или протереть и положить в напиток. Чай из шиповника рекомендуется при слабости или после болезни.

Ингредиенты:

Шиповник (очищенные, измельченные ягоды) -4-5 ст. ложка

вода – 1 литр

сахар или мед по вкусу

Шиповник

Кустарник высотой 100-150 см, с красно-коричневыми блестящими ветвями. Настой из плодов шиповника помогает при простудных заболеваниях, кашле

Шиповник.

На зорьке румяной шиповник проснулся.

Он каждым листочком к заре потянулся.

А зорька к нему потянулась в ответ,

Бутоны окрасила в розовый цвет.

И в каждый бутон, как раз в серединку,

Вложила она голубую росинку.

Заденешь случайно шиповник плечом,

Окатит тебя он душистым дождем.

Татьяна Голуб

П А М Я Т К А

(приготовление лекарственного чая)

Чай из шиповника

Ягоды шиповника богаты витамином С, кроме этого они содержат и другие витамины и микроэлементы, обладают фитонцидными и бактерицидными свойствами.

Чтобы приготовить чай из шиповника ягоды засыпать в эмалированную посуду или посуду из огнеупорного стекла, залить горячей водой и вымачивать 5—10 минут. Медленно нагревать до закипания, затем держать на небольшом огне 5—6 минут. Пить можно горячим, но не менее полезен чай из шиповника холодный, в последнем случае дать напитку остыть, накрыв его крышкой. Ягоды шиповника можно съесть или протереть и положить в напиток. Чай из шиповника рекомендуется при слабости или после болезни.

Ингредиенты:

Шиповник (очищенные, измельченные ягоды)

4-5 ст. ложка, вода – 1 литр,

сахар или мед по вкусу

П А М Я Т К А

(приготовление лекарственного чая)

Чай из шиповника

Ягоды шиповника богаты витамином С, кроме этого они содержат и другие витамины и микроэлементы, обладают фитонцидными и бактерицидными свойствами.

Чтобы приготовить чай из шиповника ягоды засыпать в эмалированную посуду или посуду из огнеупорного стекла, залить горячей водой и вымачивать 5—10 минут. Медленно нагревать до закипания, затем держать на небольшом огне 5—6 минут. Пить можно горячим, но не менее полезен чай из шиповника холодный, в последнем случае дать напитку остыть, накрыв его крышкой. Ягоды шиповника можно съесть или протереть и положить в напиток. Чай из шиповника рекомендуется при слабости или после болезни.

Ингредиенты:

Шиповник (очищенные, измельченные ягоды)

4-5 ст. ложка, вода – 1 литр

сахар или мед по вкусу

П А М Я Т К А

(приготовление лекарственного чая)

Чай из шиповника

Ягоды шиповника богаты витамином С, кроме этого они содержат и другие витамины и микроэлементы, обладают фитонцидными и бактерицидными свойствами.

Чтобы приготовить чай из шиповника ягоды засыпать в эмалированную посуду или посуду из огнеупорного стекла, залить горячей водой и вымачивать 5—10 минут. Медленно нагревать до закипания, затем держать на небольшом огне 5—6 минут. Пить можно горячим, но не менее полезен чай из шиповника холодный, в последнем случае дать напитку остыть, накрыв его крышкой. Ягоды шиповника можно съесть или протереть и положить в напиток. Чай из шиповника рекомендуется при слабости или после болезни.

Ингредиенты:

Шиповник (очищенные, измельченные ягоды)

4-5 ст. ложка, вода – 1 литр

сахар или мед по вкусу

П А М Я Т К А

(приготовление лекарственного чая)

Чай из шиповника

Ягоды шиповника богаты витамином С, кроме этого они содержат и другие витамины и микроэлементы, обладают фитонцидными и бактерицидными свойствами.

Чтобы приготовить чай из шиповника ягоды засыпать в эмалированную посуду или посуду из огнеупорного стекла, залить горячей водой и вымачивать 5—10 минут. Медленно нагревать до закипания, затем держать на небольшом огне 5—6 минут. Пить можно горячим, но не менее полезен чай из шиповника холодный, в последнем случае дать напитку остыть, накрыв его крышкой. Ягоды шиповника можно съесть или протереть и положить в напиток. Чай из шиповника рекомендуется при слабости или после болезни.

Ингредиенты:

Шиповник (очищенные, измельченные ягоды)

4-5 ст. ложка, вода – 1 литр

сахар или мед по вкусу

Приложение 3

Правила сбора лекарственных трав

1. Что собирать – человек должен уметь различать лекарственные растения и нелекарственные и знать, что у этого растения нужно взять (корень, листья, соцветия и т. д.)

2. Когда собирать – лекарственные растения собирают тогда, когда в нём максимального содержания фармакологических активных веществ. Нельзя собирать во время дождя и когда роса на траве.

3. Как собирать – при сборе лекарственных растений каждое растение нужно класть отдельно. Использовать нож.

4. Где собирать – поляна, луг, болото, лес – места, подходящие для сбора. Нельзя использовать растения близ шоссе, дорог т. к. в них накоплены ядовитые вещества из выхлопных труб машин (цинк, сера, свинец)

5. Собирая, сохранять – при сборе нужно взять столько, сколько вам надо. Нельзя брать растения, занесены в Красную книгу, и из года в год нельзя на одном и том же месте не проводят сбор лекарственных растений.

Правила сбора лекарственных растений.

Растения собирают в сухую погоду, когда уже исчезла роса. Надо следить, чтобы на растениях не было пыли и грязи.

Нельзя собирать лекарственные растения вдоль дорог, на улицах городов, в скверах. В этих растениях накапливаются вредные вещества, которые выбрасывают в воздух автомобили.

Цветки собирают в начале цветения; листья - перед цветением или в начале его; корни и корневища - весной и осенью; кору - весной, в начале движения сока, когда она хорошо отделяете;

Приложение 4

П А М Я Т К А

(приготовление лекарственного чая)

Чай из шиповника

Ягоды шиповника богаты витамином С, кроме этого они содержат и другие витамины и микроэлементы, обладают фитонцидными и бактерицидными свойствами.

Чтобы приготовить чай из шиповника ягоды засыпать в эмалированную посуду или посуду из огнеупорного стекла, залить горячей водой и вымачивать 5—10 минут. Медленно нагревать до закипания, затем держать на небольшом огне 5—6 минут. Пить можно горячим, но не менее полезен чай из шиповника холодный, в последнем случае дать напитку остыть, накрыв его крышкой. Ягоды шиповника можно съесть или протереть и положить в напиток. Чай из шиповника рекомендуется при слабости или после болезни.

Ингредиенты:

Шиповник (очищенные, измельченные ягоды) -4-5 ст. ложка

вода – 1 литр

сахар или мед по вкусу

Проверь себя! Найди соответствие.

Лекарственное растение:Применение:

1. Ландыш а. Для возбуждения аппетита

2. Ромашка б. Для укрепления волос

3. Цикорий в. Сердечные заболевания

4. Лопух г. Противовоспалительное, вяжущее,

дезинфицирующее и успокаивающее средство

заполни таблицу:

1 2 3 4

Проверь себя! Найди соответствие.

Лекарственное растение:Применение:

5. Ландыш а. Для возбуждения аппетита

6. Ромашка б. Для укрепления волос

7. Цикорий в. Сердечные заболевания

8. Лопух г. Противовоспалительное, вяжущее,

дезинфицирующее и успокаивающее средство

заполни таблицу:

1 2 3 4

Проверь себя! Найди соответствие.

Лекарственное растение:Применение:

9. Ландыш а. Для возбуждения аппетита

10. Ромашка б. Для укрепления волос

11. Цикорий в. Сердечные заболевания

12. Лопух г. Противовоспалительное, вяжущее,

дезинфицирующее и успокаивающее средство

заполни таблицу:

1 2 3 4

Прикреплённые файлы:

pril1-1_vmaaq.ppt | 2605,5 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект занятия «Лекарственные растения нашего края» Цели: - Расширить знания детей о лекарственных растениях нашего края; - Развитие познавательные способностей детей, коммуникативные навыки.

Беседа «Лекарственные растения» Конспект ознакомительной беседы для детей старшей группы «Лекарственные растения». – Ах, не трогайте меня, обожгу и без огня (крапива).

Конспект НОД для детей старшей логопедической группы по познавательному развитию «Лекарственные растения» Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей логопедической группы по познавательному развитию «Лекарственные.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Лекарственные растения» Цель: расширить представления детей о лекарственных травах. Задачи: рассказать о биологических особенностях лекарственных растений, и их.

Конспект НОД в подготовительной группе «Лекарственные растения — средство оздоровления организма человека» Цель: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения.

Конспект ОД с детьми подготовительной к школе группы «Лекарственные растения — средства оздоровления» Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения.

«Лекарственные растения Башкортостана». Конспект ООД в образовательной области «Познавательное развитие» Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область: Познавательное развитие. Лекарственные растения Башкортостана.

Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Лекарственные растения» Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе «Лекарственные растения» Ход НОД: Организационный момент: В:-Мне кажется, что радость.

НОД «Лекарственные растения» Цель: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения.

Проект «Лекарственные растения» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Проект на тему: "Лекарственные растения" МАДОУ детский сад №25 «Матрёшка».

Библиотека изображений:
  • Цветы
  • Цветы
  • Цветы
Автор публикации:
Конспект занятия «Лекарственные растения»
Опубликовано: 2 ноября 2018 в 20:30
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 июля. День воздушных змеев на МААМ

Детской игрушке и древнейшему устройству, которое использовали даже для устрашения врага, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы...

28 июля. День гусенички на МААМ

В продолжение знакомства детей с миром живой природы предлагаем провести актуальное занятие, посвящённое гусеницам и их превращению в бабочек. Сделать такое занятие полезным и разнообразным поможет опыт...


Горячие темочки