Конспект НОД для детей старшей логопедической группы по познавательному развитию «Лекарственные растения»

СВЕТЛАНА БУСЛО
Конспект НОД для детей старшей логопедической группы по познавательному развитию «Лекарственные растения»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей логопедической группы по познавательному развитию

«Лекарственные растения»

воспитателя Светланы Валерьевны Бусло

Цель: расширять представления детей о лекарственных растениях, какую пользу они приносят, можно ли вырастить их самим.

Задачи:

Коррекционно –образовательные: обобщить и систематизировать представления детей о лекарственных растениях; вызвать желание узнавать новые факты о них (познакомить с народными названиями целебных трав – «белюшка», «пупавка», «ворожка», «молочник», «пуховик», «ноготки», «заячьи ушки»).

Коррекционно – развивающие: развивать познавательный интерес; речь, расширять словарь за счет новой информации (ромашка аптечная, подорожник – путешественник, травники, медонос, ноготки, соцветия). Умение устанавливать причинно – следственные связи; внимание, память. Повышать остроту зрения, развивать зрительное восприятие через художественно – продуктивную деятельность; мелкую моторику, ориентировку в пространстве.

Коррекционно –воспитательные: воспитывать экологическую культуру, формировать уважительное отношение к лекарственным травам; навыки совместной деятельности, умение делиться впечатлениями друг с другом.

Предварительная работа:

1. Художественно –продуктивная деятельность: вырезывание контура детских ладошек из бумаги и салфеток для одуванчика, ромашки, календулы; разрывание бумажной салфетки на кусочки и скатывание комочков круговыми движениями для соцветий; раскатывание из зеленой салфетки жгутиков для травки; игры с прищепками.

2. Работа с познавательной литературой. Оформление «Полочки умных книг» (справочники, энциклопедии, раскраски).

3. Чтение сказок, рассказов, стихов по теме; рассматривание иллюстраций к ним, беседы.

4. Опытно –исследовательская деятельность: выращивание рассады календулы, высадка и уход за ней на участке д/сада

5. Наблюдение за подорожником, ромашкой, мать – и - мачехой, лопухом, ландышами, одуванчиками.

6. Слушание детских песен.

2.Материал и оборудование: мольберт, иллюстрации по теме «Лекарственные растения», DVD, разрезные картинки для игры «Собери целое из частей», прищепки разных цветов, шапочки подорожник, одуванчик, ромашка.

Технологии: здоровьесберегающие, игровая технология, личностно-ориентированная технллогия

Ход:

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? Скажите, на чем можно путешествовать?

Дети: на автомобиле, поезде, самолете, теплоходе и т. д.

Воспитатель: Сегодня мы отправимся в страну лекарственных растений. Чтобы путешествие было увлекательным и полезным мы будем выполнять разные задания. Готовы? Садимся в машину, поехали!

Физминутка: «Едем, едем на машине…»

Едем, едем на машине, нажимаем на педаль,

Газ включаем, выключаем, смотрим пристально мы вдаль.

Дворники счищают капли: влево, вправо – красота!

Волосы ерошит ветер, мы шоферы - хоть куда!

Воспитатель: Смотрите, нас встречает подорожник.

Подорожник (ребенок в шапочке подорожника):Я – подорожник. Расту вдоль дорог, часто люди проходят и не замечают меня. Подумаешь невидаль – подорожник! Но если кто – нибудь в пути обрежется, поцарапается, натрет ногу, сразу вспоминает обо мне.А я тут как тут: «Сорви мои листья, сполосни их в воде и приложи к ранке – они успокоят боль и помогут ранке скорее затянуться».

Воспитатель: Спасибо тебе, подорожник за твои лечебные свойства. Ребята, подорожник он – путешественник, хотя вроде и сидит неподвижно. Семена подорожника вместе с грязью налипают на обувь и на колеса машин и разносятся по всем дорогам. Около Антарктиды есть небольшой остров Гоф, сюда подорожник был завезен моряками, он распространился по всему острову. Этому способствовали пингвины, которые перенесли семена на своих лапках.

Воспитатель: Ребята, подорожник придумал для вас задание «Собери целое из частей» (дети садятся за столы и выполняют задание: из разрезных картинок составляют изображение ландыша, василька, мать – и – мачехи, одуванчика, ромашки и др.).Воспитатель: Чаи мать – и – мачехи помогают при кашле. Народное название у этого растения – «отгоняющий кашель».

Ландыш, несмотря на то, что это лекарственное растение, оно очень ядовитое. Особенно ядовиты листья и плоды. Соберут травники ландыши, принесут в аптеку и приготовят из него лекарство в помощь больному сердцу. Народное название ландыш получил за форму его листьев – «заячьи ушки»,

Васильки растут вместе с рожью. Наши предки использовали их для изготовления синей краски. Сейчас в лечебных целях как противовоспалительное, общеукрепляющее, мочегонное средство, в виде промываний, примочек. Название получили от имени юноши («Цианус» - синий, которому они очень нравились. Русское название василька произошло, по словам одного сказания, от имени молодого парня, единственного сына у матери Василя, которого заколдовала русалка и превратила в синий цветок, напоминавший своей окраской голубую воду.

Дети, можно собирать лекарственные растения в городе? (ответы детей)

Растения для приготовления настоев и отваров выращивают на специальных плантациях или собирают вдали от населенных пунктов и дорог. Ведь растения впитывают и накапливают вредные вещества, которыми загрязняют землю и воздух выхлопные газы автомобилей, заводской дым.

Воспитатель: Наше путешествие продолжается. Пересаживаемся в самолет.

Физминутка : «Мы садимся в самолет»

Мы садимся в самолет, отправляемся в полет.

Мы летим над облаками, машем папе, машем маме.

Видим, как течет река, видим в лодке рыбака.

Осторожнее: гора! Приземляться нам пора!

Воспитатель: Остановка вторая, нас встречает ромашка (выходит девочка в шапочке ромашки).

Ромашка: Я ромашка аптечная или лекарственная. Расту, как сорняк, по полям, по лугам, около жилья и вдоль дорог, почти по всей России. Мои цветки и листья имеют сильный аромат и горьковатый вкус. Я – растение медонос. Среди густых и зеленых трав выделяется моя «белая рубашка». Пчелы, бабочки, шмели видят меня издалека и летят ко мне за медом. Ребята, а что лечит ромашка?

Дети: Настоем ромашки можно полоскать горло, рот, ополаскивать волосы.

Воспитатель: Применяют в косметических целях при изготовлении кремов, шампуней, мыла, зубной пасты.

Ребята, ромашка тоже придумала для вас задание. Сейчас мы поупражняем наши пальчики, поиграем с прищепками.

Игра с прищепками «Собери цветок»

Воспитатель: Ребята, а что значит растение – медонос? Как вы думаете почему в народе ромашку называют «белюшкой», «ворожкой»? (ответы детей). А ещё у ромашки есть другое название – «пупавка», поскольку в центре соцветия возвышается желтый «пупок».

Воспитатель: Спасибо тебе, ромашка, за целебные свойства. Продолжим наше путешествие на поезде.

Физминутка «Поезд»

Едем, едем друг за другом, полем и зеленым лугом.

На лугах цветы мелькают, в поле бабочки летают.

Подъезжаем мы к мосту,паровоз гудит: «Ту – Ту»!

Воспитатель: Остановка третья. Мы в гостях у одуванчика (выходит мальчик в шапочке одуванчика).

Одуванчик: Я – одуванчик лекарственный. В моей жизни несколько страниц. Первая – зеленая, когда я еще не успел зацвести. Затем открывается желтая страница, а когда мои желтые огоньки превратятся в белые пушистые шарики – открывается белая страница. Длится она недолго. В воздух поднимаются воздушные плоды, они летят долго, не раскачиваются, и не перевертываются. Я тоже растение медонос. Ко мне прилетают не только пчелы и шмели, но и бабочки.

Воспитатель: Ребята, на одуванчике есть место, где сесть пчелке, чтобы полакомиться сладким нектаром и собрать пыльцу. Одуванчиковый мед – густой и ароматный.

Какие части целебны у одуванчика? (ответы детей)

Народные названия одуванчика – «молочники», «зубная трава», «пуховики». Почему? (ответы детей). Спасибо тебе, одуванчик, за помощь людям и животным.Выполним задание одуванчика:

Игра «Веселые ладошки»

(Дети из предварительно вырезанных контуров ладошек собирают целое - ромашку и одуванчик). Звучит песня «Одуванчик», авторы А. и Н. Вайнеры

Задание на ориентировку в пространстве:

Настя, одуванчик помести в центр нашей полянки. Максим, ромашку слева от одуванчика. Дети, какой цветок справа от одуванчика? (календула)

Воспитатель: Марина, расскажи нам о календуле.

Ребенок: Это – календула или ноготки. Свое название растение получило по форме изогнутых семян. Один только взгляд на эти солнечные цветы прогоняет плохое настроение и укрепляет зрение. Часто календулу применяют в составе травяных чаев, как средство от простуды. Вот какой простой цветок, а сколько в нем полезного.

Воспитатель: Календулу выращивают на специальных плантациях далеко от города.

Ребята, наше путешествие закончено. Понравилось оно вам? Настоящие путешественники очень наблюдательны и любознательны.Ответьте на мои вопросы:

Какое растение называют :

«Солнышко на ножке»?

«Зеленым бинтом»?

«Заячьи ушки»?

«Белая рубашка»?

Задание какого растения было интереснее?

Воспитатель: Ребята, вы порадовали меня своими ответами. Занятие наше закончено. Я хочу угостить вас травяным чаем и пирогом со смородиной. Пойдемте пить чай.

Публикации по теме:

Конспект интегрированной НОД по познавательному развитию в старшей логопедической группе «Весна. Изменения в природе» Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в старшей логопедической группе. Тема: "Весна. Изменения в природе" Цель:.

Конспект НОД для детей старшей группы по познавательному развитию и развитию детского творчества «Волшебное яйцо» Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы «Волшебное яйцо» Воспитатель: Гусева Елена.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшей группы «В поисках Цветика-семицветика» Конспект НОД в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» «В поисках Цветика-семицветика» Цель: овладение детьми.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Лекарственные растения» Цель: расширить представления детей о лекарственных травах. Задачи: рассказать о биологических особенностях лекарственных растений, и их.

Конспект НОД по познавательному развитию детей старшей группы «Магнит творит чудеса» .

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшей группы «Письмо из Простоквашино» Автор конспекта НОД: воспитатель группы № 2 Чупрова О. В. Приоритетная образовательная область: познавательное развитие. ФЭМП Цель НОД:.

Конспект НОД по познавательному развитию «Лесная красавица ель» для детей старшей группы Конспект НОД по познавательному развитию с использованием мнемотехники и технологии исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного.

Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Лекарственные растения» Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе «Лекарственные растения» Ход НОД: Организационный момент: В:-Мне кажется, что радость.

НОД по познавательному развитию для детей старшей группы «День защитника Отечества» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №6 «КОЛОКОЛЬЧИК» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ГОРОДА ФУРМАНОВА НОД по познавательному.

НОД по познавательному развитию для детей старшей группы «Лягушка» (Технология деятельностного метода «Ситуация») Тема: Чудесные превращения в природе «Лягушка». Цель: развитие познавательных способностей.

Библиотека изображений:
  • Цветы
  • Цветы
  • Цветы
Автор публикации:
Конспект НОД для детей старшей логопедической группы по познавательному развитию «Лекарственные растения»
Опубликовано: 30 октября 2018 в 19:13
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 августа. День арт-терапии на МААМ

Исцелению посредством творчества и искусства посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий,  чтобы заняться с ребенком арт-терапией и открыть для себя новые...

2 августа. День оленя в России

Празднование этого профессионального праздника всех оленеводов установлено на завершение летнего выпаса оленьих стад и подготовке к их перекочёвке на зимние пастбища. Очередной тематический день мы...


Горячие темочки